Критерии оценки уровня речевого развития обучающихся начальных школ

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Учитель-логопед общеобразовательного учреждения в своей деятельности ставит перед собой следующие задачи:

  • обследование и отбор детей в логопедические группы;
  • проведение коррекционной работы;
  • общее развитие речи детей и речевых предпосылок к усвоению программы по русскому языку;
  • ведение документации и отчетности.

Цели:

  • Определить уровень речевого развития обучающихся;
  • Осуществить единый подход логопедов школ к постановке речевого заключения;
  • Сравнить результаты коррекционной работы с первоначальными результатами обследования.

5 баллов – высокий уровень речевого развития
4 балла - средний уровень речевого развития
3 балла – уровень речевого развития ниже среднего
2 балла - низкий уровень речевого развития
1 балл – значительно низкий уровень речевого развития.

Речевая коммуникация

5 б. Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета;

4 б. ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;

3 б. ребенок слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли;

2 б. ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание;

1 б. ребенок неактивен и неразговорчив, молчит, не вступает в речевое общение.

Произношение

5 б. Безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. Правильное и точное воспроизведение слов любой звуко-слоговой структуры. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания;

4 б. правильное произношение всех звуков, нормальный темп речи;

3 б. ребенок изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи иногда наблюдаются замены и искажения звуков, т.е. звуки недостаточно автоматизированы. Неустойчивость и недостаточная четкость произношения. Слова сложной звуко-слоговой структуры ребенок может воспроизвести только в замедленном темпе;

2 б. нарушение произношения отдельных звуков (1-4 звука) одной артикуляционной группы во всех позициях. Ребенок не договаривает слова или сокращает их (пропускают согласные в стечении).

1 б. нарушение произношения 5 и более звуков разных артикуляционных групп. Искажение темпа и ритма речи. Грубое искажение звуко-слоговой структуры слов (пропуски и перестановки звуков и слогов).

Фонематическое восприятие

5 б. Хорошо дифференцирует все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводит все цепочки слогов с фонетически сходными звуками в темпе предъявления. Правильно подбирает картинки и слова с заданным звуком;

4 б. ребенок умеет дифференцировать все звуки. При воспроизведении слогов может ошибиться 1-2- раза, но быстро исправляет сам себя;

3 б. недостаточная дифференциация звуков. Первый член цепочки воспроизводится правильно (ба-па - ба-па), второй уподобляется первому (па-ба – ба-па). Картинки и слова с заданным звуком ребенок выбирает с ошибками. Отмечаются устойчивые ошибки в различении 1-2 пар звуков.

2 б. ребенок воспроизводит цепочки слогов неточно, переставляет, заменяет, пропускает слоги. Неверно выбирает слова и картинки с заданным звуком. Отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков;

1 б. дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует. Отказ от выполнения задания.

Навыки языкового анализа

5 б. Четко дифференцирует элементы речи: предложение, слово, слог, звук. Быстро и правильно делит слова на слоги, правильно определяет количество и порядок звуков в слове;

4 б. правильно выполняет все виды языкового анализа, иногда с оказанием стимулирующей помощи;

3 б. неверно определяет количество слов в предложениях с предлогами (т.к. не вычленяет предлог как отдельное слово). Правильно определяет границы слогов. Допускает ошибки при звуковом анализе слов (вычленяет не все звуки, ошибается в порядке их следования).

2 б. неправильно определяет количество предложений в тексте, количество слов в предложении, количество слогов в слове. Делает грубые ошибки при звуковом анализе слов;

1 б. навыки языкового анализа не сформированы.

Лексика

5 б. Ребенок умеет быстро подобрать наиболее точное слово, легко классифицирует и обобщает понятия (животные, обувь, транспорт и т.д.), легко подбирает определения к существительным (более трех к каждому слову). Например, яблоко (какое?) красное, спелое, сочное, крупное. Без помощи взрослого правильно называет детенышей всех предъявленных животных. Правильно образует качественные, относительные и притяжательные прилагательные от существительных. Правильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных и приставочные глаголы. Знает названия профессий.

4 б. У ребенка достаточный словарный запас, он владеет навыками словообразования, оперирует обобщающими словами, правильно подбирает синонимы и антонимы (возможна самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи). Подбирает 2 – 3 определения к заданному слову.

3 б. Ребенок делает только простые обобщения (одежда, фрукты) и затрудняется сделать более сложные (транспорт и т.д.). Не ко всем предъявленным словам подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает их не всегда верно. Подбирает 1 – 2 определения к существительному. Детенышей животных называет по аналогии: лиса – лисята, корова – коровята… Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных и других новых слов.

2 б. Словарный запас ограничен рамками бытовой тематики. Ребенок подбирает одно определение к существительному и не всегда верно. Не может подобрать синонимы, при подборе антонимов допускает ошибки. Неверно образует новые слова.

1 б. Бедный словарный запас. Ребенок не владеет обобщающими словами, не может подобрать определение к существительному или подбирает его неверно. Не может образовать новое слово даже после предъявления 3 – 4 образцов.

Грамматический строй

5 б. Ребенок правильно понимает сложные логико-грамматические конструкции. Самостоятельно и правильно конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме. По картинкам составляет сложные предложения с использованием союзов “потому что”, “так как”, “поэтому” и других. Правильно и точно может воспроизвести за логопедом предложение. Может найти и исправить грамматическую и смысловую ошибки в неверно составленном предложении. Правильно использует конструкции с предлогами, может вставить в предложение пропущенный предлог. Владеет как простыми, так и сложными формами словоизменения (изменение существительных по числам и падежам, согласование прилагательных с существительными, местоимений “мой”, “твой” с существительными, существительных с глаголами).

4 б. Ребенок по картинкам составляет простые предложения. При повторении предложения может пропустить отдельные слова без искажения смысла и структуры предложения. Выявляет и исправляет допущенные грамматические и смысловые ошибки в предложениях, но с незначительными неточностями. Допускает 1 – 2 ошибки в сложных формах словоизменения, но исправляет сам себя.

3 б. При составлении предложений из предъявленных слов ребенок правильно употребляет окончания, но нарушает порядок слов. По картинкам составляет очень короткие предложения с небольшой помощью взрослого (вопросы). При повторении предложения за логопедом пропускает отдельные слова и словосочетания. В неверно составленном предложении выявляет ошибку, но не может исправить ее. Не знает некоторых предлогов. При словоизменении сложных форм ребенок допускает более трех ошибок и исправляет их только после того, как логопед обратил его внимание на эти ошибки.

2 б. При составлении предложений ребенок допускает ошибки грамматического характера, смысловые неточности. При повторении предложения за логопедом искажает смысл и структуру предложения, не заканчивает его. Ребенок неправильно употребляет предлоги, заменяет одни предлоги другими, не подходящими по смыслу и грамматически. При словоизменении ребенок начинает изменять слова только после изучения 3 – 4 примеров, допуская при этом ошибки.

1 б. При составлении предложений по картинкам ребенок только перечисляет изображенные предметы. При составлении предложений из предъявленных слов наблюдается смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. Не воспроизводит предложение за логопедом. Не замечает ошибок в неверно составленном предложении. Не может вставить пропущенный в предложении предлог, даже с помощью наводящего вопроса. При изменении слов ребенок не выполняет задание даже после предъявления 3 – 4 образцов, не может понять, что от него требуется.

Связная речь

5 б. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок ребенок самостоятельно раскладывает картинки. Его рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья в правильной последовательности, оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств. При этом ребенок проявляет фантазию.
При пересказе ребенок полностью правильно воспроизводит текст после первого предъявления, правильно формулирует основную мысль, последовательно и точно строит пересказ, полностью использует авторскую лексику, умело использует сложные предложения.

4 б. Рассказ ребенка соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены самостоятельно, иногда со стимулирующей помощью взрослого.
Пересказ выстроен так же последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, авторская лексика использована не полностью, ребенок заменяет авторские выразительные средства другими; грамматических ошибок нет.

3 б. При составлении рассказа ребенком допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление.
При пересказе ребенок допускает незначительные отклонения от текста, требуется небольшое количество подсказок педагога по ходу пересказа. Использует только простые предложения, встречаются единичные грамматические ошибки, наблюдаются недлительные паузы.

2 б. При составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев, нарушение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев или рассказ не завершен. Или ребенок может разложить картинки и составить рассказ только по наводящим вопросам. При этом ребенок составляет очень короткие предложения. Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, далекие словесные замены.
При пересказе ребенку требуется повторное чтение текста. Наблюдаются длительные паузы, повторы, необходимы подсказки педагога. Ребенок неточно строит пересказ, нарушает последовательность, искажает смысл, включает постороннюю информацию, неадекватно использует слова, делает грамматические ошибки.

1 б. При составлении рассказа ребенок не может выполнить задание даже при наличии помощи. Он не может обнаружить связи между картинками, просто перечисляет изображенные предметы. Описание ситуации отсутствует.
При пересказе ребенок не может воспроизвести текст, нарушает его структуру, делает многочисленные паузы, неадекватно использует слова. Либо пересказ недоступен вообще, даже по вопросам.

Чтение

5 б. Учащийся владеет навыками чтения:

  • читает правильно (без ошибок);
  • читает выразительно (соблюдает паузы, тон, темп чтения, логическое ударение);
  • читает осознанно, понимая прочитанное (может ответить на вопросы, выделить главную мысль, кратко пересказать содержание, озаглавить текст);
  • овладел правильным способом чтения (1 кл. – плавное слоговое чтение, 2 – 4 кл. – чтение целыми словами);
  • темп чтения выше нормы

(1 кл. – более 30 слов
2 кл. – более 50 слов,
3 кл. - более 70 слов,
4 кл. – более 90 слов).

4 б. Ученик владеет навыками чтения: читает правильно, выразительно, осознанно, правильным способом. Темп чтения соответствует норме:

(1 кл. – 25 - 30 слов
2 кл. – 40 - 50 слов,
3 кл. – 60 - 70 слов,
4 кл. – 80 - 90 слов).

3 б. Ученик допускает при чтении 1 – 2 ошибки, читает невыразительно, понимает прочитанное (может ответить на вопросы, но не может выделить главную мысль). Способ чтения:

1 кл. – слоговое отрывистое;
2 – 4 кл. – читает по слогам + целыми словами.

Темп чтения ниже нормы:

(1 кл. – 15 - 20 слов
2 кл. – 20 - 25 слов, (норма 1 кл.)
3 кл. – 40 - 45 слов, (норма 2 кл.)
4 кл. – 50 - 60 слов). (норма 3 кл.)

2 б. Ученик при чтении допускает 3 и более ошибки на пропуски, замены, искажения букв и слогов, ошибается в окончаниях слов, неверно ставит ударение. Читает монотонно, почти не понимая прочитанное. Владеет неправильным способом чтения:

1 кл. – побуквенно
2 – 4 кл. – по слогам.

Темп чтения значительно ниже нормы:

(1 кл. – до 15 слов
2 кл. – до 20 слов,
3 кл. – до 40 слов,
4 кл. – до 50 слов).

1 б. Ученик не овладел навыками чтения:

1 кл. – навыки слитного чтения отсутствуют;
2 – 4 кл. – темп чтения очень низкий, допускает большое количество ошибок, не понимает прочитанное. Неправильный способ чтения.

Письмо

5 б. В письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические ошибки.

4 б. В письменных работах 1 – 2 орфографические ошибки, дисграфические ошибки отсутствуют.

3 б. В диктантах 3 –5 орфографических ошибок, встречаются единичные дисграфические ошибки (ошибки, связанные с несформированностью навыков звуко-буквенного анализа: пропуски, вставки; замена букв, схожих по написанию; грамматические ошибки, слитное написание предлогов).

2 б. 6 и более орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки смешанного типа (оптические, кинетические; ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха: замены, смешения букв, искажения слов).

1 б. Большое количество орфографических и дисграфических ошибок.

Приложение № 1, 2.