Формирование смысложизненных ориентиров у школьников при изучении творчества Ф.И. Тютчева

Разделы: Литература


Духовное становление личности начинается в школьные годы. Поэтому уроки литературы как уроки нравственного прозрения необычайно значимы. И особая роль отводится поэтическому слову, ведь “в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией”. Поэзией Ф.И.Тютчева, - говорим мы. Изучению творчества этого замечательного русского поэта программа отводит до обидного мало времени. А жаль… Тютчев заслуживает большего.

Когда в сентябре 2002 года я готовилась к уроку о Ф. И. Тютчеве в 11 лицейском классе ( у нас двенадцатилетнее лицейское образование, а Тютчев изучается в 11 классе ), то обратила внимание, что 2003 год – юбилейный для поэта, год его двухсотлетия и 130-й годовщины его смерти. Это послужило причиной обращения в соответствующую комиссию ЮНЕСКО с ходатайством об объявлении 2003 года годом Фёдора Ивановича Тютчева. Комиссия приняла другое решение: 2003 год стал годом Дмитрия и Антиоха Кантемиров. Но от этого интерес к личности Тютчева, к его творчеству, небольшому по объёму, но неисчерпаемому по глубине содержания, к его мощной духовной природе - не только не пропал, а возрастает с каждым днём.

Как рассказать о смысле жизни такого уникального поэта, чтобы афористичное тютчевское слово стало стихами, без которых, по утверждению Л.Н.Толстого, “нельзя жить”? Чтобы его творчество стало частью духовной культуры молодого человека? На эти вопросы нам помогают ответить исследования психологов лаборатории РАО под руководством академика Г.Г.Граник. Занимаясь проблемой понимания художественного слова, учёные пришли к выводу, что только диалог с текстом, вызывающий эмоциональный отклик читателя, пробуждает его мысль, приобщает к культуре как высшей духовной ценности жизни. К культуре поэтического языка Ф.И.Тютчева, в частности. Ибо стихи его, по нашему глубокому убеждению, приводят школьника к поиску нравственных ориентиров, помогают понять и принять этот мир.

Нашим ученикам, живущим вдали от России, русский поэт Тютчев особенно близок. Ведь, пребывая более двадцати лет за границей на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной среде, он сумел сохранить любовь к родному языку, к России и её духовным святыням. В 1854 году, в тяжёлый для России период поражения в Крымской войне, Тютчев написал стихотворение, необыкновенное созвучное теме нашего разговора. Это стихотворение – гимн многострадальному русскому слову, основе нашей духовности:

Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное...
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то Божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем...
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!

И здесь Тютчев ставит восклицательный знак. Это знак возмущения, гнева и горечи. Но заканчивается обращение поэта к русскому глаголу словами надежды и веры в его величие:

Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, -
Ты – лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!
О, в этом испытанье строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом...

Тютчев, по воспоминаниям современников, не сочинял стихи, а “проживал их”: он жил этими мыслями, чувствами, болью, - вот почему между его стихами и письмами так много общего. Поиск этой общности оказался интересным и плодотворным. В одном из его писем читаем: “И пройдёт время – пожалуй, много времени, - прежде чем несчастная Россия – та Россия, какою её сделали, - осмелится позволить себе более живое сознание своего Я и своего Права...” И ещё: “Как бы ни старалось правительство, какие бы чувства, хоть самые великодушные и самые бескорыстные оно ни испытывало, но если оно перестаёт быть представителем и воплощением национальных интересов страны, если оно осуществляет лишь политику личного тщеславия, - то оно не заслужит ни благодарности, ни даже уважения... им будут пользоваться за рубежом в своих выгодах. И над ним по праву будут смеяться”. Разве не об этом пишет Тютчев, обращаясь к Александру I?

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, -
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

И.С.Тургенев не зря писал: “Язык Тютчева часто поражал счастливой смелостью”. Это утверждение касается и тютчевских писем. В них читаем: “Я, право, не знаю, стояло ли когда-нибудь во главе какого бы то ни было общества что-либо столь же посредственное в отношении души, характера и ума, как то, что стоит во главе нашего”.

“Страна, которая с каким-то удовлетворением терпит позорный правительственный строй, цвет которой, представляемый высшими государственными чинами, из раболепства или по глупости только что принял участие в непристойных деяниях этой власти, обезумевшей в своей безнравственности, - такая страна сама себе вынесла приговор, а события не замедлят явиться в назначенный срок, дабы привести его в исполнение...”

“В истории человеческих обществ существует роковой закон, который почти никогда не изменял себе. Великие кризисы, великие кары наступают обычно не тогда, когда беззаконие доведено до предела, когда оно царствует и управляет во всеоружии силы и бесстыдства. Нет, взрыв разражается при первой робкой попытке возврата к добру, при первом искреннем, быть может, но неуверенном и несмелом поползновении к необходимому исправлению..” Поэтому с такой надеждой и тревогой звучат стихи, обращённые к правительству:

Вам выпало призванье роковое,
Но тот, кто призвал вас, и соблюдет...
Всё лучшее в России, всё живое
Глядит на вас, и верит вам, и ждёт.
Обманутой, обиженной России
Вы честь спасли, и выше нет заслуг;
Днесь подвиги вам предстоят иные:
Отстойте мысль её, спасите дух...

Тютчев был истинным сыном своего времени, но его мышление близко читателю начала ХХI века, когда остро ощущается потеря религиозного сознания. Судьба России, по мнению Тютчева, будет зависеть от исхода борьбы темного и светлого в душе ее народа, от его устремлённости к христианскому идеалу:

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...

Еще неизвестно, насколько он опередил свое время. Ибо сегодня его поэзия словно наполняется новым смыслом:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
…Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит пред замкнутою дверью:
“Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..”

И в одном из писем Тютчева читаем: “Но что действительно тревожно, что плачевно выше всякого выражения, это глубокое нравственное растление среды”.

Язык его, “внятный каждому, как совесть”, может стать спасительным для всех:

Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льётся через край, и Запад тонет в ней…
… “Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью…”
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней…

Тютчев много думал о России, в разлуке с ней тосковал, поэтому переписка была главным связующим звеном его с Родиной. Он писал своей дочери Анне: “Ты найдёшь в России больше любви, нежели где бы то ни было в другом месте. И когда потом ты сама будешь в состоянии постичь всё величие этой страны и всё доброе в её народе, ты будешь горда и счастлива, что родилась русской”.

В стихах он говорит о России: “Какие грустные места”, “безлюдный край”, “незамеченная земля”. А в письме его мы читаем: “Залог будущего России заключается в тех огромных духовных возможностях, которые присущи русскому человеку…”

Да, Тютчев может заставить читателя размышлять и о нынешней России, и о своей причастности к её судьбе. Благодаря Тютчеву, его стихам и письмам, школьнику становятся понятными почти забытые или “затёртые” сегодня слова – “патриотизм”, “служение Отечеству”, “национальная идея”.

Читая Тютчева, ученики находят в его стихах главное, ключевое слово.Это “душа”. Оно пронизывает его поэзию:

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые -
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

…Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась, -
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас, довольно с нас…

…И от земли до крайних звезд
Все безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест.

…Когда на то нет Божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, -
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…

…Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

А вот об этой особенности поэзии Тютчева В. Брюсов писал так: “Самый любимый его приём - в проведении полной параллели между явлениями природы и состоянием души”. Помогая понять язык природы, увидеть румянец весенней неги и “умильную таинственную прелесть” осени, услышать ворчание зимы и грохот летних бурь, певучесть морских волн и вой ночного ветра – “все звуки жизни благодатной”, - Тютчев заставляет школьника по-новому взглянуть на окружающий мир, ценить и беречь его красоту.

Слову Тютчева присуща беспредельная свобода. Он мастер неожиданных словесных образов. Его метафора готова развернуть свои силы в любом направлении. Как в стихотворениях “Весенние воды”,“Альпы”,“Еще земли печален вид...”, “Конь морской”,

“Чародейкою Зимою…”, “Сияет солнце, воды блещут…” и других, где много смелых поэтических сравнений, олицетворений, метафор. Он пишет об этой своей поэтической смелости так:

Впросонках слышу я - и не могу
Вообразить такое сочетанье,
А слышу шум полозьев на снегу
И ласточки весенней щебетанье.

Поиск необычных эпитетов (“пророчески-слепой”, “пророчески-неясный”, “болезненно-яркий”, “торжественно- угрюмый”, “пасмурно-багровый”) еще больше убеждает учащихся в отсутствии у Тютчева границ между явлениями и понятиями. Но Тютчев учит не только свободе обращения со словом, но и ответственности за сказанное:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся…

Поэт часто задает вопросы:

... О Север, Север-чародей,\ Иль я тобою околдован?..
...Ты долго ль будешь за туманом\Скрываться, Русская звезда?..
...Как сердцу высказать себя?\ Другому как понять тебя?..

Тютчев как будто приглашает читателя к диалогу, вовлекая в свои раздумья, поиски истины. Одно из заданий, которое предлагается ученикам: самим найти в стихах Тютчева вопрос и попытаться на него ответить. Когда школьники пробуют ответить на вопросы Тютчева, они понимает, что жизнь сложна и противоречива, а многие вопросы так и останутся без ответа.

Но слово Тютчева помогает молодому человеку разобраться в самом себе, найти внутри себя источник жизненных сил. Ведь стихия поэта – жизнь духа, и отсюда его пренебрежение ко всему внешнему:

Лишь жить в самом себе умей…

О своих противоречиях поэт пишет часто:

О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Причины этой раздвоенности поэта пытались понять многие, в т. ч. и его сын Ф.Ф.Тютчев, который всё объяснял увлекающейся натурой своего отца и писал так: “Фёдор Иванович в сердце своем воздвиг великолепный поэтический храм, устроил жертвенник и на нем возжёг фимиам своему божеству – женщине”.

Старшеклассники (а особенно старшеклассницы) охотно готовят сообщения о женщинах в жизни Ф.И.Тютчева. Здесь есть чем “зацепить” юного читателя. Пожар на пароходе “Николай I”. Смерть первой жены, у гроба которой Тютчев поседел от горя. Эрнестина, выучившая русский,чтобы читать стихи мужа. “Прощальный поцелуй” прошлого – свидание с “доброй Амалией Крюденер”. Почувствовать “дыханье века девятнадцатого” ученикам помогает иллюстративный материал; фотографии, сделанные в музее Ф.И.Тютчева в Мураново; портреты Амалии Крюденер, Элеоноры Ботмер, Эрнестины Пфефель, Елены Александровны Денисьевой - им мы обязаны появлением подлинных шедевров русской любовной лирики ( “Я встретил вас…”, “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Я очи знал – о эти очи!..”, “О, как убийственно мы любим…”, “Предопределение”, “Еще томлюсь тоской желаний…” и многих других). В них Тютчев потрясающе откровенен. Но необходимо, чтобы юные читатели знали: тонкая деликатность отличала чувства поэта. Он любил искренне и глубоко, даже когда увлекался несколькими женщинами. Возможно, такими были его мучительные поиски душевной гармонии. “Как захваченный водоворотом, Тютчев бесцельно метался..,” - пишет о периоде “последней любви” поэта к Е.А.Денисьевой их сын Ф.Ф.Тютчев. И когда поэт потерял ту, которую так безумно и страстно любил, он потерял все:

...Жизнь,как подстреленная птица,
Подняться хочет и не может…
Нет ни полёта,ни размаху -
Висят поломанные крылья...

Смерть любимого человека, по собственному его выражению, “сломавшая пружину жизни”, убила в нем даже желание жить.

Нет дня, чтобы душа не ныла,
Не изнывала о былом,
Искала слов, не находила,
И сохла, сохла с каждым днем…

Мысль о скоротечности человеческой жизни – определяющая в философской лирике Тютчева. Два стихотворения, объединённых общим названием - “Бессонница”, - предлагаются школьникам для сопоставительного анализа. Одно написано молодым двадцатишестилетним поэтом, другое – незадолго до смерти.

Вот что пишет одиннадцатиклассница, это отрывки из её работы “Две “Бессонницы” Ф.И.Тютчева”: “…В молодости поэт не мыслит себя без других людей, как и он, подверженных ночным страхам. Это подчеркивается повторением местоимения “мы”… Поэт пытается разгадать тайну жизни, и он не один в своих поисках. Да, его страшит будущее, борьба с “неотразимым Роком”. Но есть друзья. Солнечный свет побеждает мглу ночи… И в том, и в другом стихотворении слова : “жизнь”, “ночь”, “тоска”, молчанье”. Но в первой “Бессоннице” слышны “глухие времени стенанья”. И слышат их многие - это “язык, внятный каждому”. Во втором стихотворении нет будущего, время безмолвно, а жалкие стоны сердца не слышит никто. Человек бесконечно одинок. Как драматичен здесь Тютчев! Повторы – “пустыня”, “пустынно”, “пусто” – помогают почувствовать безысходность одиночества. Плач и отчаянная мольба изнывающего сердца – безнадёжная попытка найти отклик в чьей-то родственной душе... Уход неизбежен, - как бы говорит нам поэт. Но остаётся свет, который, как свеча от свечи, люди передают друг другу. Свет, переданный нам Фёдором Ивановичем Тютчевым”.

Как важно не погасить этот свет и побуждать учеников-читателей снова и снова обращаться к стихам великого поэта. Ведь они способны примирить с жизнью:

Живя, умей всё пережить...

… заставить думать:

Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом…

… сделать всех нас добрее и терпимее.

И стихи, и письма Тютчева помогают понять, каким заботливым, нежным отцом был Фёдор Иванович, как терпимо относился к “обновляющемуся миру”, как жаждал сочувствия современников и потомков.

И школьники перечитывают его стихи, испытывая радость общения с личностью оригинальной, особенной. И чувства, и воля, и ум, и слово этой личности волнуют, будят мысли, влекут к познанию себя и мира. Да, Тютчев, по меткому выражению И.С. Тургенева, “создал речи, которым не суждено умереть”. Они помогают вырастить душу, сохранить самое дорогое, что у нас есть, - наш язык, нашу культуру.