Использование средств мультимедиа на уроке окружающего мира в 1-м классе (система Л.В.Занкова)

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Животные. Основные группы животных”.

Цели урока:

  • учащиеся должны знать основные группы животных;
  • учащиеся должны уметь группировать, классифицировать по заданным и самостоятельно выделенным основаниям;
  • работать со справочной литературой (детская энциклопедия “Биология”);
  • способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;
  • сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа;
  • способствовать формированию инновационно – активного сознания;
  • способствовать формированию навыков уверенных пользователей высокотехнологичного оборудования.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, Презентации Microsoft PowerPoint с включенным видео роликом “Волгоградская область - красоты родного края”, портрет В. Бианки, карточки с изображениями животных, “Словарь иностранных слов”, “Красная книга”, “География Волгоградской области” (справочник), детские энциклопедии “Биология”, фонограмма.

Ход урока.

I. Организация класса

- Дети, сегодня нам предстоит серьезная, вдумчивая, интересная работа в группах, для которой важна взаимная поддержка, взаимная выручка, взаимопомощь и хорошее настроение. Давайте настроимся на такую работу!

(Звучит музыка из передачи “В мире животных”.)

II. Объявление темы урока и работа с эпиграфом

Дети, послушайте внимательно слова В. Бианки:

“Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное , самое увлекательное занятие в мире!”

Что поняли? – Что значит “надо мной”, “подо мной”, “вокруг меня”?

Какие произведения В. Бианки читали?

О чем его рассказы?

III. Знакомство со словарем иностранных слов

Есть на Земле два “Царства”, которые не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории и все у них общее: земля, реки, море.

Как называют эти царства? (Царство животных, царство растений).

Как царство животных можно назвать одним словом? Каким? (Фауна.)

Обратимся к словарю иностранных слов: Что означает это слово? (Учитель зачитывает Фауна - лат. фавна – в древнеримской мифологии богиня полей и лесов, покровительница стад).

IV. Наблюдение над животными. Работа в трех группах

Перед вами в каждой группе на столе лежат карточки с изображением животных.

Рассмотрите животных, выбрав нужную среду обитания (изображение на доске: суша, вода, небо).

Для первой группы воздушная среда обитания, для второй - наземная, для третьей - водная.

V. Самостоятельная работа в группах (обсуждение, выбор)

VI. Проверка работы в группах (с помощью средств мультимедиа)

- Что получилось, обоснуйте докажите свой ответ. (Дети выходят к доске и помещают карточки с изображением животных на изображенные в Презентации Microsoft PowerPoint темные квадраты, выбирая поле нужной среды обитания).

VII. Проблемная ситуация

- Посмотрите.

- Что скажете?

- Почему некоторые животные повторяются в наземной и водной среде обитания?

VIII. Анализ работы (с помощью средств мультимедиа)

- Посмотрите на экране правильный ответ.

- Так ли у вас, сравните. (В Презентации Microsoft PowerPoint темные квадраты преобразуются в изображения животных).

- Сколько групп животных получилось?

- Три уже есть, группируйте дальше.

- Проверим, точно ли восемь? (Презентация Microsoft PowerPoint)

- Есть ли среди животных те, кто обитает в нашем крае?

- Назовите.

- Кто знает что такое “Красная книга”.

О животных нашего края можно прочитать в книге “География Волгоградской области” а сейчас посмотрите видео ролик “Волгоградская область - красоты родного края”.

IX. Физпауза (выбор детей)

Стихотворение о любом животном, используя ритмические упражнения.

X. Работа с учебником (в группах)

- По какому принципу расселили животных авторы учебника?

- На какие группы? Сколько их? (Насекомые, паукообразные, моллюски, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие, рыбы).

- Каковы характерные признаки животных каждой группы?

- Обсудите это в группах, используя сведения из энциклопедий о животном мире. Первая группа обсуждает и находит характерные признаки насекомых, паукообразных и птиц; вторая - моллюски, пресмыкающиеся, рыбы; третья - земноводные, млекопитающие.

XI. Самостоятельная исследовательская работа в группах. Презентация Microsoft PowerPoint характерные признаки всех групп животных

Насекомые имеют три пары конечностей и крылья.

- Назовите какие животные относятся к этой группе? (Стрекоза, богомол, кузнечик)

Паукообразные – восемь ног, отсутствуют усы, голова срослась с грудью, плетут паутину.

- Есть ли на нашей доске животные, относящиеся к паукообразным? (Паук).

Птиц - наличие перьев, летают, гнездятся, высиживают яйца.

- Назовите птиц (сова, лебедь, павлин).

Моллюски: наличие известковой раковины, мышцы ног волнообразно сокращаются.

- Есть ли моллюски среди нашего количества животных? (Осьминог).

- Осьминог - головоногий моллюск.

Пресмыкающиеся: обитатели суши и воды, тело покрыто роговыми щитками, дышат при помощи легких атмосферным воздухом,откладывают яйца в песок.

- Назовите пресмыкающихся? (Крокодил, ящерица)

Рыбы: обитают в воде, тело покрыто чешуйками, дышат жабрами, откладывают икринки. Есть и живородящие: акула, гуппи.

- Выделите рыб (щука, морской конек, скат).

Земноводные: обитают на суше и в воде. Голая кожа, дышат легкими, размножаются при помощи икринок (лягушка).

Есть ли лягушка среди наших обитателей?

Млекопитающие: высокоорганизованные животные, освоившие все три среды обитания. Их покрыто шерстью, детенышей вскармливают молоком, живородящие.

Назовите млекопитающих? (Лось, лиса, волк)

Отлично поработали, а более подробно об этих группах животных можно прочитать в детских энциклопедиях животного мира.

Посмотрите на выставку книг. Именно в них вы найдете самое интересное о всех животных нашей планеты.

XIII. Решение проблемного вопроса

- Дети, а сейчас задание повышенной трудности, но вы обязательно с ним справитесь.

- Перед вами изображения животных.

- Назовите их (морская звезда, коралл, актиния).

- Подумайте это животные или растения?

- Докажите это , используя их характерные признаки, найденные в энциклопедиях.

XIV. Обсуждение и решение проблемного вопроса в группах (с помощью средств мультимедиа). В Презентации Microsoft PowerPoint темные квадраты преобразуются в изображения

1 группа - морская звезда

2 группа – коралл

3 группа – актиния

XV. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Открывали ли вы тайны животного мира?

- Согласны ли вы с В. Бианки, что это самое увлекательное занятие в мире?

Урок закончен.