Конспект урока по кубановедению на тему: "Улица, на которой я живу"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Проверить , имеются ли начальные знания детей о названиях улиц, знакомство с историей возникновения названий улиц ;
  2. Классификация названий улиц по роду занятий группы людей, человека.
  3. Проследить связь поколений через историю одной семьи, дать возможность “увидеть” изменения облика улицы.
  4. Знакомство с ритуалом. Минута Молчания.

Оборудование:

  1. Карточки с названиями улиц, заголовков групп.
  2. Книга “Золотая слава Кубани” с портретами .
  3. Видеомагнитофон с записью сюжета.
  4. План-карта г.Краснодара
  5. Портреты писателей и поэтов.

1.Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях , в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2.Проверка домашнего задания.

(трое подготовленных ребят рассказывают о названиях улиц района, в котором они живут. (ул.Стахановская, Фёдора Лузана, Рашпилевская).

Проводится блиц- турнир. С каждого ряда по 1 человеку ( по очереди) называют улицы города.

Учитель. -Молодцы, ребята ,все вы назвали улицы города!

3.Путешествие по городу. Беседа .

Учитель. - ребята, почему же стали появляться улицы? Вот их сколько можно увидеть, глядя на карту.

(предположительные ответы детей.)

Люди не могли строить дома только в одном месте, это тесно. Действительно, если наши предки находили пригодное место для жилья, то сначала его подготавливали для застройки, а потом лишь решали , кто где будет строиться и жить.

Расселялись люди по роду своих занятий.

4.Выделение названий улиц в первую группу.

- Какими ремеслами владели наши предки в отличие от современных профессий?

(предположительные ответы детей).

При затруднении выясняем род занятий людей.

В хозяйстве всегда нужна посуда, делали её из глины мастера-гончары; значит, возможно название улицы - Гончарная; чтобы всегда были наготове лопаты, кирки, хорошо подкован конь, или у хозяйки острые ножи, нужен человек, который умеет делать эти предметы - кузнец. Улица Кузнечная

Выделяем первую группу названия улиц. На доску вывешивается название группы

Ремёсла и профессии

  • Аптекарская
  • Кузнечная
  • Кожевенная
  • Гончарная…

5.Групповая работа. Выделение названий улиц во вторую группу.

Учитель. - Часто название улицы может “выдать” тайну своего имени. Почему улицы могли быть названы Речными, Цветочными, Горными, Солнечными? Есть ли в нашем городе такие улицы? Подумайте.

Ответы детей.

6.Слово гостю. Как менялась улица.

Учитель. - Ход времени нельзя остановить. Менялось лицо улиц и вместе с ними лицо города. Как вы думаете, всегда ли на том месте, где сейчас стоит ваш дом , так всё раньше и было?( ответы детей)

Вот что расскажет нам бабушка Саши об улице, на которой живёт её внучка в 21 веке.

- Моя бабушка рассказала, что раньше на том месте было болото, досаждали людям комары, да не простые, а малярийные, несущие страшную болезнь и даже гибель; со временем то место осушили, и появился прекрасный яблоневый сад и поля, на которых выращивали горох. В моём детстве в этом месте были фермы, в которых выращивали поросят, а вместо дома были горки, и мы, детишки, с удовольствием катались с них зимой. Летом всё зарастало высокой травой, и мы играли в прятки.

Сейчас всё застроено пяти - и девятиэтажками, на месте бывшего поля памятник воинам-десантникам ( 2 самолёта).

Учитель. - Ребята, какая это улица? Чьё имя она носит? Чем этот человек занимался? Улица имени Ивана Сергеевича Тургенева.

Оказывается, улицы могут носить имена поэтов и писателей.

На доску вывешивается название группы “Поэты и писатели”.Дети называют фамилии поэтов и писателей.

  • Улица Пушкина
  • Некрасова
  • Тургенева
  • Толстого…

7.Физкультминутка

По дорожке( 2раза)
Скачем мы на правой ножке
А по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке
Все по улице пройдём,
В класс тихонечко зайдём.

8.Улицы, носящие имена героев.

Учитель. - Улицы могут носить на себе “отпечаток” тех времён , которые были очень значимы для страны. Обсудите в парах, почему стали появляться памятники воинам, по всей стране зажглись Вечные Огни…

(Предположительные ответы детей).

Речь идёт о Великой Отечественной войне, которая началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года.

На доску вывешивается название следующей группы

“Герои войны”

Наша улица носит имя Фёдора Лузана. В бою 24 ноября 1941 года в Карелии он обеспечивал бесперебойную радиосвязь командира батальона с командиром полка, был окружён фашистами, заперев дверь землянки. Когда же фашисты ворвались, он метнул им под ноги гранату и взорвал себя вместе с ними. Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно.

На Всесвятском кладбище покоятся братья Гений и Евгений Игнатовы, пустившие под откос эшелон вражеской техники, которая шла в Краснодар для уничтожения мирных жителей. На глазах отца, не сговариваясь, ценой своих жизней ,они взорвали фашистский поезд.

Есть в Краснодаре улица и школа, носящее фамилию юного краснодарца – Володи Головатого. 12 февраля мы съездим на экскурсию “Цветы у обелисков” и почтим память всех людей, отдавших свои жизни в бою с жестоким врагом.

Ф.И.Ковалёв 22 сентября 1944 года при отражении вражеской атаки уничтожил свыше 10 солдат, вывел из строя 2 пулемёта. Он сражался в Польше, Чехословакии; был награждён орденами Славы.

Наши улицы носят имена людей, наводящие ужас на фашистов и в небе Кубани .Это отважные лётчицы - П.Осипенко, Ж.Отрадная., Покрышкин…

Ребята, когда люди вспоминают о героях войны, то делают это не только на словах. Есть особая традиция - минута молчания ( учитель объясняет смысл ритуала ).

Дети встают и стоят молча.

Итог.

Много прекрасных улиц в Краснодаре, по всем “прогуляться” на одном уроке не удалось, продолжим прогулку на остальных занятиях. И сегодня мы познакомились лишь с малой частью названий улиц.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какие имена увековечены в названиях улиц?

Удалось ли вам запомнить,что сделали эти люди для нашей страны ?

- Обратите внимание на то, что людская память хранит имена солдат, писателей, поэтов, учёных, но не тех людей, которые приносят вред обществу.

Домашнее задание

1. Принести фотографии улицы, на которой живёте вы или ваши знакомые и родные, постарайтесь рассказать об этой улице. Возможно, взрослые вашей семьи захотят принять участие в следующем путешествии по улицам города, будем рады.