Урок истории в 6-м классе по теме "Архитектурные памятники Московского Кремля"

Разделы: История и обществознание


Москва!

Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось…

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV-XVI веках;
  • воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам;
  • развивать логическое мышление учащихся.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация;

а) тема урока: Архитектурные памятники Москвы в XIV-XVI вв.;

б) задание на урок: Найти общие и отличительные черты в архитектуре IX-XVI вв.

в) Кремль – деревянный, белокаменный, красный;

г) соборы:

  • Успенский,
  • Архангельский,
  • Благовещенский,
  • Соборная площадь,
  • Колокольня Ивана Великого,
  • Грановитая палата,

д) дата – 860 лет Москве;

е) видеофильм о Покровском Соборе;

ж) аудиозапись колокольных звонов.

ХОД УРОКА

Учитель. Итак, мы узнали из прошлых уроков, что объединение Русских земель состоялось. Образовалось единое централизованное государство – Россия.

Вспомните, при каких царях завершилось объединение русских земель?

Вокруг какого города шло объединение?

Да, действительно, именно Москва стала столицей Российского государства. Мы знаем, что с первых дней своего существования Москва превратилась в хорошо укреплённую крепость.

Вспомните, кто из русских князей уделял особое внимание укреплению Москвы?

Показ Кремля при Иване I, Дмитрии Донском.

Город рос. Росли его стены, становившиеся все выше, крепче, протяженнее. Вместо бревен пошел в ход белый кирпич, добытый в каменоломнях под Москвой. На холме появились белокаменные соборы, белые стены, белые башни. И Москва стала называться белокаменной.

При каком князе?

Ну, а как менялся облик Московского Кремля, что появилось нового в архитектурном стиле России, мы узнаем с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Архитектурные памятники Московского Кремля». Запись в тетради.

По ходу урока вы должны составить таблицу «Архитектурные памятники» и найти общие черты в архитектуре Руси IX-XVI вв. и отличия.

Таблица:

памятники дата архитектор

Не раз Кремль подвергался набегам татар. Не счесть урона, нанесенного Кремлю, его зданиям, русской культуре- в огне сгорели древние рукописи, книги, списки, разрушались храмы. Но каждый раз Кремль восставал из пепла, становился все краше. Ученые говорят, что Москву создали три Ивана- Иван Калита, Иван Третий, Иван Грозный.

При Иване Калите были построены впервые в XIV веке 4 белокаменных собора- Успенский, Архангельский, Иоанна Лественничника и Спаса на бору.Со временем Кремль приходил в ветхость. В стенах Кремля появляются трещины и проломы. Их заделывали щитами. Но заплат становилось слишком много.

В XV веке Иван Третий одержал победу над Золотой Ордой. Женился на племяннице константинопольского императора Константина- Софье Палеолог. В Москву были привезены символы павшей Византийской империи- герб, держава, скипетр, ставшие с этого момента символом России. Москва стала третьим Римом… Негоже было русскому царю иметь такую захудалую резиденцию, каким стал Кремль, и Иван Третий, правивший более 40 лет, укрепив власть внутри страны, начал грандиозное строительство Кремля.

Сегодня у нас с вами необычный урок- мы совершим заочную экскурсию по Московскому Кремлю XV-XVI вв. В этом мне помогут наши экскурсоводы.

Ученик.

По предложению Софьи Палеолог Иван Третий приглашает в Москву десятки итальянских мастеров-архитекторов, художников, инженеров, готовых применить свой талант в неведомой России. В 1473 году в Кремль прибыл знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиораванти со своими товарищами. Он был прекрасным литейщиком пушек, инженером. Вместе с Иваном Третьим участвовал в походе на Новгорд, где познакомился с древнерусской архитектурой. Вернувшись в Москву, сделал все, чтобы украсить столицу России. Я приглашаю вас в средневековый Кремль.

Известна точно дата начала строительства нового Кремля- 19 июля 1485 года. Именно в этот день итальянский зодчий Антон Фрязин на месте старых белокаменных ворот заложил башню, или как тогда говорили «стрельницу» со стороны Москвы-реки. В ее основании был проделан тайный ход к реке ­- отсюда и башня ­- Тайницкая. В ней находилась тюрьма. Затем протянули стены вдоль торговой площади- будущей Красной, до реки Неглинной. Образовался неровный треугольник- хорошо укрепленная крепость. Ее стены высотой от 8 до 19 м. и толщиной 3-6 м. протянулись более чем на 2 км. По верхней кромке стены проходила широкая боевая площадка, покрытая с внешней стороны тысячью зубцов в форме ласточкиного хвоста. По периметру стен распологались 19 мощных башен - угловые круглые - для удобства обороны. Остальные были 4-хгранные. У каждой башни свое название - Водовзводная - в ней находился колодец, снабжавший Кремль водой.На Набатной висел колокол. Через Спасскую башню въезжал царь. Через Троицкую- патриарх. Сначала Кремль имел невысокие покрытия, защищавшие воинов то непогоды. Затем построили нарядные островерхие шатры, украшенные двуглавыми орлами. Тогда же построили и самую маленькую башню – царскую, в ней любил отдыхать царь. Кремль обнесли рвом глубиной 12м., шириной 35м. Он соединил реку Неглинную с Москвой-рекой, превратив Кремль в крепость.

Ученик.

Главная площадь Кремля – Соборная. Здесь находятся главные кремлевские храмы. Древнейший из них- Успенский… Его строительство началось на месте старого собора в 1472 году. В нем, еще недостроенном, Иван Третий венчался с Софьей Палеолог. К вечеру храм рухнул. Русские строители не знали секрета извести, скрепляющей камни. В 1473 году строительство этого собора начал Аристотель Фиораванти.

Успенский собор во Владимире

«Иван Третий разрывает ханскую грамоту» 1473 год.

Вновь построенный собор стал символом могущества единого русского государства – в нем проходили не только богослужения, но и коронации царей, а позже и императоров. Существует предание, что в нем Иван Третий торжественно разорвал ханскую грамоту, сказав: «Та курица умерла, которая несла татарам золотые яйца».

Ученик.

Благовещенский собор 1416 год.

Псковские мастера.

Если Успенский собор построен по проекту итальянского архитектора, то Благовещенский собор построен псковскими мастерами в 1416 году как домовая церковь московских царей. В 1572 году Иван Грозный женился четвертый раз, что запрещалось русской церковью. Ему патриарх запретил посещать собор. Тогда Иван и приказал приделать к нему небольшую пристройку, превратив ее в личную царскую молельню. Собор стоял на подклете (высоком фундаменте). Здесь находилась сокровищница русских царей, т.к. в церковь не рисковали забираться самые лихие разбойники. Сначала это был трехглавый собор, при Иване Грозном стал девятиглавым.

Ученик.

Алевиз Новый.

Архангельский Собор (1505-1508 гг.)

Через площадь, напротив Успенского собора, стоит пятигавый Архангельский собор, построенный итальянским архитектором Алевизом Новым (1505-1508гг.). Он стал усыпальницей русских князей и царей – Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана Грозного. Его внешний облик похож на венецианский дворец. Он украшен пилястрами, резными порталами, окружен арочной галереей.

Когда на Соборной площади в XV веке лучшие зодчие России и Европы на месте ветхих храмов возводили новые, пришел черед и колокольне. Вот поэтому на месте старой звонницы в 1505-1508 годах поднялась колокольня, высотой в 81м. Она была выше всех строений в Кремле и Москве. Как гордилась Москва и ее народ, когда поднялся величавый столп, ставший символом независимости и могущества государства. Тогда и стали называть колокольню Иваном Великим. Почему? Потому что первая колокольня на этом месте была заложена в 1329 году Иваном Калитой в честь своего покровителя Иоанна Лиственничника. У Ивана Великого мощные стены – до 5 метров у основания. Внутри находится лестница в 329 ступеней, ведущая вверх. В XVI веке к колокольне была пристроена звонница, увенчанная куполом. Сейчас на ней висит колокол весом в 70 т. Существовал царский указ, запрещавший строить в Москве здания выше Ивана Великого. В пасхальную ночь сюда приходил народ.

Все ждут когда колокола
Могуче грянут за Иваном.
Безлунной полночью в ответ,
Гудит, гудит Иван Великий,
Как бы из глубины веков идущий звон.

После удара большого колокола начинали звонить колокола остальных московских соборов…

В старину у Ивана Великого оглашались царские указы. Как тогда говорили: «Во всю Ивановскую». С Ивана Великого наблюдали, нет ли пожаров, не приближается ли враг. Вознесясь своей могучей главой над всем городом, он был виден отовсюду, был символом Москвы и России.

Ученик.

Грановитая Палата (1491).

Пьетро Антонио Солари.

К западу от Соборной площади в древности размещался государев двор – резиденция царя. За долгие века царский дворец многократно перестраивался. До наших дней сохранились лишь отдельные его части, среди которых наиболее известна Грановитая палата. В конце XV в. Ее построили итальянские архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Фасад палаты, обращенный к площади, облицован белым граненным камнем, отсюда название – Грановитая. На втором этаже палаты находится огромный двухцветный, с двумя рядами окон, зал, площадью почти 500 кв.м. Его своды высотой 9 м. опираются на единственный четырехгранный столб, стоящий в центре. Столб и портал входа украшены нарядной резьбой и позолотой. В древности палата была расписана фресками.

В Грановитой палате устраивали праздничные обеды, здесь проходили приемы иностранных послов, заседали Земские соборы. К залу палаты с западной стороны примыкают просторные Святые сени, где в ожидании приема у царя собирались бояре, дворяне, иностранные дипломаты.

С Соборной площади в Святые сени ведет нарядная лестница – Красное крыльцо, пристроенное к южной стене Грановитой палаты. Оно предназначалось для торжественных выходов царя из дворцовых покоев на площадь. Парадную лестницу с тремя площадками покрывают шатры, украшает каменная резьба.

Наверху Грановитой палаты было маленькое оконце – тайник. По обычаям тех времен и дети не могли участвовать в пирах и торжествах. Для них и было сделано это окно, откуда можно было наблюдать за происходящим.

Учитель.

Я предлагаю вам выйти на торговую площадь – названную позже Красной и полюбоваться еще на один Московский собор, жемчужину русской архитектуры. Кем, в честь какого события он был построен, вы узнаете из стихотворения Дмитрия Кедрина «Зодчие».

Видеофильм «Собор Василия Блаженного»

- Чем этот собор отличался от других?

- Какие новые элементы в архитектуре этого собора вы выделяете?

Показ отдельных церквей собора.

- Основой Собора Покрова на рву, больше известного как собор Василия Блаженного, московского юродивого, является шатровая Покровская церковь, символизирующая день взятия Казани, совпавшего с праздником Покрова. Вокруг центральной церкви группируются 8 отдельных церквей, посвященных важнейшим событиям казанского похода Ивана Грозного. Каждая церковь столпообразная, заканчивающаяся луковичной главкой, больше похожей на женскую чалму. Луковки возвышаются на шатровой стреле. Все церкви выстроены и объединены обходной галереей и внутренними переходами.

Новое – шатровый стиль, многоцветие, праздничность.

Общее – многокупольность, аркатурный пояс, строгость, монументальность.

Учитель.

Вот и подошла к концу наша экскурсия по сердцу нашей Родины – Московскому Кремлю.

Подведем итоги - проверим ваши таблицы в тетради.

Проверка записей. Что нового? Что общего?

Учитель.

А теперь я прошу вас выполнить тестовые задания, которые лежат перед вами.

Учитель.

Прекрасные творения рук человеческих, к счастью, сохранились до сих пор.

В этом году Москва отмечает свое 860-летие. И до сих пор главным украшением Москвы, ее сердцем, символом России является древний и столь прекрасный Кремль, с его соборами. До сих пор он является резиденцией президента – главы государства и символом России.

Николай Рублев так написал о Кремле:

«Бессмертное величие Кремля невыразимо смертными словами».

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовить сообщение по теме.

«Зодчие»

Как побил государь Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое приходить мастерам,
И велел благодетель, - гласит летописца сказанье,-
В память одной победы да выстроить каменный храм,
И к нему привели флорентийцев… и немцев и прочих
Иноземных мужей. Пивших чашу вина в один дых,
И пришли к нему двое безвестных владимирских зодчих.
Двое русских строителей, статных, босых, молодых.
«Смерды! Можете ль церкву сложить иноземных пригожей.
Чтоб была благолепней заморских церквей, говорю?»
И тряхнув волосами, ответили зодчие «Можем!
Прикажи, государь!» - и ударились в ноги царю.
Государь приказал. И в субботу, на вербной неделе,покрестясь на восход,
Ремешками стянув волоса,государевы зодчие фартуки наспех надели.
На широких плечах кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали узоры из каменных кружев,
Выводили столбы и, работой своею горды.
Купол золотом жгли, кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись стрельчатые башенки кверху;
Переходы. Балкончики. Луковки под купола,
И дивились ученые люди, зане эта церковь
Краше вил итальянских и пагод индийских была!
Был диковинный храм богомазами весь размалеван,
В алтаре. И при входах. И в царском притворе самом
Живописной артелью монаха Андрея Рублева,
Изукрашен зело византийским суровым письмом…
А как храм освятили, то с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь от подвалов и служб до креста.
И, окинувши взором его узорчатые башни,
«Лепота!» - молвил царь,
И ответили все – «Лепота!»
И спросил Благодетель « А можете ль сделать пригожей
Благолепней этого храма, другой,говорю?»
И, тряхнув волосами, ответили зодчие
«Можем! Прикажи, государь!» - ударились в ноги царю.
И тогда государь повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его церковь стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях, Рязанских и прочих
Не поставили лучшего храма, чем храм покрова.
И стояла та церковь как будто приснилась,
И звонила она, будто их отпевала навзрыд.
И запретную песню, про страшную царскую милость,
Пели в тайных местах по широкой Руси гусляры.

Дмитрий Кедрин.