Конспект логопедического занятия на тему "Звуко-буквенный анализ слов. Дифференциация звуков Г–К"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить выделять звуки Г-К из слогов, слов;
  • развивать фонематическое восприятие и навыки звукобуквенного анализа;
  • развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с заданиями, тетради, проектор, презентация PowerPoint (Приложение)

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Артикуляционная разминка

– Когда мы радуемся, мы улыбаемся.

Упражнение «Улыбка»

– А когда мы хорошо улыбаемся, видны наши зубки.

Упражнение «Заборчик»

– Подарите свои улыбки друг другу. У нас сегодня хорошее настроение.

2. Объявление темы занятия. 

– По первым буквам слов – названий картинок отгадайте имена гномов героев нашего занятия. Назовите имена гномов, выделите первые буквы в них и определите тему сегодняшнего занятия.
– Гога и Кока.
– Сегодня мы будем учиться выделять звуки Г-К из слогов и слов.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков.

– Давайте поближе познакомимся со звуками Г-К и сравним их между собой. Произнесите звуки Г-К по порядку перед зеркалом, дайте характеристику каждому звуку.

Г – согласный, твердый, звонкий.
К – согласный, твердый, глухой.
Парные согласные звуки Г-Г', К-К'

– Герои нашего занятия гномы Гога и Кока пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий. Вот послушайте первое.

1. Прочитайте ряды слогов и запишите их по памяти.

га-ка-га                   го-ко-го                ко-го-ко
ка-га-ка                  ку-гу-ку                 гу-ку-гу

2. Прочитайте слова на карточках. Начертите их слоговые схемы. Впишите в схемы буквы Г и К.

а) груз, кран, игла, клад, кора, икра, гора;
б) круги, стакан, сапоги, магазин, валенки, вагоны.

3. Молодцы, гномы очень довольны. А теперь давайте немножко отдохнем, сделаем пальчиковую разминку.

4. Прочитайте слоги и соберите слова.

ко, ос, лок                 кру, ка, пин          кен, ру, гу            до, ка, гад           гал, пры, ки,   
кры, ник, жов           кру, зор, го           ки, гал, сту          ко, кро, дил

5. Отгадайте ребусы. Запишите слова отгадки. Выделите в них буквы Г-К.

6. Вставьте в слова пропущенную букву Г или К. (на карточках)

у.ол, ва.он, у.сус, по.ода, у.оль, лав.а, .амень, .усто, .усты, .рафин, я.ода, .аль.а, .ал.ка, с.аз.а, я.од.а, .олуб.а, за.ад.а, .ро.одил

7. – Кто самый внимательный? Посмотрите внимательно на квадрат и запомните все буквы.  Теперь запишите в свои квадратики. Какое же слово спрятали гномы? Составьте из данных букв слово.

з     к
  г    
а   д  
  а   а

– Молодцы! Гномы Гога и Кока не думали, что вы так быстро справитесь с заданием.

8. Наши гномы решили проверить вас, насколько хорошо вы знаете сказочных героев и придумали задание.

– Рассмотрите картинки с изображениями сказочных героев и назовите их имена.

Картинки: Красная шапочка, Дюймовочка, Кот в сапогах, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Курочка Ряба. Укажите в словах наличие звуков занятия.

III. Итог занятия

– Подберите для Гоги и Коки по пять слов с их любимыми звуками.
– Чем похожи звуки Г-К и чем отличаются?
– Гномы были сегодня приятно удивлены и рады, что вы все справились с их заданиями.