Урок математики в 5-м классе по теме "Дроби"

Разделы: Математика


Цель:

  1. Познакомить с понятиями “дробь”, “числитель”, “знаменатель”.
  2. Ввести определение дроби.
  3. Объяснить, что показывают числитель и знаменатель дроби.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный счет.

1) Как называется шестидесятая доля часа? (минута)
2) Какую долю составляет килограмм от тонны? (тысячную)
3) Какую долю составляют сутки от недели? (седьмую)
4) В кувшин входит 4 л. Какую часть объема кувшина занимает 1 л? (одну четвертую)
5) Какую часть периметра квадрата составляет длина одной стороны? (четвертую)
6) Какую часть часа составляет 1 минута? (шестидесятую)

3. Изучение новой темы.

Ребята! Решим с Вами задачу.

Валя на свой день рождения пригласила семерых одноклассников. Как им разделить два одинаковых кекса на восьмерых? Сколько кекса получит каждый?

Можно разделить каждый кекс на 8 долей и тогда каждый получит по 2 доли. (могут предложить разделить каждый на 4 доли и тогда каждый получит по 1 доли).

Обратите внимание! Возникло число (две восьмых). Это не натуральное число, и не доля единицы. Это сумма одинаковых долей. Для чисел, которые являются долями или суммами долей используют общее название “дроби”. Теперь Вы знаете, что кроме натуральных чисел, есть и другие числа – дроби. Дроби возникают, когда натуральное число делят на равные части: на две, на три части, на девять частей. Итак, числа, которые являются долями или суммами долей называются дробями.

Мало знать, что такое “дробь”, нужно уметь их сравнивать, выполнять различные действия с ними и решать задачи.

Обыкновенные дроби появились в результате измерения величин, когда в процессе измерения приходилось единицу дробить на части и дальнейшее измерение проводить полученными частями.

Дроби записывают в виде .

Число 2 называют числителем, а число 8 – знаменателем дроби.

b – знаменатель дроби, показывает на сколько равных частей нужно разделить что-то целое. Пишут под чертой.
a – числитель дроби, показывает сколько таких частей нужно взять. Пишут над чертой.

4. Закрепление.

1) Прочитайте дроби и назовите числитель и знаменатель каждой дроби:

2) Запишите дробь:

  1. Числитель которой 3, знаменатель 4;
  2. Знаменатель которой 5 числитель 7;
  3. Ччислитель которой 5, знаменатель 13;
  4. Знаменатель которой 8, числитель 3;
  5. Числитель которой 10, знаменатель 21.

Ответы пишут фломастером на альбомных листах и показывают.

3) Из ряда чисел выбрать дроби:

2, , 10,0, , 7.

4) Записать дробь, соответствующую закрашенной части рисунка (сначала фигуры были зеленого цвета закрашенная часть желтая, потом наоборот – по цепочке)

5) На рисунке изображен квадрат, который разделен на 4 равные части. Закрасить часть фигуры соответствующую указанной дроби.

Ответы:


 

 
 




5. Домашнее задание.

1) п. 23, № 894, 895, 925.

Стр. 172, 177, 179 прочитать “Исторические справки”.

2) Необязательное задание. Написать сообщение о возникновении дробей или сделать наглядное пособие по теме “Дроби”.

6. Итог урока.

1) Оценки (выборочно)
2) Что узнали нового на уроке? С чем познакомились?

Приложение.