Образ святого Себастьяна в творчестве художников Возрождения

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: изучение художественных поисков различных художников эпохи Возрождения в изображении образа Святого Себастьяна.

Святой Себастьян

Будто лежа он стоит, высок,
Мощной волею уравновешен,
Словно мать кормящая нездешен,
И в себе замкнувшись, как венок.

Стрелы же охотятся за ним,
И концами мелкой дрожью бьются,
Словно вспять из этих бедер рвутся.
Он стоит – улыбчив, нераним.

Лишь на миг в его глазах тоска
Болью обозначилась слегка,
Чтоб он смог презрительней и резче
Выдворить из каждого зрачка
Осквернителя прекрасной вещи.

Райнер Мария Рильке

– Как мы уже знаем, Возрождение – это «восстановление» реалистического и высокопрофессионального изобразительного искусства, начавшегося в Италии под впечатлением от античных памятников, или, как сказал французский историк XIX века Жюль Мишеле, – «Открытие мира и человека». Но, следует сказать, что итальянские мастера Возрождения в реализме своего творчества пошли гораздо дальше своих древних учителей.
Особая роль в Ренессансной системе взглядов принадлежала изобразительному искусству. Человек во времена Возрождения ощутил себя способным к познанию мира, тогда как по началу сам мир представлялся ему, как и в средневековье, грандиозным произведением искусства, созданием величайшего художника – Бога.
Каким же видели художники Возрождения человека. Обратимся к их произведениям и попробуем разобраться, в чём ценность человека и его назначение в этом мире через образ Святого Себастьяна.
Итак, кто же этот человек, Святой Себастьян? В истории его знают как римского воина, принявшего христианство и почитающегося как защитника от чумы.
Давайте вместе посмотрим, как различные художники показывают своё отношение к этому человеку.

Антонелло да Мессина. Итальянский художник Раннего Возрождения показал трагизм сюжета, но при этом окружил радостным светом, который пропитал все её объёмы.
Мы видим фигуру расстреливаемого мученика и безмятежный городской вид, что принадлежит двум разным пространствам и временам. И Антонелло да Мессина представил на фоне мирного современного города незримого его хранителя.
Нужно отметить, что автор впервые заменил обычное ранее профильное изображение фасовым и овладел искусством передавать выразительность взгляда, а тем самым – цельность душевного мира своих героев.
Эта работа помогла Антонелло овладеть секретами приготовления масляных красок. Новая техника позволила покончить с жёсткостью линий, и телесные формы впервые стали подлинно живой плоскостью, поэтому сейчас мы можем видеть, как виртуозно художник работал над картиной, используя различные оттенки, изображая объёмы, пространство и перспективу. И, при этом, сам образ проникнут страданием и верой. Здесь мы можем сравнивать с картинами с изображением Христа, который имел глубокую веру и стойкость в тяжёлом испытании.

Вторая работа с изображением Святого Себастьяна принадлежит кисти Антонио Поллайоло, флорентийского художника Раннего Возрождения.
Проследите внимательно отличие образов Святого Себастьяна разных художников.
Его картину также можно назвать примером экспериментирующей живописи.
Действительно, мифическая история о Себастьяне, юноше, осыпанном градом стрел и впоследствии сожжённом на костре за свою веру, была необычайно популярна в искусстве Возрождения: чуть ли не каждый художник создавал своего собственного Себастьяна. Привлекала тема стойкости духа, но не последнюю роль играло и то, что Себастьяна можно было написать обнажённым: нагое юношеское тело, содрогающееся от жалящих стрел, – сущий клад для изобразительных поисков. Поллайоло одержим страстью исследования человеческой фигуры в различных положениях. Палачей, стреляющих в Себастьяна, он располагает попарно, причём оба персонажа каждой пары находятся в одинаковой позе, но, видимо, с противоположных точек, то есть как бы зеркально удвоенной. Два наклонившихся человека на первом плане – это, в сущности, один и тот же человек, только в одном случае он показан со спины, в другом спереди. Из-за различия точек зрения кажется, что и позы разнообразные. Не так откровенно, но так очевидно, но подобный подробный подход наблюдается у большинства современников Поллайоло. Но эти, так называемые, «формальные задачи» связаны с содержательными. Может, где-то мы заметим, что задача «одухотворённого выражения лица» ставится чисто формально. В другом случае – поиски выражения объёма на плоскости могут иметь большой содержательный смысл, как и было в Возрождении. И художники, включая и Поллайоло, усердно и страстно работали над проблемами выразительности образов, что и говорит о том, что Возрождение является исследователем мира.

– Каким изобразил Поллайоло Святого Себастьяна?
– Чем отличается Святой Себастьян Антонио Поллайоло от Святого Себастьяна Антонелло да Мессина?

Работы следующих художников относятся к Высокому Возрождению, где складываются определённые традиции, продолжается пора открытий в живописи, и произведения этого периода богаты воплощением человеческой природы, художественного совершенства для западного искусства будущих времён.

Обратим внимание на образ Святого Себастьяна итальянского художника Тициана Вечеллио. Это произведение относится к позднему периоду творчества Тициана. В то время его мироощущение переменилось: нет и следа прежней безмятежности. Во II половине XVI века страну постигает бедствие: её опустошает бедствие чумы, это грозный бич средних веков (от чумы, кстати, и умирает позднее сам художник). Это бедствие отражается и на творчестве художника. Он пишет такие картины, как «Кающаяся Магдалина», «Несение креста».
В «Святом Себастьяне» эти настроения выражены ещё сильнее – выражены самой живописью, колоритом, стихия его живописности почти выходит из берегов. Герой стоек и мужественен до конца, но его окутывает и затопляет мрак. Какое-то грозовое марево плывёт, клубится, вспыхивает красными проблесками и сгущается в тёмную тучу.
Здесь нет прежней мажорной спокойной цветовой гаммы Тициана, сияющие краски уже заменяются монохромными.
Если верить традиционным данным, художнику, когда он работал над «Себастьяном», было около ста лет. Не удивительно, если его зрение тускнело, но удивительно то, что он, подобно глухому Бетховену, именно в это время взял новый рубеж своего искусства. Его живопись, при сближённых тонах, становится, как никогда, динамичной по мазку, трепетной по фактуре. Тёмный фон не глухой, а живой, он весь пронизан какими-то тонами, кажется, что в нём всё время происходит некое движение. Если вглядеться, вблизи видна огромная сложность и смелость живописной кладки. Кое-где ясно прослеживается подмалёвок, в некоторых местах видны даже нити холста, а рядом – сгустки краски, как застывшая лава.
И Себастьян смотрится на этом фоне единым светлым пятном, как надежда, неувядающая жизнь, стойкость и мужество в перевес мраку, злу в этом мире, чуме, уносящей многие жизни людей.

Немецкий живописец Матиас Грюневальд, чьё настоящее имя Матис Готхардт (Нитхардт), так же изображает Святого Себастьяна.
Посмотрите внимательно, как своеобразно художник решает композицию, изображая античную колонну и Себастьяна, расстреливаемого из луков. Даже изображение драпировки здесь использовано как необычный ход.
Но, уцелев в этом испытании, Себастьян вновь стал отстаивать перед императором свою веру, что говорит о том, что вера человека может спасти его. Но за это Святой Себастьян был предан сожжению, что говорит о бесстрашии перед смертью, о жертве во имя правды и величии души человека.
Скульптурные формы его фигуры характерны для итальянской живописи. Следовательно, художнику были известны достижения итальянских мастеров, и он сознательно избрал для данного произведения собственный стиль, разительно отличавшийся от стиля итальянцев.

– Какие выводы мы можем заключить, исходя из произведений различных мастеров эпохи Возрождения.

Ответы учащихся.

Человек имеет великую силу, он стоек и мужественен, и способен противостоять даже смерти, и вера его не должна покидать его, а спасать, выживать в самых тяжёлых ситуациях и вселять надежду в сердца людей.