Дистанционное обучение как новая образовательная философия

Разделы: Общепедагогические технологии


Технические достижения в области информационных технологий и возросшие образовательные потребности человечества привели на рубеже тысячелетий к поиску принципиально новых способов получения образования. Традиционное, сложившееся веками «сидение за партой» в наш стремительный век становится не всегда приемлемой формой получения образования, а традиционные «бумажные» учебные пособия зачастую не в полной мере соответствуют специфике тех или иных дисциплин, не имея возможности представить, например, звуковую или видеоинформацию. В силу этой и многих других причин возникла необходимость создания особой, более мобильной формы обучения школьников, студентов, аспирантов – дистанционного образования (в английском варианте e-learning, remote education).

Дистанционным называют такое образование, которое полностью или частично осуществляется при помощи технологий телекоммуникации. При этом предполагается, что субъект дистанционного образования (обучаемый) удалён от преподавателя и от базового учебного заведения. Основу дистанционного образования составляет использование электронных учебников, а также информации и образовательных массивов сети Интернет. Сегодня дистанционное обучение по своей методологии является, наряду с очной, заочной, вечерней формами обучения, самостоятельной, отдельной формой получения образования. Нередко в значении «дистанционное образование» используется термин «дистанционный экстернат», что свидетельствует о понимании дистанционного образования как разновидности экстерната.

Заметим, что для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Достоинства и недостатки дистанционного образования. С точки зрения удобства учащихся и студентов, дистанционные технологии позволяют говорить о ряде преимуществ дистанционного экстерната по сравнению с традиционными формами обучения.

Во-первых, это гибкий график процесса обучения, доступ к обучению в удобное время. Школьник или студент не привязаны к жёсткому графику работы учебного заведения, к расписанию занятий. Проще говоря, обучаемый самостоятельно определяет ритм своей образовательной деятельности и даже – в известных пределах – порядок получения знаний. Учащийся может уделить внимание, например, сначала одному учебному предмету или циклу предметов, а затем перейти к другому.

Во-вторых, это доступ к учебным материалам в любом месте и в любое время. Учиться дистанционно можно днём или ночью, находясь в дороге или даже в любой точке земного шара, где доступен компьютер и – при необходимости – сеть Интернет (хотя чаще всего при дистанционном обучении постоянный выход в Интернет необязателен, особенно если используются электронные учебники, позволяющие получать информацию и выполнять тренировочные задания, котнрольные тесты офф-лайн). Это особенно ценно для людей с ограниченными физическими возможностями, которые благодаря дистанционным технологиям получают полноценное среднее или высшее образование.

Третье преимущество – это практически постоянная связь с преподавателями, возможность получать необходимые консультации посредством, например, электронной почты или даже видеоконференции.

Наконец, дистанционно можно одновременно получать образование в нескольких учебных заведениях или в рамках одного учреждения, но по нескольким специальностям.

Вместе с тем, дистанционное образование вызывает всегда один существенный вопрос: где гарантия того, что проверочные и контрольные работы выполняются самим учащимся (студентом), а не кем-то другим, и насколько качественно, системно осваиваются знания без непосредственного руководства педагога? Действительно, такая проблема существует, как, впрочем, существует она и в системе заочного обучения. Однако следует учесть два обстоятельства. Нужно помнить, что в целом дистанционное образование с его достаточно демократичным подходом ориентировано на человека, сознательно получающего знания, но не имеющего возможности или не желающего учиться «в привязке» к постоянному месту учёбы. А главное – итоговый контроль знаний, после которого предполагается получение документа об образовании, как правило, проходит очно, в непосредственном контакте преподавателя и обучаемого. И если знания осваивались несамостоятельно, то и пройти итоговый контроль студенту-«дистанционнику» будет нелегко.

Достаточно велики также познавательные, развивающие и воспитательные возможности дистанционного образования. Интернет-ресурс, обычно включающий в себя комплекс программ, обеспечивает быстрый обмен информацией между учеником (студентом) и преподавателем в процессе обучения. Чрезвычайно просто контролируется успеваемость ученика (студента), например, со стороны родителей, благодаря так называемому «виртуальному дневнику», к которым, зная пароль, можно получить доступ с любого компьютера.

Работа ученика в ходе дистанционного обучения предусматривает развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности и освоение им современных электронных технологий обучения: поиск необходимой информации путём навигации в Интернет-ресурсе, в разделах электронной библиотеки, умение работать с гипертекстовыми документами, осуществление общения с учителем при помощи обмена текстовыми и графическими файлами как на персональной странице ученика, так и посредством работы в чате, форуме, интерактивном интерфейсе.

Если в процессе обучения используется электронный учебник на компакт-диске, то это позволяет существенно сократить затраты на выход в сеть Интернет, использование которой необходимо только для отправки выполненных работ, консультаций с педагогами и для получения оценок. Кстати, в целом система дистанционного образования гораздо менее затратна, чем образование традиционное, а экономический фактор в наше время тоже немаловажен.

Учебно-методический комплекс, как правило, имеет модульную структуру, чтобы ученик, изучая теоретические материалы и выполняя тренировочные упражнения и контрольные работы, мог осознавать как своё продвижение от темы к теме, так и уровень освоения материала. Задания в рамках закрепления знаний по теме, как правило, группируются по степени сложности. И ученику (студенту) предлагается сначала выполнить задания репродуктивного характера на «3», затем задания репродуктивно-поискового характера на «4», а потом уже более сложные задания на «5», требующие развёрнутого ответа и творческого мышления.

Предлагаемые примерные графики изучения теории и выполнения работ могут быть скорректированы учеником, что готовит его к учёбе в вузе, где ему потребуется умение осознанно планировать и распределять своё время. Таким образом, ученику предлагается самостоятельное продвижение по собственной образовательной траектории. Наконец, прохождение учеником итоговой аттестации в базовом учебном заведении даёт возможность независимой и объективной оценки полученных знаний.

Проиллюстрируем на конкретном примере ход и результаты применения дистанционных форм и методов обучения. Несомненно, одним из примеров успешной реализации дистанционных технологий обучения на постсоветском пространстве может служить опыт работы некоммерческого образовательного учреждения «Открытая русская школа» (директор С.В. Весманов), которая является исполнителем программы Правительства Москвы "Московский аттестат". Эта программа позволяет на протяжении уже семи лет любому старшекласснику, считающему русский язык родным, но проживающему за пределами Российской Федерации, получать российское среднее образование, не покидая страны проживания и не прекращая учёбы в своей родной школе. Сверхзадачей стала интеграция соотечественников из бывших союзных республик в российское образовательное пространство, помощь в освоении российских образовательных программ, особенно дисциплин гуманитарного цикла: русского языка, литературы, истории России.

Компакт-диск, который выдаётся ученику, содержит иллюстрированные учебники по всем предметам российской школы. Задача обучающегося — освоить теорию, которая излагается максимально доступными средствами, и выполнить практические задания, которые тоже содержатся на диске. При этом ученик, находясь в любой точке мира, волен отдавать предпочтение тем или иным предметам и самостоятельно определять срок своей учёбы. Тот, кто успешно осваивает программу (а выполнить её можно при желании досрочно), становится выпускником "Открытой русской школы" и приглашается в Москву на выпускные экзамены, проходящие на базе одного из государственных образовательных учреждений, где и получает по итогам независимой проверки качества полученных знаний аттестат российской школы. Таким образом, выпускник-одиннадцатиклассник становится обладателем сразу двух аттестатов: российского и того, который получает в родной школе.

Эта программа при активном содействии как московского правительства, так и организаций соотечественников в странах СНГ и Балтии, довольно быстро завоевала пространство многих бывших союзных республик. За годы работы «Открытой русской школы» число выпускников достигло полутора тысяч. Таким образом, в данном случае дистанционное образование решает задачу сохранения единства образовательного пространства для русскоязычного населения, оказавшегося разделённым в результате распада СССР.

Среди «слабых мест» дистанционного образования иногда указывают на то, что оно, несмотря на все преимущества, не является общедоступным: не каждый может позволить себе приобрести необходимую компьютерную технику. Однако и эта проблема решается путём создания центров удалённого доступа, или, проще говоря, центров дистанционного образования на базе школ в странах СНГ и Балтии. Поставляемая техника передаётся в бессрочное пользование школам (лицеям, гимназиям), где могут обучаться школьники, не имеющие собственных компьютеров. На сегодняшний день функционирует несколько таких центров «Открытой русской школы», в том числе в Риге, Ташкенте, Самарканде, Кишиневе, Тирасполе, Рыбнице.

Приднестровье, как известно, особенно сильно тяготеет к России. Нам не только удалось сохранить лучшие традиции советской школы, но и сориентировать собственную систему образования на российские стандарты. С открытием центров дистанционного образования в Тирасполе (на базе общеобразовательного теоретического лицея) и в Рыбнице (на базе русской гимназии №1) российское среднее образование стало доступно всем, кому это интересно. Поставляемые электронные учебники, в том числе тренажёры ЕГЭ, помогают школьникам качественно готовиться к поступлению в российские вузы, а педагогам, в свою очередь, не только осваивать новые технологии преподавания, но и ориентироваться на те задачи, которые выдвигает современная система российского образования.

Дистанционное обучение — это, несомненно, новая образовательная философия, это технология XXI века, позволяющая преодолевать границы и дающая возможность любому современному человеку, независимо от гражданства, места проживания, национальности, получать образование той страны, которая ему близка по духу. Отрадно, что в авангарде дистанционного образования оказалась Россия, которая благодаря новым образовательным проектам стала ближе к своим соотечественникам.