Методическая разработка урока по теме "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей"

Разделы: Биология, ОБЖ


Цели:

  • Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научить учащихся различать повреждение суставов, костей и растяжение связок.
  • Определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи.
  • Научить школьников оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.
  • Формировать у обучающихся умения логически мыслить, придумывать вопросы и задавать их.

Оборудование: Модель скелета человека, таблицы “Строение костей”, “Типы соединения костей”; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. Раздаточные карточки (Приложение 1); электронное пособие “Биология, 8 класс. Человек”. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф”; Презентация к уроку (Приложение 2).

План урока

  1. Актуализация знаний учащихся.
  2. Изучение нового материала.
  1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.
  2. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.
  3. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.
  4. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.
  5. Практическая работа.
  1. Закрепление изученного материала.

Ход урока

I. Повторение ранее изученного материала

Учитель:  Какие отделы скелета вы знаете? Показать их на модели скелета.

Игра: “Горячий стул”. К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель выводит на экран понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

(Череп, плечевой пояс, свободная нижняя конечность.)

– Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

– У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

Слайд 7. (Рис. 1) – Какие особенности человека связаны с прямохождением?

Рис. 1

Слайд 8. (Рис. 2) – Каково строение сустава?

Рис. 2

Слайд 10. (Рис. 3) Кроссворд. Работа по раздаточной карточке.

Рис. 3

  1. Осевой скелет туловища.
  2. Часть позвоночника, создающая опору тазу.
  3. Подвижное соединение костей в скелете.
  4. Часть скелета, образованная большим количеством мелких костей.
  5. Элемент скелета.
  6. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины.
  7. Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями.
  8. Кости, образующие позвоночник.
  9. Часть грудной клетки.
  10. Опорная структура организма.

Слайд 11. (Рис. 4) Ответы к кроссворду

Рис. 4

II. Изучение нового материала

1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

Слайд 12. В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи.

Проанализируйте ситуацию.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

Что бы вы сделали на месте девочек?

Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. (Объявить тему урока)

2–4. Меры доврачебной помощи при повреждении скелета.

Слайд 15. (Рис. 5) Определение видов повреждения скелета.

Рис. 5

Демонстрация видеофрагмента. (Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф”. Модель вывиха)

– Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом?

– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе?

Слайд 16. (Рис. 6)

Рис. 6

Слайд 17. (Рис. 7) – Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок?

– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?

Рис. 7

Слайд 18. (Рис. 8) – Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?

Рис. 8

Слад 19. (Рис. 9) Схема: “Виды повреждения скелета”.

Рис. 9

Демонстрация видеофрагмента. (Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф”. Изготовление и наложение шины).

– Перелом какой кости изображен?

– Какие подручные средства можно использовать при наложении шины?

– Сколько суставов нужно обездвижить при этом?

– С помощью чего закрепляется шина?

5. Практическая работа.

Окажите первую помощь однокласснику с переломом костей предплечья, (подручный материал для оказания помощи на столах).

Домашнее задание.

Найти в дополнительной литературе или в Интернете способы оказания первой помощи при переломах ключицы, ребер, позвоночника.

III. Закрепление изученного материала

Слайд 23. (Рис. 10)

– Какая травма изображена на рисунке?

– Как оказать первую помощь?

– Чем отличается закрытый перелом от открытого?

– Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при открытом переломе?

Рис. 10

Слайд 24. (Рис. 11) Другие переломы.

Рис. 11

Источники информации:

  1. http://www.alenka.jam-station.ru/a_clinic/1/show/3?comment=1
  2. http://pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3
  3. http://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm
  4. Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф”.
  5. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: “Паритет”, 2003. 240 с. (Серия “Поурочное планирование”.)
  6. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; – ВАКО, 2005. – 416 с. (В помощь школьному учителю).