Урок-путешествие по стране Азбуковедения по теме "Безударная гласная в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Обучающая:
    закрепление умения проверять написание безударной гласной в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением, овладение способами проверки.
  • Развивающая:
    развитие умения составлять текст из предложений, устанавливая связь между предложениями;
    совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;
    развитие умения разбирать слова по составу;
    развитие коммуникативных навыков, контроль, самоконтроль учебной деятельности.
  • Воспитательная:
    воспитание потребности умственного труда (учиться, быть прилежным);
    воспитание любви к животным, к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня необычный урок необычный, потому что у нас много гостей, которые пришли посмотреть на ваши знания и умения. Еще необычный, потому что у нас сегодня урок – путешествие по стране Азбуковедения. Во время путешествия мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, которые мы уже приобрели на уроках русского языка.

2. Введение в тему. Сообщение темы урока и задач.

Как-то в прекрасную Страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими. Буква О стала похожа на букву А, буква Е на И, А на О, И на Е. Колдун исчез, но в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему ударить над гласной в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква над ударением ясна и понятна. А вот те гласные, которых еще ударение не коснулось, называют Безударными гласными. И они у нас в гостях.

(На доске буквы – человечки: А, О, И, Е, Я).

– Ребята, а, сколько у нас гласных в русском языке? (10)

– Какие еще гласные буквы не пришли к нам? ( Е, Ю, Ы, У, Э).

– Почему?

(Они слышатся в словах четко, их не надо проверять)

– Наши буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Помогите им, ребята! Запомните эти волшебные слова:

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье
Чтоб развеять все сомненья!
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!

– Итак, тема сегодняшнего урока “Безударная гласная в корне слова”.

– Но чтобы буквам дойти до ударения, нужно пройти ряд испытаний.

3. Чистописание

Первое испытание “Гора чистописание”

– Запишите в тетрадях число и классную работу.

Прописывание букв а, о, и, е, я

4. Словарная работа.

Второе испытание “Роща Слов”.

– Проходя через эту рощу, к буквам обратились звери и птицы:

– “ Помогите, пожалуйста, нам колдун заколдовал нас, буква в наших названиях пропала ”.

– Ребята поможем? Напишите слова правильно, распределите в два столбика

Звери, птицы. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

М.дведь, в.рона, с.ловей, за.ц, в.р.бей.с.рока, м.дведица, л.сица.

Звери
медведь
заяц
медведица
лисица
Птицы
соловей
ворона
воробей
сорока

– Проверим сигнальными карточками, какие буквы вы поставили.

– Как распределили по столбикам?

(Проверка сигнальными карточками).

– Что общего у этих слов с темой нашего урока?

(Являются словами с безударной гласной в корне слова)

– Чем отличаются?

(Они непроверяемые ударением, мы их называем словарными словами)

5. Повторение изученного материала. Однокоренные слова.

Третье испытание. “Поляна Однокоренных слов”.

– Напишите однокоренные слова, вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

Л.с, л.сной, л.сник, л.стница, л.са.

Ч.с, ч.сок, ч.сть, ч.совщик, ч.сы.

(Проверка с места)

– Какие слова написали? Назовите лишние слова. (Леса, лестница, часы, часть.)

– С помощью, каких частей слова образовались эти слова? Как вставили пропущенные буквы?

6. Составление предложений из слов.

Следующее испытание “Село Предложений”.

(На доске дома со словами).

– Расставьте дома в нужном порядке. Составьте пословицу.

Л . жачий, и, в . да, под, не, кам . нь, т . чет

(Один ученик расставляет слова в нужном порядке).

– Вставьте пропущенные буквы, докажите, что правильно выполнили задание.

(Дети называют проверочные слова).

– Как понимаете смысл пословицы.

– Давайте еще раз хором прочитаем получившуюся пословицу.

– Напишите по памяти эту пословицу себе в тетрадь.

– Подчеркните главные члены предложения. Составьте схему предложения.

(П ---------– Ск
Под что?
Какой?)

– А теперь проверьте в парах ваши работы.

(Проверка в парах по образцу на доске).

7. Физкульминутка

“Река Здоровье”.

– А теперь я прошу вас расслабиться, глаза закрыть, ноги опущены, руки опущены, голова расслаблена. Устраивайтесь по удобнее.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Постарайтесь вообразить себя, стоящим на берегу реки. Рядом с вами опушка леса, вы стоите на зеленой полянке и смотрите на реку. Над вами в голубом небе легкие облака, вода в реке течет плавно, неторопливо.

8. Работа с текстом. Развитие речи.

Следующее испытание – Холм “Текст”

– Прочитайте слова. Нам нужно составить текст с помощью этих слов.

– Что такое текст?

– Что такое тема текста?

– Давайте подумаем: на какую тему будет наш текст? Придумаем заголовок.

– Вставьте пропущенные буквы. (учащиеся называют проверочные слова)

Л.ства, шляпка подосиновика, под н.гами, рябчик, косяки ж.равлей, .сенний лес

(Дети составляют текст, записывают.)

– Прочитайте готовые сочинения. (Читают 2–3 сочинения.)

– А вот как написал с этими словами Иван Сергеевич Соколов – Микитов в своем произведении “ Русский лес”.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик. Прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

9. Итог урока. Домашнее задание. Оценивание работы.

Замок “ Ударение”. (На доске замок с огромным замком)

– Мы попали к замку “ Ударение”, но как попасть во внутрь, висит огромный замок.

Чтобы замок открылся, мы должны вспомнить правило проверки безударных гласных в корне слова.

– Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова.

(На доске таблица).(Учащиеся рассказывают правило)

– Молодцы, вы помогли буквам добраться до Ударения. Они уже никогда не будут с ним расставаться.

– А теперь я хочу проверить, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

Выполните тесты, которые лежат у вас на партах.

(У каждого ученика на парте тест).

(Дети, выполнившие раньше тест, получают дополнительное задание на карточке).

Тест “ Правописание слов с безударными гласными в корне”.

1. Безударную гласную можно проверить:

а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.

2. Подчеркни безударную гласную в корне слова:

а) побег;
б) столик;
в) старушка;
г) маленький.

3. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

4. Проверочными словами к слову ГОРА являются:

а) гарь;
б) горький;
в) горы;
г) горевать

5. Слово дом – проверочное для слов:

а) домино;
б) домашний;
в) домовой;
г) дома.

6. В словах нельзя проверить безударную гласную:

а) мороз;
б) зима;
в) холод;
г) пальто.

7. Вставь пропущенные буквы:

Всю ночь л . тает,
Мышей по . дает,
А станет св . тло
Л . тит в дупло

Домашнее задание: выписать из словаря 5 слов с безударной гласной а и 5 слов с ударной гласной е.