Воспитательский час. Занятие на тему "Ваши права, дети!"

Разделы: Информатика, Классное руководство


Цели:

  • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  • развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
  • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • воспитывать чувство уважения к другим людям;
  • коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

  • портреты детей;
  • рисунки детей;
  • символы;
  • клей;
  • оформление статей Конвенции о правах детей;
  • надпись темы «Ваши права и обязанности, дети»;
  • презентация к занятию (см. Приложение 1);
  • волшебный сундучок;
  • музыка из к/ф «Бременские музыканты»;
  • выставка законов, кодексов;
  • буклеты.

Ход воспитательского часа

1. Организационный момент.

Звучит музыка из к/ф «Бременские музыканты». Входят дети.

Воспитатель:

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их, так как сейчас о соблюдении ваших трав заботятся все работники детского дома, а вот когда вы выйдете из стен детского дома, вы должны будете сами правильно пользоваться своими травами и соблюдать права других людей.

- А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Стихотворение читает Коля (см. Приложение 2).

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

Свидетельство о рождении.

- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

- Что означает иметь право на имя? (Имя дается каждому человеку при рождении.)

- Как вы должны обращаться к взрослым людям? (По имени-отчеству, на вы, с уважением, почтением.)

- Что такое закон?

- Какой закон охраняет это право? (Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ демонстрируются на выставке.)

- А что такое Конституция?

Наклейте уменьшенные копии ваших свидетельств о рождении рядом со своим портретом.

Свидетельство прикрепляется к доске.

- Здесь ваше право соблюдается? (У каждого из вас есть это свидетельство, но ваша обязанность заключается в том, чтобы вы бережно относились ко всем своим документам и хранили их.)

Сердечко.

- Какое право может обозначать сердце? (Право на любовь и заботу.)

- Что значит забота? (Беспокойство, внимание, попечение, уход.)

- Что значит попечение?

- Кто заботится о вас? (Взрослые люди.)

- О ком вы заботитесь? (Братья, сестры, животные.)

- Какой закон охраняет право на заботу и любовь? (Обратить внимание на все законы, представленные на выставке.)

Наклейте символ рядом со своим портретом.

- Здесь соблюдается ваше право? (Ваша обязанность заботиться о своих братьях и сестрах.)

Стихотворение о заботе о детях прочитает Игорь (см. Приложение 2).

Семейное фото.

- Как вы думаете, почему я положила эту фотографию в сундучок?

- О каком праве она заставляет нас задуматься? (О праве ребенка быть вместе с мамой и папой, о праве на воспитание в семейном окружении, или быть на попечении тех, кто обеспечит лучший уход.)

- Какой закон охраняет это право? (Семейный Кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка.)

Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход».

Наклейте символ рядом со своим портретом.

- Здесь соблюдается ваше право? (Ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.)

Дом.

- Как вы думаете, почему в сундучке у меня лежал дом?

- О каком праве он напоминает? (О праве на жилище.)

- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Прикрепляется к доске статья «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни».

Наклейте символ рядом со своим портретом.

Стихотворение о доме прочитает Инна (см. Приложение 2).

Букварь.

- Узнаете эту книгу?

- О каком праве детей она напоминает? (О праве на учебу, бесплатное образование.)

Право на бесплатное образование охраняется Законом об образовании. Обязательное образование ребенок должен получить до 9 класса, далее 10-11 класс – по желанию.

- Зачем нам необходимо образование? (Чтобы достичь успехов в жизни, иметь благосостояние, жилье, работу, средства к существованию, уверенность в себе.)

Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на бесплатное образование».

Наклейте символ рядом со своим портретом.

- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды (демонстрация статьи).

Вопросы Насте:

- Посмотри, кто изображен на рисунке?

- Что делает мама-курица?

- Что она приготовила для своих детей?

- Как называются детки курицы?

- Что нужно всем детям, чтобы расти? (Еда, питье, вода.)

Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды».

Наклейте символ к своему портрету.

Право на медицинский уход (демонстрация статьи).

Вопросы Коле:

- Кто изображен на рисунке?

- Что он делает?

- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на медицинский уход».

Наклейте символ рядом со своим портретом.

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Право на отдых (демонстрация статьи).

- Что для вас означает отдых?

- Дети имеют право на отдых?

- Как вы проводите летний отдых?

- Соблюдается ли ваше право?

Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на отдых».

Наклейте символ рядом со своим портретом.

- Есть ли примеры, когда вы нарушаете это право? (Включаете музыку, свет, когда рядом с вами живущий уже отдыхает.)

Стихотворение об отдыхе читает Зина (см. Приложение 2).

Конверт.

- О чем напомнил вам этот конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.)

- Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма? (Каждый имеет право на тайну.)

Прикрепить к доске конверт.

Наклейте символ этого права рядом со своим портретом.

Воспитатель: А сейчас давайте из получившихся работ сложим один большой круг.

- В чем вы видите здесь разницу? (В портретах.)

- А что замечаете общего? (Наши права.)

Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Стихотворение читает воспитатель (см. Приложение 2).

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

- Конечно же, ребята, все будет хорошо.

3. Закрепление.

- Вы, ребята, запомнили свои права? Давайте проверим, как вы их запомнили. Для этого проведем сказочную викторину: я буду называть сказку, а вы постарайтесь вспомнить, какие права героев сказки нарушались или защищались.

Сейчас мне поможет Настя. Она прочитает отрывок из произведения К.И.Чуковского «Айболит» (см. Приложение 2).

- О каком праве прочитала нам Настя? (Медицинский уход, пища, чистая вода.)

- Нарушалось это право или защищалось? (Защищалось.)

Сейчас мне поможет Коля. Он прочитает отрывок из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик» (см. Приложение 2).

- О каком праве нам прочитал Коля? (Дешевая рабочая сила. Жестокое обращение. Бесплатное образование.)

- Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)

Следующий отрывок прочитает Настя из рассказа «Цветик-семицветик» (см. Приложение 2).

- О каком праве идет речь в этом отрывке? (Дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых и охраняется это право «Законом о защите инвалидов в Российской Федерации».)

Прикрепить статью «Дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых».

Следующий отрывок прочитает Ксения из сказки «Золушка» (см. Приложение 2).

- О каком праве рассказывается в этом отрывке? (О праве на отдых.)

- Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)

- Какое право было нарушено в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)

Вопрос для Насти:

- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (На неприкосновенность жилища.)

- Кто нарушил это право? (Лиса.)

- А кто помог восстановить право? (Петух.)

- Какое преступление совершили гуси-лебеди в сказке, украв братца? (Похищение детей.)

- Вспомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». На какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну и бросить, связанной в лесу? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)

Обратите внимание на иллюстрацию к сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница».

- Каким правом пользовалась лягушка в сказке? (Право на свободное передвижение.)

Обратите внимание на иллюстрацию к сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

- Какое право уточки было нарушено? (Право человека на жизнь и личную неприкосновенность.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной потому, что вы хорошо поработали на воспитательском часе и помогали вам ваши верные помощники – герои прочитанных вами сказок.

- Ребята, вы помните песенку, которая звучала вначале нашего воспитательского часа? Это песня «Бременских музыкантов». Скажите, о каких правах поется в этой песне? (Право на свободу передвижения.)

Звучит песня «Бременских музыкантов». Вручаются детям буклеты.