Урок алгебры в 7-м классе по теме "Действия с многочленами"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

1. Обучающие:
1.1. Обобщить и систематизировать знания учащихся.
1.2. Ликвидировать пробелы.
1.3. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

2. Развивающие:
2.1. Развивать умения: применять правила, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.
2.2. Повысить интерес учащихся к нестандартным задачам.

3. Воспитывающие:
3.1. Воспитывать культуру речи и сотрудничества, чувство коллективизма, товарищества.
3.2. Формировать положительный мотив учения.

Методы: стимулирующие, поисковые, наглядные, практические, словесные, игровые, дифференцированная работа.

Формы проведения: индивидуальные, коллективные, групповые, турнир (нестандартные).

Оценка знаний ведется по 5-бальной системе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний с дидактическими играми.

Оборудование:

  • задания для конкурсов,
  • мини-плакаты,
  • карточки для индивидуальных заданий.

Приложение

Итоги подводятся по таблицам 1 и 2, в которые вписываются фамилии учащихся членами жюри и учителем. Возможно применение интерактивной доски.

Таблица 1. “Учет и продвижение по теме”

“О деле суди по исходу”
(Овидий)

Фамилии учеников Хорошо знают правила действий с многочленами Умеют применять правила Допускают ошибки при: Улучшили результат
  + х + х Приведении подобных слагаемых Раскрытии скобок Умножении степеней  
                 
                 

(Таблица может быть оформлена в виде плаката и прикреплена для обозрения)

Оформление:

Эпиграф урока

“Мало знать – надо уметь, мало уметь – надо делать”.
(Народная мудрость)

Класс условно разделен на 4 группы по итогам предыдущего контроля:

А) творческая
B) повышенная
С) базовая
D) выравнивания

В турнире участвуют две команды по 6 человек.

Назначено жюри три человека (из учащихся группы А), два консультанта из учащихся группы B. Остальные являются болельщиками.

Структура и содержания урока

1. Организационный момент. Сообщаются цели и задачи, представляются члены жюри и команды. Назначаются капитаны. Сообщаются правила турнира.

2. Входной контроль проводится в виде устной разминки команд (актуализация опорных знаний).

Задания командам – ответить на вопросы устно.

  1. Что такое многочлен?
  2. Какие действия можно выполнить с многочленами?
  3. Что такое стандартный вид многочлена?
  4. Установите какие многочлены имеют стандартный вид?

а) 5х² – 3хy – 2xy =
б) 3n² + 13n – 10 =

  1. Приведите многочлены к стандартному виду

а) 4x² – 3x³ – 5x² + х³ =
б) 2xy · 5y – 3y · 3x² =
в) 2x² + 7xy – 5x² – 11xy =

  1. Найдите разность многочленов:

3x +1 и – 3x² – 3x + 1

Заменить М многочленом, чтобы получилось тождество

М + (6x² – 3xy) = x² – xy + y²

  1. Упростите:

3x(x – 2) – 5x(x + 3) =
3a² + 7a – 5 – (3a² + 1) =

Задания болельщикам:

По рисунку учитель выбирает одночлены и просит найти сумму, разность и произведение указанных одночленов.

Итоги подводит жюри по таблице 2.

Участники турнира и болельщики ведут записи в рабочих тетрадях.

Таблица 2. “Подведение итогов”

Разминка

№ п/п 1 команда Болельщики Баллы 2 команда Болельщики Баллы
             
             
             
             
             
             

Испытание капитанов

             
             
             
             
             
             
             
Проверь себя
Веселая переменка
Кто быстрее? (Фламинго)
Лабиринт
Эрудит

3. Игровые действия

А) Испытания капитанов. Выполняются одновременно.

Задание “Магический квадрат”.

Заполнить пустые клетки, установив результат суммы по столбцам, диагоналям и строчкам.

-2a + 2 n + c -a +2c n
? -a + n + c -3a + 2n + 2c
-2a + n + 2c -a + 2n ?

Ответы: a, c.

Б) Диагностика усвоения системы знаний и умений участников команды

Задания для команды: “Проверь себя”.

Учащиеся по просьбе учителя (из группы B, C, D) поочередно выходят к доске, выбирают пример, решая следующий проверяют предыдущий ответ.

Задания записаны на обратной части крыльев доски, если отсутствует интерактивная доска.

1 команда

(7a + 3)(2a – 1) =
(b + 2a)(b – 3) =
(2a – 1)(1 + 3a) =
(x – 2a)5 =
(х + 1)(x + 1) =

2 команда

(3b – 1)(2b + 5) =
(a – 3)(a – 2) =
(2b + 1)(1 – 3b) =
(n + 5)2 =
(x – 1)(x – 1) =

Задания проверяются и исправляются болельщиками, если в этом появляется необходимость.

Жюри ставит 1 балл за каждый правильный ответ и вносит фамилии в таблицу 2 и 1.

В) Снятие нервно-психического напряжения (для болельщиков)

“Веселая переменка”

Решить задачки:

  1. За три месяца Валя потеряла 12 варежек, а ее подруга Люба в 2 раза меньше. Сколько варежек потеряли подруги вместе?
  2. Маша в контрольной допустила 12 ошибок, а Петя, который все списал у Маши 30, Сколько своих ошибок допустил Петя?
  3. Мальчик учит стих из 40 строк 20 минут. Сколько минут ему понадобиться для запоминания стиха в 60 строк? (Ответ 30 минут).

Г) Коррекция знаний по выполнению практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

Для болельщиков проводится практикум по умножению многочленов и одночлена на многочлен – письменно.

Задания на карточках по два примера из предложенных выбирают сами ученики:

  1. (a + 3)(a + 2) =
  2. 2a(a + 2) =
  3. a² – 10(a + 3) =
  4. c + 2a(a – 3) =
  5. -(5 + a³) + a³ =
  6. -(n² – 7n) + 7n =

По мере выполнения карточки сдаются жюри.

Конкурс “Кто быстрее?” одновременно предлагается провести учащимся, условно относящимся к группе D, C и А, В для улучшения результата и самопроверки.

1 задание “Фламинго”.

Приведите подобные слагаемые и ответ запишите в виде слова. Коэффициент ответа соответствует букве. При правильном решении получается название птицы, предсказывающей прогноз погоды.

Предлагается двум учащимся из каждой команды, затрудняющихся в приведении подобных слагаемых (Группа D, C) с консультантом.

Задание Ответ Буква
-10m + 7m =    
25a – 37a =    
-20n + 26n =    
-15t + 8t =    
-2ab + ab =    
7p –13p =    
5,2a² – 5,3a² =    
-2/3t + 1/3t =    
-1/3 3 6 -12 -7 -1 -0,1 -6
О Ф А Л М И Г Н

(Ответ: фламинго)

2 задание “Лабиринт”.

Выполнив первый пример, найдите его ответ в 1 столбце, решите пример этой строчки и продолжайте решать примеры по этой же схеме. Результат лабиринта запишите снизу таблицы.

Капитаны назначают по одному участнику (учащиеся группы А, В) для выполнения задания, с целью самопроверки.

  1   2 Ответ
  -3a + 7a  
  +10a + -10a  
  -10a х a-1  
  4a 14a  
  -10a² + 10a + -10a²  

Ответ (0).

Д) Креативная минутка “Эрудит” с целью обогащения знаний.

Творческая группа класса ( учащиеся группы А и Б) подготовила задания по сложению и умножению многочленов столбиком.

1. Столбиком найти сумму многочленов

(a²b – 5b² + 2) + (–5a²b + 4b²) + 8a²b

Учащийся записывает слагаемые столбиком

a²b – 5b² + 2
­5a²b + 4b²
8a²b

Отвечающий объясняет форму записи, формулирует алгоритм сложения и записывает ответ, привлекая учащихся,

2. Умножение многочленов столбиком

(4a³ – 3a²)x(a – 2) =
4a³ –3a²
a – 2
­8a³ + 6a²
4a4 – 3a³
4a4 – 11a³ + 6a²

Учащийся объясняет классу алгоритм умножения, если возникли затруднения и просит записать этот пример в рабочую тетрадь.

Учитель показывает пример умножения многочленов из арифметики Пафнутия Магницкого, изданной в 1703 году [1]:

2R + 1
3R ÷ 2
6q + 3R

÷4R ÷ 2
6q ÷ 1R ÷ 2

Учащиеся вспоминают с помощью учителя обозначения знака ÷ - вычитания, R – неизвестного, q – квадрата неизвестного и переводят запись на современную символику:

(2R + 1) x (3R – 2) = этот пример нужно решить дома столбиком, по образцу примера № 2.

Попробовать оба способа применить в любом примере из номеров 729, 645 [3].

4. Подведение итогов (учитель и члены жюри).

Заполненная таблица анализируется учителем, выставляются оценки. Выявляются знатоки этой темы, называются фамилии тех, кто повысил свою оценку и дается возможность улучшит оценку учащимися, которые еще затрудняются (после выполнения домашнего задания).

5. Рефлексия. (Беседа, оценки, что нового узнали).

Приложение

Использованная литература:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе / Под. Ред. Молодшего В. Н. – М. : Просвещение, 1964. – 376 с.
  2. Знакомимся с алгеброй. – Томск: Изд-во Томского университета, 1994. – С. 246.
  3. Макарычев Ю.Н. Алгебра. 7-й кл. / Под ред. С. А. Теляковского . – М. : Просвещение, 2006. – С. 240.
  4. Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре / Под ред. Жохова В. И . – 7-й класс. – М. : Просвещение, 2002.
  5. Ершова А.Н. Самостоятельные контрольные работы по алгебре и геометрии для 7-го кл. – М. : Илекса, 2007. – 176 с.