"Именем Екатерины нареченный"

Разделы: Начальная школа


Предмет: «Кубановедение».

Цели и задачи

  • Обучающие: сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины Второй в истории России и Краснодарского края.
  • Воспитательные: воспитывать чувства ответственности за сохранение родного края; воспитывать бережное отношение детей к памятникам культуры, к историческим памятникам.
  • Развивающие: развивать интерес к истории родного города, развивать воображение, внимание, память, расширять кругозор.

Оборудование: портрет Екатерины Второй, мультимедийная система.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: путешествие.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Итог урока.
  6. Сообщение домашнего задания.

Ход урока

Этап урока

Ход урока

Примечание

1.Организационный момент

Приветствие.

Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в необычное путешествие по Краснодару.

 

2. Повторение ранее изученного

Вы любите путешествовать?

Тогда садитесь поудобнее и будьте внимательны!

Путешествовать мы будем на машине времени?

Как вы думаете, что это значит?

Итак, мы отправляемся в прошло нашего любимого города Краснодара.

Ребята, а кто знает как наш город назывался раньше? (Екатеринодар)

А почему он так назывался? В честь кого?

Тема записана на доске

3. Сообщение темы урока

А кто же такая была эта Екатерина, что в честь нее назвали город? И почему именно Екатеринодар?

Это мы сегодня с вами узнаем в нашем путешествии.

 

4. Изучение нового материала

Ну что, отправляемся в путь!

Все сели красиво. И вот мы с Вами отправляемся в 18 век, во времена правления Екатерины Второй.

Посмотрите вот на этот портрет. Как вы думаете кто это? (да, это Екатерина Вторая).

Екатерина Вторая, Екатерина Великая – так называли эту женщину. Правила она Россией более 30 лет.

Жила- была немецкая принцесса София Августа Фредерика, которую в семье звали Фике. В 15 лет ее выдали замуж за наследника российского престола Петра Федоровича.

Прежде чем стать царицей, она прожила в России 18 лет. Много сделала она в эти годы, чтобы понять русских: приняла православие и получила имя Екатерина Алексеевна; выучила русский язык, историю и обычаи страны.

Екатерина Вторая была очень трудолюбива. Даже будучи императрицей, она вставала рано. Уже в 6-7 часов утра ее видели в кабинете за работой. Потом она принимала посетителей, слушала отчеты о делах в государстве. Екатерина писала пьесы для театра, статьи в журналы, сочиняла сказки для внуков, поддерживала науки и искусства.

Во время ее царствования возникло немало городов, похорошели Москва и Петербург. Их украсили новые дворцы и парки. Становилось больше образованных людей, особенно в городах.

Екатерина ввела в стране общее образование. При ней в России впервые появились классные доски, на которых учителя делают записи для класса. Тогда же было установлено правило: если ученик хочет спросить или ответить, то должен поднять руку.

Особой заботой Екатерины Второй было укрепление и заселение кубанских земель. Грамотой от 30 июня 1792 года за « усердную и ревностную службу, за ненарушимую верность, за храбрые и мужественные подвиги на суше и водах» она даровала их Черноморскому казачьему войску «в полное владение и распоряжение».

Процесс переселения казаков на Кубань был долгим и трудным.

В августе 1792 г. на гребных судах по Черному морю первыми прибыли пешие казаки во главе с полковником Саввою Белым, которые высадились на Таманском полуострове.

Кошевой атаман Захарий Алексеевич Чепега шел с конными полками сухопутным путем.

Оставшихся черноморцев привел в следующем году войсковой судья Антон Васильевич Головатый.

Всего на Кубань переселилось 17 тысяч бывших запорожцев, составляющих тогда основу Черноморского войска.

Осенью 1793 г. казаки заложили на берегу Кубани войсковой город Екатеринодар, который получил свое название в честь Екатерины Великой. Возведение города началось на территории Карасунского кута (район парка им. Горького).

Современный облик Екатеринодара сформировался не сразу. Вместо каменных домов повсюду строились хаты с соломенными или камышовыми крышами. (Такие хаты назывались турлучными от тюркского слова «турлук», что значит «плетень, обмазанный глиной».)

В 1896 году в городе был заложен памятник императрице Екатерине Второй и войсковым старшинам. Торжественное открытие состоялось 6 мая 1907 года.

С открытием памятника определилось название сквера, который стал называться Екатерининским.

Памятник просуществовал 30 лет, оставаясь главной достопримечательностью города. Но позже был разобран и уничтожен, как и название города. 

Этому памятнику было суждено родиться, умереть и снова возродиться через много лет.

В 1993 году на месте где он ранее располагался , появился закладной камень и 9 сентября 2006 года памятник был воссоздан краснодарским скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым.

Так, путешествуя в прошлом, мы вернулись к настоящему. На этом наше путешествие окончилось.

 

Итог урока

Вам понравилось путешествие?

Что было интересным?

Что больше всего запомнилось?

Кто такая Екатерина Вторая?

Кто она была по национальности?

Как ее звали в детстве?

Что появилось в России при правлении Екатерины?

В честь кого был назван город Екатеринодар?

Почему именно Екатеринодар?

Д/з. Нарисовать рисунок что больше всего понравилось и запомнилось на уроке.