Урок развития речи в 4-м классе. Сочинение по картине В.А. Серова "Дети"

Разделы: Начальная школа


Цель: Учить детей создавать речевое произведение (сочинение) по картине

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

План

Рабочие материалы

I. Организационный момент      
II. Вступительная беседа учителя.

-Сегодня мы будем писать сочинение по картине В. А. Серова "Дети".

     
-Знакома ли вам эта картина? А ещё какие-нибудь картины этого художника вы видели? По телевидению, журналам? Да, она висела в классе, нет, может быть.    
-Этот художник занимает выдающее место в истории русского искусства XIX-XX столетия. Им созданы известные картины "Девушка с персиками", "Девушка, освещённая солнцем", портреты людей творческого труда - художников, писателей, артистов, композиторов, пейзажи, исторические картинки, рисунки. В. А. Серов с большой любовью писал детей, их мы видим на нашей картине.

-Кто заинтересовался творчеством этого художника, тот может ещё дополнительно поискать сведения о нём, его творчестве из журналов, энциклопедии, обратиться к учителю.

     
III. Составление плана, сбор рабочих материалов к сочинению.

-Итак, мы должны приступить к составлению плана, сбору материалов. Наш план будет состоять из вступления, основной части, которая будет делиться на подчасти, заключения.

-Запишем вступление.

  I. Вступление.  
-О чём нужно написать во вступлении? Написать про художника.   Валентин Александрович Серов - выдающийся художник. Им созданы великолепные картины, портреты людей, пейзажи, исторические картинки, рисунки.

"Дети"- одна из известных картин художника.

-Рассмотрим картину. Рассматривают картину.    
-Какие чувства вызывает у вас картина? Лёгкая грусть, печаль, мечта-тельность, задумчивость.    
-Какое настроение? Грустное, печальное настроение.    
-Почему грустное? Выражение лица у маленького мальчика, поза мальчиков, бледно-серые неяркие краски, серое холодное море, низкие тучи.    
-Кто являются героями нашей картины? Дети.    
-Только ли мальчики? Ещё и природа.    
-Как же назовём следующий пункт нашего плана? Запишем. Вот о чём мы будем писать дальше, вот о чём будет основная часть.   II. Дети и природа. Дети и природа привлекают внимание художника.
-Кого мы видим на переднем плане картины? Двух мальчиков.    
-Где они стоят? На полу деревянной терраски, с двух сторон ограниченной перилами    
-Что о них можно сказать? Братишки, братья, один старше другого    
-Давайте опишем старшего брата. С чего начнём? С позы, одежды, причёски 1) Описание внешнего вида старшего брата:  
Предлагаю начать описание с позы. В какой позе он стоит?

("Поза" - положение тела человека.)

См. Толковый словарь.

Он любуется морем, стоит, повернувшись лицом к морю, смотрит на море, наблюдает. а) поза; Наблюдает за морем, пристально смотрит вдаль, стоит, облокотившись на перила.
-Во что одет старший брат? Тёмно-синие штаны, белая рубашка, чёрные чулки, тёмно-коричневые ботинки б) одежда; Тёмно-синие штанишки, белая рубашка, чёрные чулки, коричневые ботинки.
-Какая причёска у этого мальчика? Что с ней происходит? Он кудрявый, ветер треплет его тёмные кудри в) причёска; Кудрявые волосы.
-Давайте внимательно посмотрим на лицо мальчика. Всё ли лицо видим?

Эта часть лица называется "профиль" (значение этого слова легко узнать в толковом словаре).

-Что выражает лицо мальчика?

-О чём он мечтает?

Только часть

У него слегка вздёрнутый носик, приоткрытый ротик, о чём-то думает, размышляет, мечтает, задумался, может быть, о большом корабле, а, значит, о большом плавании, мечтает стать капитаном.

г) лицо. Изображено в профиль, выражает задумчивость, пытливые глаза, приоткрытый ротик.
-Давайте опишем внешний вид младшего братика.

-Почему будет его описывать легче?

Мы уже описали старшего брата. 2) Описание внешнего вида младшего братика:  
-С чего начнём? Начнём с позы.

Он стоит, опираясь одной рукой на перила, смотрит с картины будто на нас, левая нога чуть согнута в коленке.

а) поза; Повернулся лицом к нам.
-Что мы будем описывать дальше? Дальше будем описывать одежду. б) одежда;  
-Во что же одет младший братик? На нём белая рубашка, тёмно-синие штаны, чулки чёрные, коричневые ботинки.    
- Что же вы заметили? Он одет, как и старший брат.   Одет, как и старший брат.
-Что ещё нужно описать? Причёску надо описать, он кудрявый, отдельные пряди волос повисли на лбу, ветер слегка растрепал волнистые волосы мальчика. в) причёска; Волосы точь-в-точь, как у старшего.
-Что ещё осталось описать?

-Какое оно? Рот? Носик?

-Какие глаза?

-Что выражает взгляд?

Лицо, его выражение. У него круглое лицо, маленький носик, широко раскрытые, большие карие глаза. Он чем-то удивлён, а может быть, его что-то встревожило, или просто он отвлёкся на несколько секунд. г) лицо; Большие выразительные глаза, приоткрытый ротик.
-Что ещё кроме мальчика привлекает наше внимание на картине? Природа привлекает наше внимание. 3) Окружающая природа Холодное Балтийское море, жёлтая береговая полоса, лодки, серое небо.
-На картине вы видите детей художника, действие происходит на берегу холодного Балтийского моря, на даче художника.      
-С чего начнём описание природы? Начнём с моря а) море;  
-Какое море? Слегка волнуется, местами синее, белое, вода серебристая, как и рубашки мальчиков.   Море слегка волнуется.
-Каким изобразил художник небо? Серое, покрытое тучами, мрачное, тёмное, сквозь тучи пробиваются неяркие солнечные лучи. б) небо; Небо покрыто тучами, бессильные лучи солнца едва пробиваются сквозь тучи.
-Обратим внимание на берег моря. На берегу стоят лодки, песок золотистый. в) берег моря; На золотистом берегу стоят лодки.
-Какой день изобразил художник? Пасмурный, ветреный, в то же время можно увидеть красоту этого неяркого серенького дня. г) день. День пасмурный, ветреный.
-Что общего в настроении мальчиков и окружающей среды? Природа и человек взаимосвязаны. 4) Взаимосвязь природы и человека. Человек и природа взаимосвязаны.
-Чем закончить сочинение? Собственным отношением к картине. Понравилась, почему? III. Моё отношение к картине. Впечатление.
IV. Запись сочинений.      
V. Чтение готовых творческих работ, обсуждение.      
VI. Подведение итогов.