Урок информатики по теме "Человек и информация"

Разделы: Информатика


Класс: 7

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.

Место урока в учебном плане: это последний урок в главе «Человек и информация»

Цели:

  • для учителя: в форме урока-исследования провести урок закрепления и обобщения по разделу «Человек и информация», чтобы мотивировать всех учеников класса на активную работу и продемонстрировать важность данной темы;
  • для учеников: исследовать планеты, и получить как можно больше баллов на каждой из них.

Задачи урока:

  • образовательная: формировать и обобщать знания и умения, учащихся по разделу «Человек и информация»
  • развивающая: развивать у учащихся умение применять полученные ими знания при решении задач различной направленности;
  • воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор, честность.

Методы обучения: взаимоконтроль, самоконтроль, тестовый контроль.

Оборудование: компьютер преподавателя, компьютеры учеников, проектор, билет на ракету для каждого учащегося, презентация Microsoft PowerPoint – Приложение 1, документ Microsoft Word с заданиями, заранее размещённый на рабочий стол учеников – Приложение 2.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Система оценивания: в процессе виртуального исследования при прохождении каждой планеты набирают баллы, по окончании исследования баллы переводятся в оценки согласно оценочной таблице.

План урока:

  1. Организация начала урока – 3 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (пропуск на ракету) – 3 мин.
  3. Формирование умений и навыков: – 29 мин.
    • Планета Меркурий. – 2 мин.
    • Планета Сатурн. – 2 мин.
    • Планета Венера. – 4 мин.
    • Планета Нептун. – 3 мин.
    • Физкультминутка – 1 мин.
    • Планета Земля. – 3 мин.
    • Планета Марс. – 3 мин.
    • Планета Плутон. – 4 мин.
    • Планета Уран. – 3 мин.
    • Планета Юпитер. – 4 мин
  4. Систематизация, обобщение и выводы. 3 мин
  5. Итог (оценивание, домашнее задание) – 2 мин.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей; порядок в кабинете.

Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока – это: «Человек и информация», этот урок последний в этой главе и поэтому сегодня на уроке ваша задача – это формировать и обобщать знания и умения, по разделу «Человек и информация». Наш урок будет не совсем обычным, сегодня вы будете выступать в роли учёных, которые полетят в космос и будут исследовать планеты. На каждой планете вы будите получать определённое количество баллов, и в конце урока, каждый из вас получит оценку по результатам своих исследований. Но для того, чтобы начать своё исследование необходимо попасть на ракету, получив билет.

II. Актуализация опорных знаний.


Рисунок 1

Пропуск на ракету.

Демонстрируется слайд (пропуск на ракету):

  • Что такое информация для каждого из нас?
  • Какие действия с информацией выполняет человек?
  • Какие средства хранения информации были первыми? Как они изменились до сегодняшнего дня?
  • Как можно передавать информацию?
  • С помощью чего может осуществляться обработка информации?

  • Что такое система счисления?Какие системы счисления вы знаете? Приведите примеры.
  • В чём основное отличие позиционных и непозиционных систем счисления?
  • Почему арабская система записи чисел называется десятичной позиционной?
  • Что такое основание системы счисления?
  • Каково наименьшее основание для позиционной системы?

После того как кто-то из учеников отвечает на вопрос, он получает билет и маршрутную карту учёного.

Маршрутная карта учёного. 

Изученные планеты Ф.И. ученика
1. Планета Земля  
2. Планета Юпитер.  
3. Планета Сатурн.  
4. Планета Венера.  
5. Планета Уран.  
6. Планета Плутон.  
7. Планета Марс.  
8. Планета Нептун.  
9. Планета Меркурий.  
Всего баллов  

Ребята, теперь получив маршрутную карту учёного мы сможем с вами отправиться в путь, и начать своё исследование.

Все планеты которые нам с вами придётся изучить обозначены квадратиками на приведённой ниже схеме. От каждого квадратика проведено несколько стрелок. Стрелки означают возможные этапы нашего исследования. Мы будем передвигаться от одной планеты к другой, но при этом не должны побывать дважды ни на одной из них. Но на нашей схеме к каждому квадратику проведены три или даже больше стрелок. Это значит, что всякий раз нам предлагается несколько вариантов передвижения. Но какой вариант выбрать? По какой стрелки пойти?

Верный путь нам подскажет ответ на вопрос, который будет задан на каждой планете. К вопросу даётся от трёх до восьми вариантов ответа. Все они зашифрованы цифрами от 1 до 3, 5 или 8. Найдя верный ответ, мы получим руководство к действию, т.е. узнаем ту цифру, рядом с которой стоит стрелка, указывающая безошибочное на данном этапе направление движения.

Демонстрируется слайд (планеты солнечной системы)

Своё путешествие мы начнём с ближайшей к Солнцу планеты.

III. Закрепление изученного материала.

Кто знает, что это за планета? Ответьте на вопрос: на какие группы можно разделить знания? Декларативные – «Я знаю, что…» (от слова декларация, что значит утверждение, сообщение). Процедурные – «Я знаю, как…»

Хорошо, вы ответили правильно и поэтому я вам сообщаю на какую планету мы полетим сначала. Это планета – Меркурий.

Демонстрируется слайд (старт).

Попадаем на планету Меркурий.

Демонстрируется слайд (Меркурий) (2 балла)

Расстояние Меркурия от Солнца составляет приблизительно 1110102 млн. км. Но это число закодировано с помощью двоичного кода. Нужно перевести в десятичную систему счисления, узнать каково же расстояние от Солнца, до Меркурия для того, чтобы полететь дальше.

Варианты ответов:

  1. 42 млн. км.
  2. 26 млн. км.
  3. 87 млн. км.
  4. 14 млн. км.
  5. 58 млн. км.

Демонстрируется слайд (Планеты)

Итак правильный вариант под номером 5 и поэтому мы с вами полетим по маршруту № 5 (Сатурн).

Демонстрируется слайд (Сатурн). (2 балла)

По своим размерам планета Сатурн уступает лишь Юпитеру: её диаметр – 1708 тыс. км. Чему равен диаметр Сатурна?

Варианты ответов:

  1. 110 тыс. км.
  2. 120 тыс. км.
  3. 130 тыс. км.

Демонстрируется слайд (Планеты)

Итак правильный вариант под номером 2 и поэтому мы с вами полетим по маршруту № 2.

Демонстрируется слайд (Венера)(3 балла)

Вам нужно разбиться на две группы.

I Группа        II Группа
Расчёты показали, что половину венерианского года температура поверхности Венеры не выше 500°C  и не ниже 0°C, а точнее она равна 480°C. Определите сколько бит информации содержит данные расчеты.
1) 8 бит.
2) 10 бит.
3) 12 бит
4) 16 бит
5) 5 бит
6) 1 бит
7) 0 бит
8) 45 бит
  Расчёты показали, что шестую часть венерианского года температура поверхности Венеры не выше 500°C и не ниже 0°C, а точнее она равна 450°C. Определите сколько бит информации содержит данные расчеты.
1) 9 бит.
2) 8 бит.
3) 10 бит
4) 0 бит
5) 5 бит
6) 1 бит
7) 6 бит
8) 23 бит
Возможные варианты решений:      
1. – Температура на планете Венера выше 250°C? – Да.   1. – Температура на планете Венера выше 250°C? – Да.
2. – Температура на планете Венера выше 375°C? – Да. 2. – Температура на планете Венера выше 375°C? – Да.
3. – Температура на планете Венера выше 438°C? – Да. 3. – Температура на планете Венера выше 438°C? – Да.
4. – Температура на планете Венера выше 469°C? – Да. 4. – Температура на планете Венера выше 469°C? – Нет.
5. – Температура на планете Венера выше 485°C? – Нет. 5. – Температура на планете Венера выше 454°C? – Нет.
6. – Температура на планете Венера выше 477°C? – Да. 6. – Температура на планете Венера выше 446°C? – Да.
7. – Температура на планете Венера выше 481°C? – Нет. 7. – Температура на планете Венера выше 450°C? – Нет.
8. – Температура на планете Венера выше 479°C? – Да. 8. – Температура на планете Венера выше 448°C? – Да.
    9. – Температура на планете Венера равна 449°C? – Нет.
– Ну теперь всё ясно! – Температура на планете Венера равна 480°C? – Ну теперь всё ясно! – Температура на планете Венера равна 450°C?

Могут быть и другие решения.

Демонстрируется слайд (Планеты)

Дальше мы с вами отправляемся от планеты Венера по маршруту № 1, на планету Нептун.

Демонстрируется слайд (Нептун)

– Задания которые представлены на этой планете имеют три уровня. За определённый уровень можно набрать определённоё количество баллов. Так, за I уровень – «2» балла, за II уровень – «3» балла, и за III – «4» балла.

Приложение 2

На рабочем столе вашего компьютера расположен значок «Задания для 7 класса», щёлкните по нему 2 раза и у вас откроются задания с уровнями. Выберете по своим возможностям уровень, решите его и заработайте баллы. Можете, если успеете решить несколько уровней и тогда вы получите больше баллов.

Прежде чем продолжить своё исследование сейчас мы проведём физкультминутку:

Учитель:

Робот делает зарядку
И считает по порядку: (Дети поочерёдно поднимают руки в стороны, вверх, в стороны, вниз.)
Раз – контакты не искрят, (Руки согнуты в локтях, опустили вниз, покачали.)
Два – суставы не скрипят, (Руки согнуты в локтях к плечам.)
Три – прозрачен объектив. (Прищурили глаз, большой палец нацелили на окно в кабинете)
Я прекрасен и красив. (Улыбнулись, положили руки на грудь)
Ну а теперь полетели дальше.

Демонстрируется слайд (Планеты)

Дальше мы летим по маршруту № 1 к планете Земля. Вспомним о её единственном спутнике – Луне. Кому не хочется побывать на ней! Многие люди придумали уже десятки разных, сказочных, способов добраться до Луны, но в реальности техника пока бессильна создать на луне условия для жизни людей.

Демонстрируется слайд (Земля)(3 балла)

По астрономическим меркам, Луна находиться совсем недалеко от Земли: до неё всего примерно 15416 тыс. км. Сколько секунд займёт путешествие от Земли до Луны и обратно, если воспользоваться ракетой, летящей со скоростью, близкой к скорости звука: 5248 м/с? (Переведите числа в десятичную систему счисления и уже в ней считайте)

Варианты ответов:

  1. 2 000 000 сек.
  2. 1 000 000 сек.
  3. 2000 сек.
  4. 1000 сек.
  5. 340 000 сек.

Демонстрируется слайд (Планеты)

Дальше мы летим по маршруту № 1, который ведёт к планете Марс.

Демонстрируется слайд (Марс) (1 балл)

  • мы знаем, что одной из планет солнечной системы является Марс;
  • мы знаем, что на Марсе не живут люди;
  • мы знаем, как собрать радиоприёмник;
  • мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца;
  • мы знаем как, выращивать помидор.

Какие знания из данного списка являются декларативными, а какие процедурными.

Ответьте на этот вопрос, запишите ответ в тетрадь, и тогда я скажу вам к какой планете нужно лететь дальше.

Выбрали?

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Если в данном задании ошибок нет – то вы получаете – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, более 2-х – 0 баллов. Я буду диктовать правильные ответы, а вы проверяйте тетрадь.

Демонстрируется слайд (Планеты)

Далее мы летим по маршруту № 1, на планету Плутон.

Демонстрируется слайд (Плутон) (2 балла)

Вы должно разбиться на пары.

  1. По телевизору сообщили информацию о том, что Плутон делает полный оборот вокруг собственной оси за 6,39 земных суток.
    Кем вы являетесь в данном случае:
    1. приёмником информации;
    2. источником информации;
    3. хранителем информации;
  2. Подсчитайте количество бит информации, которое содержится в данном сообщении (один символ содержит i=5,755): Первым в космос полетел Гагарин! Ответ округлите до целых.
    1. 184 бит.
    2. 183 бит.
    3. 185 бит

Полученные ответы на два вопроса сложите и тогда вы узнаете куда лететь дальше.

1+1= 2.

Демонстрируется слайд (Планеты)

Далее мы летим по маршруту № 2, на планету Уран.

Демонстрируется слайд (Уран)(2 балла)

Облака на этой планете могут мчаться со скоростью ль 111110102 км/ч до скорости в 001, 101 раза2 большей. Найти разность между максимальной и минимальной скоростями движения облаков.

  1. 250 км/ч;
  2. 15,2 км/ч;
  3. 135 км/ч;
  4.  300 км/ч;
  5. 125 км/ч

Правильный ответ зашифрован под цифрой 5.

Демонстрируется слайд (Планеты)

Стрелка от неё показывает, что следует лететь к Юпитеру. Он находится от Солнца в 5 раз дальше, чем Земля, а его диаметр в 11 раз больше Земного диаметра.

Итак, вы добрались до самой крупной планеты Солнечной системы – до Юпитера.

Демонстрируется слайд (Юпитер) (2 балла)

Сколько байтов содержится в 120 Гбайтах:

а) 128849018880;
б) 128849018780;
в) 139849018880;

ответ: (а),

1 килобайт = 1Кб = 10 байт = 1024 байта
1 мегабайт = 1Мб = 10 Кбайт = 1024 К байта
1 гигабайт = 1Гб = 10М байт = 1024 М байта

IV. Систематизация, обобщение, выводы.

Мы с вами закончили исследование. Теперь давайте ещё раз вспомните и ответьте на вопросы, за которые вы можете получить дополнительные баллы.

  • Что такое информация для каждого из нас?
  • Попробуйте перечислит источники, из которых за сегодняшний день вы получили информацию.
  • Какие действия с информацией выполняет человек?
  • Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт?
  • Кто, когда и где разработал первый проект автоматической вычислительной машины?
  • Что такое основание системы счисления?
  • Каково наименьшее основание для позиционной системы?

Молодцы, отвечающие верно получаю ещё по одному баллу за каждый ответ на вопрос.

IV. Итог урока (кульминационный момент)

Итак, ребята вот и подходит к концу сегодняшний урок. В начале уроке перед вами ставилась задача – формировать и обобщать знания и умения по разделу «Человек и информация». Я считаю, что этой цели вы достигли. Я вами доволен.

(Самооценка) А теперь подсчитайте количество баллов и по критериям поставьте себе соответствующую оценку.

Демонстрируется слайд.

Критерии оценок. 

Баллы 18 и ниже 19-20 21-22 23-24
Оценка 2 3 4 5

Запишите домашнее задание: стр. 41-42: I уровень (на 3) – № 6; II уровень (на 4) – № 6 – 8; III уровень (на 5) – № 6 – 10.

Спасибо за урок можете быть свободны.

Используемая литература:

Основная:

  1. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: Юнимедиастайл, 2002.

Дополнительная:

  1. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе» №5 2003.
  2. Информатика и образование. Приложение к журналу «Информатика и образование». №8 – 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006.
  3. Оценка качества по информатике выпускников основной школы по информатике / А.А. Кузнецов, Л.Е. Самовольнова, Н.Д. Угринович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.