Влияние факультативного курса "Основы компьютерной грамотности" на формирование социальной мобильности обучающихся с проблемами интеллектуального развития

Разделы: Информатика


Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет его образованность. Главное - грамотное использование уникальных возможностей, представляемых нам информационно-коммуникационными технологиями.

Освоение основ компьютерной грамотности важно для обучающихся с проблемами интеллектуального развития, не менее, чем для детей с сохранным интеллектом. Большое значение имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учебе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

Формирование основ компьютерной грамотности реализуется на занятиях факультатива "Основы компьютерной грамотности" в 10-11 классах.

Цель курса: расширение возможностей социальной адаптации в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, через обучение компьютерной грамотности и владение компьютерной техникой.

При обучении основам компьютерной грамотности решаются следующие задачи:

  • формирование у учащихся представлений об основных устройствах персонального компьютера и их назначении;
  • формирование навыков самостоятельного, сознательного и рационального использования персонального компьютера;
  • формирование умений работы с графическими изображениями; формирование умений работы в текстовых редакторах;
  • формирование умений в использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности.

Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных технологий развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

На занятиях обеспечивается возможность каждому ребенку работать в том темпе, в котором он наиболее лучше усваивает материал, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществляется на доступном для учащихся уровне.

Изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).

Для изучения программного обеспечения персонального компьютера выбран популярный пакет программы Microsoft Office, который включает все средства для обработки текстов, табличных данных, позволяет создавать профессионально оформленные документы, создавать презентации. Совместное использование программ пакета предоставляет пользователю мощное средство для решения многих прикладных задач в профессиональной деятельности.

В начале курса рассматриваются основные принципы работы с компьютером и управления системой Windows. Рассмотрение идет в виде серии рассказов учителя, практических работ, компьютерных экспериментов, в течение которой вырабатываются универсальные умения. В ходе курса учащиеся проходят графический редактор Paint.

Далее подробно рассматривается редактор Word, изучение которого продолжается в 11 классе. К концу обучения ученик должен свободно владеть редактором Word на уровне пользователя оформления стандартных документов. В ходе обучения ученик получает необходимые знания о детальном устройстве компьютера, операционных системах, их принципах работы, командах и меню.

Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера у детей. Работая с большим интересом, учащиеся создают поздравительные открытки, похвальные листы и грамоты (программа Publisher), оформляют личные портфолио, подготавливают изображения и таблицы в проектах по трудовому профилю "Помощник воспитателя", "Парикмахерское дело". Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе, знание приемов работы с мультимедийными презентациями позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам.

В процессе общения с компьютером дети приобретают совершенно новый опыт деятельности, в котором соединены текст, графика, звук, активные и пассивные способы взаимодействия элементов изображения. Благодаря этому дети приобщаются не только к деятельности в области компьютерных технологий, но овладение информационных технологий даже на простейшем уровне и создает благоприятные условия для социальной адаптации, профессиональной ориентации, приобретения опыта творческой проектировочной работы.

В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером под руководством учителя. Роль учителя состоит в объяснении нового материала и постановке задачи, дозированной помощи учителя при объяснении нового материала на первом этапе закрепления, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.

Одним из способов повышения творческой активности учащихся являются упражнения, которые требуют выполнения исследовательских заданий. Для организации самостоятельного исследования эффективно используются лабораторные работы, в ходе которых оказывается индивидуальная помощь, разъясняются принципиальные моменты. Преимущества такой формы занятий заключается в том, что учащиеся самостоятельно работают на компьютере, выполняя определенные задания, учатся выявлять главное и конспектировать необходимые сведения.

Завершается курс обучения защитой итоговых проектов (создание открытки, эмблемы команды, герба школы, класса, похвального листа, грамоты, создание презентации и т.п., по выбору учащихся), в которых дети используют все полученные возможности и инструменты графической программы, текстового редактора, программы Publisher и Power Point.

Для успешного усвоения программы факультативного курса "Основы компьютерной грамотности" необходимо материально-техническое обеспечение занятий:

Оборудование:

  • ПК, размещение которых соответствует санитарно-техническим нормам (по количеству обучающихся)
  • Два принтер с допустимым уровнем шума
  • Мультимедиа
  • Настенный экран
  • Сканер
  • Программное обеспечение
  • Учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса
  • Вспомогательные средства.
  • Средства пожаротушения
  • Медицинская аптечка.
  • Информационный стенд содержит:
  • Инструкция по технике безопасности и правилах работы на ПК.
  • Комплекс упражнений для глаз, физминутки.
  • Перечень Интернет-ссылок на электронные источники (на которые разрешен доступ), для получения дополнительной информации.
  • Рекомендованные литературные источники.
  • Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы сформировать основные навыки работы детей с ограниченными возможностями здоровья с базовыми компьютерными программами, но и научить их использовать полученные знания для решения повседневных задач, а также сформировать готовность использовать знания компьютерных технологий для профессиональной деятельности.