Урок-обобщение к разделу "В мире музыкальных инструментов", с использованием ЕКЦОР

Разделы: Музыка


Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать классификации музыкальных инструментов, виды оркестров.
  2. Закрепить системные знания о музыкальных инструментах и их объединения в группы.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • формирование зрительных, слушательских и наглядных представлений о разнообразии видов оркестров, звучании музыкальных инструментов и способах игры на некоторых из них;
  • предметно-понятийных представлений о видах оркестров, названиях групп музыкальных инструментов в целом и инструмента той или иной группы в отдельности;
  • знаний о выдающихся дирижерах современности.

2. Воспитательные:

  • воспитание сплочённости и сотрудничества в групповых и индивидуальных формах работы;
  • воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыки.

3. Развивающие:

  • развитие умения систематизировать и классифицировать группы инструментов, виды оркестров;
  • развитие творческого мышления.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;
  • интерактивная доска;
  • коллекция модулей по теме;
  • детские музыкальные инструменты;
  • карточки самоконтроля;
  • набор карточек с изображениями музыкальных инструментов;
  • кроссворд.

Приложение

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Добрый день, сегодня на уроке вашему вниманию предоставляются различные задания на закрепление темы «В мире музыкальных инструментов».

И сразу приступим к первому модулю (Виды оркестров. Тест.): ваша задача просмотреть и прослушать видео фрагмент, определить вид оркестра и правильно выбрать его название. Поднятая рука будет сигналом к тому, что вы готовы ответить.

Сейчас мы повторили с вами виды оркестров. А теперь вам предоставляется возможность поработать в группах. А оценить свои результаты вы можете самостоятельно, для этого вам понадобятся карточки самоконтроля (аннотация по работе с карточками). Всем группам предложен одинаковый набор карточек с изображениями музыкальных инструментов, которые вы должны выложить в соответствии с оркестром, который вы выберете. Проверять мы будем все вместе, та команда, которая справится с заданием быстрее, поднимает руку (выставление баллов в карточки самоконтроля).

Карточка самоконтроля ____________________________________(Ф.И. класс)

№ п/п

Задание

Критерии оценивания

Баллы

1 «Собери оркестр» «5» баллов – быстрота и точность выполнения;
«4» балла – 1ошибка в задании;
«3» балла – 2-3 ошибки.
 
2 «Кроссворд» «5» баллов – за 8 правильных ответов;
«4» балла – за 7-6 правильных ответов;
«3» балла – за 5-4 правильных ответа.
 
3 «Кроссворд» Орфографическая грамотность:

«5» баллов – за 8 правильных ответов;
«4» балла – за 7-6 правильных ответов;
«3» балла – за 5-4 правильных ответа.

 
4 Итоговая оценка:

«14-15» баллов – оценка 5;
«11-13» баллов – оценка 4;
«9-10» – оценка 3.

 

Итак, мы с вами определили, какие инструменты принадлежат тем или иным оркестрам. А сейчас следующий модуль (Оркестр и его виды: практическое занятие. Задание №2 – группы оркестров.), задание которого собрать инструменты в группы.

Вы прекрасно справились с заданием, а теперь наша задача собрать состав оркестра по группам. (Модуль Оркестр и его виды: практическое занятие. Задание №1 – виды оркестров.) И следующий тип задания: по аудио фрагменту, определить вид оркестра. (Задание №3 – звуковая викторина.)

Подытожим данный этап урока - мы с вами уверенно различаем виды оркестров, знаем из каких групп и отдельных инструментов состоят оркестры. А сейчас я хочу познакомить вас с выдающимися дирижерами современности, которые управляют или управляли знаменитыми оркестрами. (Оркестр и его виды: практическое занятие. Задание №4 – дирижеры и их оркестры.)

III. Ну что ж, давайте отвлечемся от доски и вернемся к карточкам самоконтроля. (Задание №2 – кроссворд.)

Кроссворд 2

Вам нужно не только правильно записать исполнителей на музыкальных инструментах, но и сделать это без орфографических ошибок. В первом случае вы проверяете правильность обозначения музыкантов – исполнителей, а во втором орфографическую грамотность написания.

Приступаем к выполнению задания, сигналом к тому, что вы закончили, послужит то, что вы положите ручки. И при помощи интерактивной доски проверяем орфографическую грамотность. А сейчас сложите те баллы, которые вы получили и поставьте себе итоговую оценку.

Итак, на данном этапе работы мы не только проверили свои знания по предмету, но и проверили себя на орфографическую грамотность, а еще при помощи карточек самоконтроля, проследим, способны ли вы оценить себя объективно.

IV. Ребята, вы показали неплохие знания по предмету, отлично разбираетесь в видах оркестров, различаете группы и тембры инструментов, умеете работать в группах, попытались объективно оценить свою работу. И теперь я предлагаю вам практическое занятие. Для начала прослушаем музыкальный фрагмент (звучит русская народная плясовая «Барыня»). Давайте определим, сколько в нем долей (размер 2\4). Каждой группе раздаются детские музыкальные инструменты, пробуем сыграть слаженно в одном темпе, для этого и нужен дирижер, чтобы не расходиться в звучании. Затем пробуем с музыкой, добиваемся слаженности (игра на детских музыкальных инструментах)

Вот на такой позитивной ноте мы завершаем наш урок, на котором мы научились определять и различать виды оркестров, группы и тембры инструментов, попробовали создать свой оркестр, самостоятельно оценили свои знания. Считаю, что вы сегодня поработали ..., нельзя не отметить таких учащихся как ...

Домашнее задание: на сайте Летописи.ру найти информацию и сделать презентацию об инструменте, который больше всего тебе понравился.

Приложение