Дополнительная образовательная программа социального педагога "Взаимодействие школы с родителями, детьми, учителями и социумом" (профилактика безнадзорности и беспризорности)

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка

В связи с переходом нашей страны на рыночные отношения произошли глобальные изменения не только в экономической, но и социальной сферах жизни людей. Изменения коснулись, и образования в школе появились новые профессии, в том числе и социальный педагог.
В обязанности социального педагога входит: работа с социально-незащищенными семьями, с многодетными семьями, малообеспеченными семьями с детьми группы риска и т.д.
Особо важным направлением в деятельности социального педагога мы считаем профилактику безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Исследования, проведенные различными организациями показывают, что процент безнадзорных и беспризорных детей увеличивается. 19 августа 2004 года ГУВД г. Москвы провел оперативно-профилактическую операцию «Подросток-Семья 2004», в результате операции в дежурные отделы ОВД было доставлено 3105 подростков (из них 1173 иногородних, 909 граждан СНГ, 22 жителя других государств и около 1000 москвичей). Это угрожающие цифры. Социологическое исследование, проведенное городским центром «Дети улиц» в 2000 году показало, что из 110 опрошенных беспризорников 48% подростки 16-17 лет, 37% опрошенных из полных семей, 39% из семей с одним родителем и их родители не лишены родительских прав. Только у 12% опрошенных в семье хорошие отношения, 41% детей из семей, где происходят постоянные ссоры, драки и т.д., что является причиной ухода ребенка из семьи. Поэтому главной целью поставленной перед социальным педагогом мы считаем именно работу с семьей.
Общие понятия.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию. Обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорник - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении либо совершающий правонарушения или антиобщественное действие.
Социально опасное положение несовершеннолетнего – семья, имеющая опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию.
Семья, находящаяся в социально опсном положении – семья, имеющя детей, находящаяся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не используют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаютя с ними.
Приоритетным направлением работы мы выделяем: Взаимодействие школы с родителями, детьми, учителями и социумом, а именно профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
Работа по направлениям осуществляется в 4 этапа:

  1. планирование видов деятельности;
  2. информационно-аналитическая деятельность;
  3. планово- прогностическая деятельность;
  4. регулятивно-коррекционная деятельность.

Программа

Часть I
Работа с учащимися.

  1. Социально-психологические исследования (опросы, тренинговые занятия, индивидуальные занятия и др.)
  2. Индивидуальные беседы;
  3. Лекции по профилактике;
  4. Дискуссии;
  5. Проведение тематических декад по профилактике;
  6. Привлечение в общественную работу;
  7. Культурно-массовые мероприятия;
  8. Кружки по интересам;
  9. Дополнительные занятия по предметам.

Часть II.
Работа с семьей.

  1. Родительские собрания;
  2. Родительские лектории;
  3. Круглые столы;
  4. Дни открытых дверей;
  1. Индивидуальные беседы;
  2. Патронаж семьи и др.

Часть III.
Работа с учителями.

  1. Педсоветы;
  2. Плановые оперативные совещания;
  3. Еженедельные совещания;
  4. Круглые столы;
  5. Семинары и др.

Часть IV.
Работа с социумом.

  1. ОДН ОВД «Ростокино»;
  2.  КДН Муниципалитета «Ростокино»;
  3. Совет Ветеранов;
  4. Центры психолого- педагогической коррекции;
  5. Диспансеры и поликлиники;
  6. Центр Социальной Защиты Населения района «Ростокино»;
  7. Управа района «Ростокино»;
  8. Управление образования СВАО г. Москвы.
  9. совместные профилактические мероприятия,

Цель программы.
Предотвратить беспризорность и безнадзорность среди несовершеннолетних учащихся.

Пути достижения цели мы видим в решении следующих задач:
1. Выявить среди учащихся детей входящих в группу риска;
2. Осуществить сбор информации о детях вошедших в группу риска;
3. Организовать взаимодействие с родителями детей вошедших в группу риска;
4. Наладить работу социального педагога с классными руководителями и учителями предметниками по надзору за детьми, вошедшими в группу риска;
5. Осуществить контроль за учащимися группы риска;
6. Выявить динамику работы с детьми группы риска;
7. Сформулировать выводы корректировать план работы социального педагога.

Самое важное направление работы социального педагога - это работа с учащимися. Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень. Просматривать новую методическую литературу, книги по психологии, социологии. Социальный педагог должен идти в ногу со временем, чтобы дети тянулись к нему, приходили со своими проблемами.
Работа социального педагога с детьми начинается с выявления детей и семей, относящихся к группе риска, это осуществляется через классных руководителей, психологов по средствам тренингов и психологических тестов. На основе полученных сведений ведется база данных на учащихся группы риска, а также заводиться личное дело учащегося. Личное дело включает в себя: психолого -социально -педагогическую характеристику, акт обследования жилищных условий учащегося, заключение врача, данные об успеваемости и посещаемости учащегося, индивидуальный план работы с учащимся.
Методика работы социального педагога с детьми направлена на вовлечение детей группы риска в общественную работу, в культурно-массовые мероприятия, а так же контроль успеваемости, контроль посещаемости, лекции по профилактике безнадзорности, индивидуальные беседы, дискуссии, тематические декады по профилактики. Однако социальный педагог может работать только в сотворчестве с психологами, классными руководителями, и т.д.
Основой профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является работа с семьей, поскольку именно семья есть точка отчета в воспитании ребенка. Основные методы работы с родителями - это индивидуальные беседы, родительские собрания, лектории для родителей, дни открытых дверей, контроль и патронаж семьей находящихся в социально опасном положении.
Работа с учителями так же является необходимой для предотвращения беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Социальный педагог проводит семинары, участвует в плановых оперативных совещаниях, педсоветах, где привлекает к профилактической работе классных руководителей и учителей предметников. В каждом классном журнале находится план-сетка мероприятий проводимых в классе и школе в течение года, в котором классный руководитель отмечает участие детей в массовых мероприятиях, что помогает контролировать детей группы риска. Социальный педагог раз в неделю встречается с классными руководителями для обсуждения возникших проблем.
Социальный педагог работает с семьей и внешней средой школы: с сотрудниками отделения по делам несовершеннолетних, участвует в заседаниях и мероприятиях Комиссии по делам несовершеннолетних, центрами социальной защиты населения, центрами медико–психолого-социального сопровождения, советом ветеранов, поликлиниками, диспансерами, Управой, Муниципалитетом, центрами занятости, и т.д. Все эти организации занимаются профилактикой и предотвращением беспризорности и безнадзорности. Проводят профилактические лекции; отделение по делам несовершеннолетних планирует совместную работу со школой по данной тематике, в которую входят: посещение инспектором по делам несовершеннолетних родительских собраний, классных часов; психологические центры помогают социальным педагогам в сложных ситуациях с детьми, Муниципалитет контролирует семьи находящиеся на патронажном контроле, и пр.
Социальный педагог после проведения соответствующих мероприятий делает анализ и подводит итоги, в зависимости от полученных результатов корректирует свой план работы.