Внеклассное занятие "Край ты мой, родимый край"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель занятия:

  1. Воспитание чувства настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края.
  2. Воспитывать любовь к родной земле.
  3. Расширение кругозора, наблюдательности.

Ход занятия

Учитель. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос.

Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река…
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит…
И выйдет с берегов река – в апреле.
Лес весной шумит…
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти!
А.Коблева

– Какую землю называю “родная земля”? (Там, где родился, живешь)

– Соотнесите слова с понятием “родная земля”.

(На доске слова: Родина, Отечество, Отчизна, родной край, чужбина, отчий край. Дети снимают карточки и прикрепляют их к сочетанию “ родная земля”)

– Как называется наша с вами Родина? (Кабардино-Балкария)

– И сегодня мы совершим небольшую экскурсию по нашей республике. Наша задача, вспомнить, чем богата наша республика, поближе познакомиться с природой родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая! И в то же время – хрупкая, легко ранимая. Научиться выполнять правила поведения в природе, быть заботливым хозяином земли

– Наша Родина – Республика Кабардино-Балкария – на карте России занимает не так уж много места. (Учитель показывает на слайде карту России и увеличивает на карте КБР). Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

(Демонстрация слайдов, на которых изображены природные уголки КБР. На фоне слайдов дети читают стихи ). Приложение

Ученик.

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами.
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

Ученик.

Кабардино-Балкария – это горные цепи,
Это пики, взлетевшие до облаков.
Кабардино-Балкария – это дивные степи,
Это реки, вскипевшие близ берегов!
Кабардино-Балкария – это славные люди!
Это сила, лежащая в гуще садов.
Кабардино-Балкария – это отрадные будни,
Это шум небольших, но родных городов!

Ученик.

Я люблю твои громады гор
И скаты в брызгах рек,
На которых водопады
Обрывают свой разбег.
А еще люблю обрывы
Скал, спадающих стеной,
Где свирепые порывы
Ветра гасят шум лесной.
И люблю, люблю до боли
И чем старше, тем сильней
Каждую былинку в поле
Каждой капелькой на ней.
Ибрагима Бабаева

Учитель: Кабардино-Балкария расположена на живописной и богатой земле, начинающейся от высочайшей вершины Кавказа Эльбрус и кончающейся там, где Терек неторопливо несет свои воды по равнине. КБР – удивительная республика. Здесь есть все: и горы с глубокими ущельями, с огромными ледниками, альпийскими лугами, и прекрасные леса, и плодотворные пашни.

– Почему эту землю называют Кабардино-Балкарией?

Ученик: Издавна эти места заселяли кабардинцы, балкарцы, позже русские. Кабардинцев больше, чем балкарцев, поэтому Кабардино-Балкария.

Учитель: Местные жители, соприкасаясь с природой этого края, учились у нее мудрости, наблюдательности. Учились разумно использовать дары природы. Под влиянием природы формировался язык.

Ученик читает стихотворение на кабардинском языке.

Учитель: Люди поражались звуками природы. Природа влияла на формирование песен протяжных как равнины и горное эхо, быстрых и звонких как горные потоки. Например, казацкие песни равнин

Учащиеся исполняют отрывок из песни “Ой, то не вечер…”

Учитель: Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. Ребята, в чем вы видите красоту родного края?

Ответы учеников.

  1. Меня привлекает природный мир Кабардино-Балкарии. Наши леса – краса родного края. Как им не быть украшением, если любоваться лесом можно круглый год.
  2. Мы можем наблюдать четыре времени года: весну, лето, осень и зиму и каждое время года имеет свои прелести и особенности.

Ученик.

Яблоками пахнет осень.
Сам сентябрь, как желтый всадник,
Разливая неба просинь,
К нам въезжает в палисадник.
Не поможет и утайка:
Скоро – скоро, что не делай,
Затрясет зима – хозяйка
Гривой снежной, гривой белой.

Ученик.

Желтый лист сорвался с ветки,
Залетел в окно.
Дни погожие так редки!
И не мудрено:
Осень жалует к нам в гости,
Облетает сад,
И в унылом беспокойстве
Ветки шелестят.
С каждым днем
Все больше небо
Светится в лесу.
Все сильнее
Запах хлеба-
Осень на носу.

– А вот как пишет о первом снеге К. Кулиев.

Ученик.

На дворе идет и тает
Первый мяконький снежок
И ложится у порога:
– Выходи скорей, дружок!
-Снег идет! Снег идет!
Скоро будет Новый год.

Ученик.

Из четырех времен в году
Весна милей и ярче всех:
С полей последний сходит снег;
И почки пучатся в саду;
Она не терпит зимних бурь,
Она людей зовет к труду
И, как зима, бровей ни хмурь, -
Выводит на небо звезду.
Н. Асеев

Ученик.

Опять пришла весна.
Цветет каштан.
И первая запахла борозда.
Вернулись журавли из дальних стран,
Хлопочут возле старого гнезда.
И я, как прежде радуюсь весне.

Ученик.

О, как хорош наш день: леса. Холмы.
Вершины. Облака. Деревья. Мы!
Мир полон солнца, мир – подобье сада.
В ущелье у реки пасется стадо.
Мир полон неба и травы зеленой.
Ныряют облака в речное лоно.
О, как хорош наш день: леса. Холмы.
Хребтов вершины, Травы. Солнце. Мы!

Учитель: Действительно, природой Кабардино-Балкарии можно любоваться круглый год. Растительный мир нашей республики богат и разнообразен. Встречаются здесь и эндемики, т.е. те представители растительного и животного мира, которые обитают только в определенной местности. Какое растение можно встретить только у нас на Кавказе? (Рододендроны.)

Учитель: Что вам о них известно?

Ученик: Это растение встречается в горах Кабардино-Балкарии. Оно образует заросли с упругими побегами. Летом растение покрывается розоватыми цветками. Своими цепкими корнями они защищают горы от разрушения, не дают осыпаться склонам гор.

Учитель. Не менее интересен и животный мир нашей республики. Некоторые животные обитают только у нас на Кавказе и больше нигде в мире. Назовите их. (Кавказский тур, кавказский улар, северо-кавказский фазан, королек желтоголовый.)

– Что вы можете рассказать об этих животных?

Ученик: Один из самых интересных представителей – это кавказский тур или его еще называют горный козел. Обитают туры только в пределах Главного Кавказского хребта на высотах от 1200 до 3400 метров над у. м. Держатся стадами по 8 – 10 животных в самых непреступных местах: на площадках между камнями крутых скальных склонов, иногда лежат прямо на снежных полях ледников. Для питания спускаются по ночам на альпийские луга, поедая здесь различные растения.

Ученик: А я хочу рассказать о кавказском уларе. Кавказский улар или кавказская горная индейка обитает еще в более высоких местах 1800 – 4000 м. Напоминает домашнюю индейку, но меньше ее по размерам. Улар очень чуткая птица, с острым зрением и слухом. Питается травами и почками кустарников. На ночь собираются по несколько штук и спят прямо на земле.

Ученик: Из рыб самой ценной является форель. Красивая, очень подвижная и сильная рыба. Ее тело покрыто мелкими красными пятнышками, разбросанными в несколько рядов вдоль боков. Любимая температура воды для нее 12–14 градусов. Активно перемещаясь, форель может преодолевать метровые водопады.

Учитель: А знаете ли вы, какие реки протекают по территории КБР?

Учитель: Да, у нас много рек. Некоторые из них, такие как Малка, Чегем, Баксан, Терек берут свое начало высоко в горах, в ледниках. Эти реки многоводны, стремительны, бурные. А другие, как Нальчик, Шалушка, Куркужин берут начало из родников. Эти реки менее бурные и стремительны. Но отличительной чертой всех рек является то, что все они несут чистую воду, которую можно использовать для нужд человека.

Кайсын Кулиев так писал о чистоте горных рек:

Текущую меж скал я воду пил
И ощущал мороз ее истоков.
Я воду пил и набирался сил
И приобщался к мудрости высокой.

– Все гости Кабардино-Балкарии приезжают в Чегемскую теснину, чтобы полюбоваться чудесным зрелищем: Чегемскими водопадами. А что вам о них известно?

Ответы учеников. Мы с родителями были в разных уголках нашей республики. Но особенно мне понравились Чегемские водопады. Вода падает вниз с 30 м высоты сплошной вертикальной струей. Ударяясь о камни, водяная пыль поднимается вверх и под лучами солнца образуется радуга (ученик показывает на стенде фотографии Чегемских водопадов).

Демонстрация слайдов. Приложение

А вот как писала о Чегемских водопадах ингушская поэтесса Раиса Дидигова.

Здесь панорама гор туманит взор,
Волнуется Чегемская теснина...
Быть могут только горы лучше гор!
Так учит слог великого Кайсына.
Переливаясь, в бликах золотых,
Застывшие искрятся водопады;
Причудливые очертанья их
Волшебным зимним холодом объяты.

Учитель: Наша республика богата реками. По территории КБР протекает более 40 рек. Но не меньше и озер. Их более ста. Все они различны по своему происхождению. Но самые знаменитые и привлекательные Голубые озера. Наверное, многие из вас побывали там. Что вам запомнилось?

Ученик: Это очень красивые озера. Они довольно большие и очень глубокие. Нижнее Голубое озеро (Чирик – Кель) – одно глубочайших озер мира. Его глубина 258м. Это озеро питается подземными источниками. Температура воды зимой и летом + 9,6 С. Поэтому в озере опасно купаться. Верхнее голубое озеро расположено на высоте 970м, его называю Секретным. Есть и пропавшее озеро Кель Кетхен. Стены провала совершенно вертикальны, на берегу озера не посидишь – не добраться, но вода там есть.

Демонстрация слайдов.

Учитель: Со всей страны круглый год в нашу республику съезжаются люди, чтобы полюбоваться природой и поправить свое здоровье, т.к. наша республика богата минеральными источниками. А что вам о них известно?

Ученик: Природа щедро одарила Кабардино-Балкарию минеральными источниками. Всего их восемнадцать. Среди них особое место занимают уникальные высокогорные углекислые, термальные, минеральные источники Джилы-Су, которые оказывают благотворное действие при лечении самых разных заболеваний. Газирующие минеральные источники Джилы-Су, благодаря красоте дикой природы и своему внешнему эффекту “кипения” издавна привлекали людей.

Демонстрация слайдов.

Учитель: Да. Каждому из нас вспоминается что-то свое, самое дорогое. Но для каждого родного уголка есть что-то особое, что объединяет всех живущих здесь. Так достопримечательностью и символом нашей республики являются горы. А точнее самая высокая гора – Эльбрус.

Вот как писал в 18 веке А.С. Пушкин о самой высокой вершине Европы.

Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце, блистая ледяном,
Эльбрус огромный величавый
Белел на небе голубом.

– Почему его называют двуглавым? (Имеет две вершины)

– Каждый год тысячи туристов отправляются к подножию Эльбруса, чтобы полюбоваться его красотой и величием, совершить восхождение к его снежным вершинам.

– А знаете ли вы, какова высота вершин Эльбруса? (Западная вершина 5642 м, а восточная – 5621 м)

– Издавна сверкающие две вершины Эльбруса (Ошхамахо, Минги-Тау) манили ученых и путешественников из многих стран. Штурм Эльбруса осуществила в 1829 г. международная экспедиция под руководством генерала Эммануэля. А проводниками этой экспедиции были балкарец Ахид Соттаев и кабардинец Киллар Хаширов.

Демонстрация слайдов

Учитель:  Родной край! Как мала наша республика, но как много замечательных уголков на ней. Наш край – это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае – это значит забота о Родине. Учитель:

– Я предлагаю вам составить свод правил в защиту природы. Первый ряд выступает в роли защитников “Защитники флоры”, второй – в роли “Защитники фауны”, а третий ряд – “Защитники водоемов”.

Проверка работ.

Учитель: М.Пришвин писал: “Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши водоемы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Так пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство.

Ученик.

Сколько их.
Родины милых примет –
Ветер, летящий с размахаю,
В зеркале озера горный рассвет,
Контур седла Ошхамахо.

Ученик.

Добротой земля моя прекрасна.
Так давай на долгие века
Сохраним земле ее богатства-
Эти рощи, реки и луга!

Учитель: Можно долго рассказывать о красоте, богатстве нашей республики. Но мы знаем одно: кто побывал в нашем крае, непременно вернется еще раз, чтоб послушать шум леса, шум горной речки, полюбоваться горными заснеженными вершинами.