Сложение и вычитание десятичных дробей. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Закрепление – Приложение 1 (слайд №1)

Основные цели урока:

  • Дидактическая: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
  • Воспитательная: развивать у учащихся интерес к предмету.

Приложение 1

На экране появляется изображение сказочной царицы. (слайд №2)

Учитель начинает рассказ.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него была жена Настасья - золотая коса и три сына: Петр, Василий и Иван. Однажды царица гуляла в саду. Налетел Вихрь и унес ее неизвестно куда.

С экрана «улетает» изображение царицы и остается бьющееся сердце.

Отправились сыновья искать свою матушку.

Класс делится на три команды. Ребята заранее выбрали капитанов: Петра, Василия и Ивана. На столе учителя три коробки с надписями «Петр», «Василий» и «Иван». Сюда учитель будет бросать жетоны за верные ответы команды, а в конце урока выявится по количеству жетонов команда-победитель. У каждого капитана есть список членов команды. За верный ответ он ставит ученику «+».3 команды, 3 «круглых» стола, за которыми сидят дети

Проверим, готовы ли вы к такому трудному путешествию.

На столах учащихся лежат карточки с устным счетом. (Приложение 2)

Даются по три примера на ускоренное умножение, затем три примера на умножение чисел, близких к ста, три примера на квадраты чисел. Команды отвечают по очереди. Эта работа идет быстро, так как в течение нескольких предыдущих уроков ребята тренировались по этим карточкам по пять минут в день.

«Итак, вы готовы к приключениям - делает вывод учитель.- Теперь можно отправляться на поиск плана».

Руководят работой капитаны команд. В эстафете участвуют по три человека. Учитывается правильность и скорость. Задания на трех плакатах на доске. Ребята пишут маркером. (слайд № 3)

Проверка верности выполненного задания осуществляется с помощью компьютера. (слайд №4)

По набранному количеству баллов сообщается, какая именно команда добыла план.

Задание выполнено верно. Перед нами план дальнейшего путешествия.

Таблица постепенно заполняется на компьютере. (слайд №5). Посмотрим теперь, какая команда первой доберется до Бабы-Яги?

Капитаны команд выбирают четырех человек, которые участвуют в этом испытании. Один человек решает один участок цепочки.

(слайд № 6).

Верный ответ найден: 6,087. (слайд №7) Баба Яга показала дорогу к стеклянной горе.

Команда-победительница первой начинает выполнять следующее задание. Для того чтобы, как по волшебству, появилось альпинистское снаряжение, необходимо потрудиться.

К доске выходят 8 человек. Каждый получает карточку с цифрой, а одна карточка с запятой. «Запятая» встает на любое место в ряду «цифр». Получившееся число читает одна группа ребят. «Запятая» встает на другое место: число читает другая группа. Команда задает по два вопроса. [1] Появилось снаряжение, а тут снова Баба-Яга и давай смеяться: «Вы так три года в гору взбираться будете!» (Выходит девочка, наряженная Бабой-Ягой).

«В наши дни из сказки смело,
Лишь застлало небо мглой,
Бабка ведьма прилетела
В ступе с длинною метлой!
Повертелась, покружилась,
Покидая высоту.
И случайно очутилась
Ведьма в аэропорту!
Походила и к пилотам:
-Это что за ступолеты?
Рассмеялись летчики:
-«Ступолеты» прочные!
-Хороши-то хороши,
Но мою седую ступу
Ругать тоже не спеши!
сделала ремонт я ей,
Реодвигатель у ней!
Кто скорей взовьется в небо?-
На лету оно видней!» [3]

-Давайте, решайте быстрее задачу, и вы в Медном царстве.

Текст задачи выведен на компьютер. (слайд №8)

Жетон получает только та команда, которая первая решила задачу.

Баба-Яга: «Ура! Летим на моей тридцатидвухместной ступе».

А вот и Медное царство. (слайд № 9) Царевна Медного царства встречает нас приветливо, но дорогу покажет, если вы ответите на ее вопросы.

Жетон выдается той команде, которая быстрее отвечает.

-Как сравнить две десятичные дроби?

-Найдите периметр квадрата со стороной 0,8 см.

-Как изменится десятичная дробь, если в конце ее приписать 3 нуля?

Царевна Медного царства благодарит ребят, предлагает медный шарик, который укажет дорогу.

Мы пришли на поляну бабочек. (слайд №10) Задание состоит в том, чтобы определить название бабочки. Иначе, они закружат вас, и вы уснете. Ответ проверяется на компьютере. (слайд № 11) [4] .

Сразу же после поляны бабочек, за небольшим перевалом, мы оказываемся перед кратером вулкана. Преодолеть его вам поможет трехсотлетняя лягушка.

Каждой команде дается свое задание.

  1. На координатном луче отмечена точка М (а). Отступив от точки М вправо на 0,8 единичного отрезка, отметили точку N, а отступив влево от точки N на 0,5 единичного отрезка, отметили точку К. Найти координаты точек N и К.
  2. На координатном луче отметили точку F (а). Отступив от точки F влево на 0,3 единичного отрезка, отметили точку D, а отступив вправо от точки D на 0,6 единичного отрезка, отметили точку Р, найдите координаты точек D и Р.
  3. На координатном луче отмечена точка А (а). Отступив от точки А влево на 0,6 единичного отрезка, отметили точку R, а отступив вправо от точки R на 0,9 единичного отрезка, отметили точку С. Найдите координаты точек R и С.

В этом конкурсе не оценивается скорость, а только правильность ответов.

Проверка - с помощью компьютера. (слайд №12)

Задание выполнено верно, и теперь нас ожидает удивительное транспортное средство.

Лягушка дулась, дулась и стала как стог сена, дулась, дулась и стала выше окружающих скал. Как скакнет, и перепрыгнула через бурлящий кратер, перенесла всех путешественников и снова стала маленькой. (слайд №13)

Долго ли, коротко ли мы шли, видим, золотой дворец стоит, как жар горит. У ворот кишат страшные змеи - на золотых цепях прикованы, огнем пышут! Возле колодец. Но открыть его может только тот, кто расшифрует код замка. Это целые части десятичных дробей ответов.

Уравнения записаны на доске и на экране компьютера. Каждая команда должна решить по два уравнения. Ответы на компьютере появляются позже. (слайд №14)

Прошу объявить код.

3     3     6     6     7     5

Код найден верно. Можно напоить змей, спокойно войти в ворота Золотого царства и спасти

Настасью-царевну. (слайд №15)

Подводятся итоги урока. Объявляется команда-победительница. Свой отчет о работе каждого ученика предоставляют капитаны.

Выставляются оценки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Математика 5 класс. Поурочные планы (по учебнику Н.Я. Виленкина, В. И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда). Второе полугодие. Авторы-составители З.С. Стромова, О.В. Пожарская.-Волгоград: Учитель, 2006, стр.5
  2. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. Издательство Русанова, состав. 1994. стр. 142,143.
  3. Шеронова А.В. Занимательные фрагменты уроков. Математика в школе. №1, 2002, стр. 38.
  4. Мурзин В.С. Бабочки.-М.: Тропа, 1993. стр. 10, 1