Проект по содружеству с семьями воспитанников детского сада и неорганизованных детей "Шаги навстречу"

Разделы: Работа с родителями


Похвастаться высоким уровнем психологической и педагогической компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встает проблема помощи родителям в воспитании детей. Это и стало необходимостью создания проекта, участвуя в котором родители становятся единомышленниками, равноправными и равноответсвенными партнерами. Проект по взаимодействию дошкольников с семьей с целью сохранения психологического и физического здоровья “Шаги навстречу” улучшает качество жизни в системе отношений “ребенок-родитель”, повышает готовность и способность взрослого целесообразно и грамотно организовать процесс воспитания ребенка.

Эффективность работы по проекту обеспечивается признанием приоритета интересов и личных потребностей семьи при общении педагога и родителя. Данная система работы с родителями является одним из составляющих качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ, обеспечивающего наиболее эффективное предшкольное образование. Проект “Шаги навстречу” не является неизменным, а постоянно совершенствуется. В дальнейшем, работая с семьями, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения, но должны быть обеспечены равными стартовыми возможностями при подготовке к школе, мы дополнили его, составив “Программу по взаимодействию с семьями, неорганизованных детей 5-7 летнего возраста”. Все это стало частью проекта “Отработка моделей предшкольного образования детей в условиях городской местности”, который в 2009г. получил грант правительства области.

Новизна проекта заключается:

  • в систематизации направленности в работе с семьей и проведена по видам связей, которые могут быть установлены между детским садом и семьей;
  • в изменении мотивационных установок: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели, задач, принятию и эффективному внедрению решений;
  • в действенной помощи педагогам в планировании наиболее значимых, обучающих, стимулирующих мероприятий, носящих опережающий характер, а так же в решении таких проблем: недоверие между семьей и ДОУ, раскрытие личностного и творческого потенциала педагогов и родителей.

Проект по взаимодействию с семьёй “Шаги навстречу” создан на основе методик Т.А. Арнаутовой, Т.И. Дороновой, В.П.Дубровой.

В его основе лежит систематизация мероприятий и форм работы с родителями по видам связей, установленных между детским садом и семьей. Выделены 3 вида связи:

“Детский сад – семье”, “Семья – детскому саду”, “Партнерские отношения”.

1 вид связи: “Детский сад – семье”.

Цель данного вида связи - оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры. Мероприятия, относящиеся к данному виду связи разделены на общие, подгрупповые и индивидуальные.

К общим мероприятиям относятся, например:

  • проведение недели по правам ребёнка;
  • собрание для родителей, дети которых поступают в первый класс;
  • пресс-конференции со специалистами и педагогическими работниками детского сада и приглашёнными.

Наиболее интересной и эффективной формой работы считаю пресс-конференцию. На ней, задавая вопросы специалистам и педагогам, родители могут решить наиболее волнующие их проблемы по развитию, воспитанию и оздоровлению детей.

Подгрупповые мероприятия:

  • консультации;
  • круглые столы (например, “Воспитание добром”);
  • диспуты (“Как поступили бы вы?”);
  • деловые встречи (“Нарушение зрения, как симптом других заболеваний”);
  • педагогические гостиные (“Какие мы родители”);
  • семинары-практикумы, на которых родители получают практическую помощь от специалистов ДОУ: медсестры массажа, учителя – дефектолога, врача – офтальмолога, врача – педиатра, медсестры – ортоптистки, старшей медсестры, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физкультуре и плаванию, воспитателя по культуре здоровья. На этих семинарах- практикумах родители получают необходимые знания, которые смогут применить на практике в помощь своим детям.

Индивидуальные мероприятия:

  • анкетирование, тестирование (например, “План изучения семьи”, “Каковы вы мужчины”);
  • диалоги на различные темы;
  • выставки детского творчества;
  • “Телефон доверия”.

Не всегда родители могут высказать свои обиды, претензии, предложения. Для этого у нас в детском саду существует такая форма работы как “Телефон доверия”, который дает возможность родителям быть наиболее честными и искренними. Он работает в нашем детском саду каждый четверг с 8:00 до 17:00. Все педагоги знают, что в этот день к любому из них могут обратиться с какой-либо просьбой, конфиденциально. Такая форма работы помогает оперативно принять правильное решение по проблеме, и устранить недостатки.

2 вид связи. Семья – детскому саду.

Цель: повысить активность участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, с целью его совершенствования. Практическое проявление таких связей выражается в участии родителей:

  • в выставках совместных работ родителей и детей, например, “Ручки мамы, ручки папы и мои ручонки”;
  • фотовыставки (“Оригинальное фото”);
  • участие в детско-родительских проектах (например, “Почему ёлка символ года”, “Вода для жизни”);
  • в традициях детского сада (в Дне рождения детского сада, в акциях “Книга в подарок ко Дню знаний” и т.д.);
  • в конкурсах, праздниках, турпоходах (“Весёлые старты”, “День Нептуна”, “Ёлка на воде”, “Зеленый огонёк” и др.);
  • в гостиных по обмену опытом семейного воспитания;
  • а также оказание родителями спонсорской и материально-технической помощи.

3 вид связи. Партнерские отношения.

Цель: развивать сотрудничество на равных педагогов и родителей, сделать их равноправными и равноответственными партнерами.

К этому виду связи относятся следующие мероприятия:

  • Дискуссии (“Методы воздействия на ребенка в семье”),
  • Интервью с детьми (“Как меня любят родители”).
  • Создание детско-родительских мюзиклов.

Большой интерес у детей и родителей вызывают музыкально-театральные постановки. Вместе с музыкальным руководителем старались задействовать каждого ребенка и его родителей в сказочной постановке. Детям предоставлялась возможность различными способами передать выразительность взятых на себя образов, а родителям создать костюм соответствующий данному персонажу. Проведение таких детско-родительских мюзиклов является важным фактором личностного развития ребёнка, удовлетворением его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очереди с родителями, детьми других групп, сотрудниками детского сада. Отзывы родителей, впечатления детей об этих праздниках неоднократно печатались в газете детского сада “Ручеёк”.

  • Электронная страничка “В контакте”.

На этой странице представлена визитка детского сада, имеется возможность открытого общения родителей друг с другом и с педагогами ДОУ. Иногда родителям бывает сложно обратиться напрямую к педагогам со своей проблемой. Они могут обсудить её на форуме анонимно. Бывает, возникают вопросы, требующие немедленного решения. Ответ от специалистов можно получить в любое время суток. У нас на страничке созданы группы по интересам, которые могут постоянно обновляться, изменяться. Здесь же есть раздел, где детский сад может размещать свои сообщения, объявления. В разделе события мы можем рассказать о подготовке к какому-либо мероприятию, пригласить родителей, специалистов принять участие в нем. В свою очередь все желающие могут прислать нам свои заявки на участие. И это еще не все возможности данного сайта.

  • Еще одна из наиболее эффективных и интересных форм работы с родителями, относящаяся к третьему виду связей – это заседание семейного клуба “Здоровье”.

Эта форма собирает наиболее заинтересованных данной проблемой родителей, и позволяет осуществить индивидуальный подход к психическому и физическому здоровью ребенка через взаимодействие с родителями, досконально знающими особенности своего ребенка, и педагогов, медиков и других специалистов, строящих работу, на основе профессиональных знаний педагогики и психологии. Занятие в семейном клубе предусматривает теоретическую (сообщение, или беседа специалиста по теме данного занятия) и практическую часть (в ней родители могут сразу же потренироваться в применении полученных знаний, как на себе, так и на своих детях). В заключении подводятся итоги, раздаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации.

Безусловно, занятия в семейных клубах приносят ощутимые результаты, особенно проводимые тифлопедагогом и врачом офтальмологом (“Физкультминутки для глаз”, “Очки-убийцы”, “Детские болезни глаз. Их профилактика и лечение” и др.) Причем наличие небольшого количества участников (на одном занятии не более 6-8 семей) способствует активному заинтересованному контакту педагога с каждым родителем и родителей друг с другом, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы для конкретного ребенка. В такой небольшой группе легче создаётся особый микроклимат, в основе которого, уважение к личности, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. Родители быстрее осознают необходимость своего участия в совместном решении любых проблем ребенка.

В результате анализ динамики улучшения зрения детей показал, что значительно улучшилось зрение у 61% детей.

  • Книжный клуб “Случайная встреча”;

Главным атрибутом этого клуба является столик с оставленными на нём педагогами, родителями, детьми книгами. Каждый желающий может случайно увидеть заинтересовавшую его литературу. Данная форма работы привлекательна тем, что можно обмениваться книгами и своими мнениями о прочитанном устно и в клубном журнале. Дети выражают свое отношение к героям произведений в рисунках и поделках.

  • Одной из самых интересных и любимых нами форм взаимодействия с родителями являются “Папины уроки”.

Не секрет, что мы навязываем детям парадигму женского воспитания, и не отвечаем психологическим запросам, прежде всего мужской части аудитории. Кроме того, воспитание при всех наших стараниях, остается по большей части словесным обучением, а мальчики нуждаются в другом, им нужно не рассказывать, а показывать. Только так они открывают для себя новые возможности и перспективы. Как педагоги мы можем дать детям достаточно много, но каковы бы ни были наши возможности - они ограничены. Расширить эти возможности помогает такая форма работы как “Папины уроки”. На них главными собеседниками становятся папы и дети. Папы рассказывают о своей работе, о своих увлечениях, например: папа Ефима врач-офтальмолог, он рассказал о своей профессии и увлечении рыбалкой. Папа Вадима строитель, он познакомил детей с разными плотницкими инструментами и научил мастерить бумажные самолётики.

Возникнет вопрос “Как быть, если у ребенка нет папы?”.

  • Для этого у нас существуют “Семейные уроки”, где привлекаются мамы, бабушки, дедушки. Например, бабушка Даниила повар, а мама Ксюши любит лошадей, и устроила нам экскурсию на конюшню. Мама Насти увлекается вышивкой, а дедушка Амира аквариумными рыбками.

Такие уроки являются хорошим средством объединения детей и взрослых, повышения самооценки ребенка. Дети видят, как общаются их родители в детской среде, испытывают гордость за них. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость успеха способствуют приобретению ребенком большей уверенности в себе, самостоятельности.

По проекту “Шаги навстречу” мы работаем уже в течение 4-х лет. Он органично вписался в экспериментальную деятельность “Культура здоровья дошкольника” и помогает сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

Родители являются активными участниками спортивных соревнований “Веселые старты”, “Разноцветное детство”, “Мы – спортивная семья”, праздников “Сильные, смелые, ловкие”, “Папа и я - спортсмены”, проводимых не только в ДОУ, но и на городском уровне, турпоходов “Здравствуй, милая картошка”, “Дубовая роща”, “Родник”, экскурсий “выходного дня” (поездка в г. Казань в зоопарк, цирк, дендрарий, путешествие на теплоходе по реке Вятке, “Робинзонада” и др.), соревнования по дартсу.

В результате повысился уровень физического здоровья детей. Повысился индекс здоровья с 11% -22% .

Улучшились показатели уровня психологического здоровья детей: снизился уровень страхов на 66,1%, а уровень тревожности на 13%.

Использование проекта позволяет нам строить воспитательно–образовательный процесс на максимальном учёте индивидуальности воспитанников. На каждого воспитанника педагогами создается индивидуальная программа, в составлении и корректировке которых обязательно принимают участие и родители.

Взаимодействие с семьями помогло нам качественно подготовить детей к обучению в школе. 83 % наших выпускников учатся на хорошо и отлично, и достаточно успешны в школах и кружках дополнительного образования.

Ежегодно повышается количество детей усвоивших базисную программу развития ребенка-дошкольника “Истоки” и программу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. Л.И. Плаксиной.

Данный опыт был представлен на городском семинаре “Модель организации работы с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями”, на региональном семинаре “Организация взаимодействия детского сада и семьи в условиях модернизации образования”, на межрегиональном семинаре “Практическая реализация здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения”, на городском конкурсном отборе “Мои инновации в образовании” он занял первое место. Материалы опыта будут опубликованы в сборнике КИПК и ПРО по предшкольному образованию, который вышел в сентябре 2009г.