Урок русского языка по теме "Состав слова. Правописание суффиксов -ик, -ек"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формировать умение правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек.

Задачи урока:

  • закреплять знания о составе слова;
  • уточнить понятия “родственные слова” и “форма одного и того же слова;
  • развивать умение разбирать слова по составу;
  • развивать орфографическую зоркость и навыки грамотного письма;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать творческое воображение и логическое мышление детей;
  • воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 3 класс (автор А.В. Полякова);
  • плакат “Последовательность разбора слов по составу”;
  • серия плакатов по теме урока;
  • иллюстрация с изображением белочек, готовящих себе запасы на зиму.

Ход урока

1.Разминка (устно).

- Какое сейчас время года?

- Сколько дней в неделе?

- Сколько дней в 7 неделях?

- Назовите осенние месяцы.

- Что такое основа предложения?

- Какие части слова знаете?

- Над какой темой мы работаем на протяжении нескольких последних уроков?

- Прочитайте слова, которые записаны на доске (Ежиха, ежата, ежи, у ежихи).

- Какое слово “лишнее”? Аргументируйте ответ. (“Лишнее” - у ежихи, т.к. это форма слова ежиха. Все остальные слова являются родственными.)

2. Чистописание.

а) - Повторим, что такое корень.

- Вспомним, какие бывают чередования согласных в корнях? (Дети под руководством учителя пишут в тетради строчку: гж гж гж хш хш хш кч кч кч)

б) - Запишем и разберем по составу слова, используя алгоритм разбора (на классном стенде висит плакат “Последовательность разбора слов по составу”).

Фронтальная работа со словами: рука, ручка, пух, пушок, снег, снежок.

3. Физкультминутка.

Выполняются упражнения для укрепления мышц спины.

4. Работа над новым материалом.

а) - Почему важно уметь разбирать слова по составу? (В разных частях слова свои орфограммы.)

- Послушайте слова: дрова, трава.

- Какая в них орфограмма? (Безударный гласный звук в корне слова.)

- Запишите эти слова, проверьте. (Дети самостоятельно записывают в тетрадях: дрова – дровни, трава – травка.)

б) Учитель размешает на доске плакат.

букет.к

кружоч.к

ключ.к

- Прочитайте слова.

- Какая в них орфограмма? (Безударный гласный в суффиксе.)

- Сегодня на уроке мы начинаем работу над правописанием суффиксов. Тема нашего урока “Правописание суффиксов –ик, -ек”.

- Прочитаем правило на с.41 в учебнике. (А.В.Полякова “Русский язык” 3 класс)

- Запомнить это правило нам поможет такая табличка (учитель размещает на доске плакат):

в) Учитель предлагает детям понаблюдать за словами на следующем плакате и вспомнить, что Е бывает “беглой” не только в суффиксе –ек, но и в корнях слов.

пень – пни

день – дни

 г) - А теперь проверим, используя правило, и запишем слова с плаката б). (Букетики – букетик, кружочки – кружочек, ключик – ключики.)

д) Далее идет аналогичная работа по учебнику (с.41 упр.65)

5. Физкультминутка.

Выполняются упражнения для укрепления глазной мышцы.

6. Работа с текстом.

- Учитель говорит: “Я предлагаю вам пофантазировать и приглашаю вас мысленно отправиться в лес. А более наглядно это представить нам поможет иллюстрация.” (Учитель помещает на доске сюжетную картинку с изображением белочек, готовящих себе запасы на зиму.)

- Подумаем, о чем мы расскажем, т.е. определим тему нашего будущего текста. (После обсуждения формулируется тема “Как белочки к зиме готовятся”.)

- Предложите, как можно начать текст? (Выслушиваются ответы нескольких учеников, на доске записывается одним учеником наиболее удачное предложение. При этом классу разрешается либо присоединиться к коллективному сочинению, либо работать самостоятельно.)

- Представьте, что было дальше.

В результате работы получился небольшой текст на заданную тему, в котором использовались слова с суффиксами –ек, -ик, производился разбор предложений по членам предложения и по частям речи. Были выслушаны тексты ребят, которые работали самостоятельно. (Вариант текста. Однажды мы пошли в лес. Там мы увидели белочек. Зверьки ловко прыгали по веточкам и развешивали грибы. Они делали запасы на зиму. Мы не стали мешать белочкам и пошли дальше.)

7. Пояснение и запись домашнего задания.

Учитель обращается к учащимся: “Прошу вас дома продолжить этот текст еще 3-4 предложениями. Постарайтесь использовать слова с суффиксами –ек, -ик. Избегайте повторения одних и тех же слов. На следующем уроке проверим, кто больше всех использовал слов на это правило.”

8. Подведение итогов урока, выставление оценок.