"Начальная школа ХХI в." Модульное чтение. Открытый урок по чтению в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

обучающие:

  • знакомство детей с рассказом Я. Тайц "Всё здесь".
  • работать над чётким проговариванием слов, упражнять в технике чтения, учить полно и правильно отвечать на вопросы.

развивающие: обретение навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, развивать речевую активность монологическую речь, творчество, воображение, логическое мышление, обогащать словарный запас.

воспитательные: эстетическое воспитание средствами художественной литературы, воспитывать положительные качества в процессе работы в парах, группах, воспитывать бережное отношение к хлебу – главному богатству нашей страны, прививать детям трудолюбие, добиваться чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники.

Оборудование: компьютер, диск, плакаты с рисунками каравая хлеба, пословицами о хлебе, в центре высказывание “Хлеб - всему голова”, выставка мучных и хлебных продуктов, которые производит наша пекарня, выставка книг о хлебе, класс украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы, на стуле стоит стог из колосьев пшеницы, обвязанный красной лентой, выставка книг Я. Тайц, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

а) Отметить отсутствующих.

б) Объявить тему урока.

в) Объявить цели и задачи урока.

Тема нашего урока Я. Тайц. "Всё здесь" (на доске).

Сегодня мы:

1) познакомимся с новым рассказом,

2) научимся читать по ролям,

3) закрепим сформированные знания и умения чётко произносить звуки. слова, выразительно и бегло читать.

Модуль 1

Цель: научиться чётко произносить звуки, читать целыми словами.

Звуковая разминка.

- прочитать на одном дыхании А О У Е И Ё

- прочитать слоги ЗА ЗО ЗУ ЗИ ЗЕ ЗЁ

- произнести с радостью эти слоги.

- произнести с вопросом эти слоги.

- пропеть эти слоги под песенку “ В лесу родилась ёлочка” (девочка играет на флейте)

Упражнение на дыхание (поизносим чётко).

- произнести звук / з /

- волна

- прерывисто ----------

- горка

- отрывисто . . . . . . . . .

- ровно ___________

- ступеньки –

Сказать скороговорку.

Батон, буханку, баранку, пекарь испёк спозаранку. (3 раза)

Упражнение “Фотоглаз” (читай слова громко, произноси чётко).

ЗУБ-ЗУД-ЗВУК

ЗОНТ-ЗОНД

ЗВУК-ЗВОН

ЗАВОД-ЗАВОЗ-ЗАВТРА

ЗВЕРЬ-ЗДЕСЬ

ЗЛАК-ЗЛОЙ-ЗЛОСТЬ

Какие слова запомнили. Кто расскажет?

Вывод: освоение этого модуля помогает развивать зрительную память, внимание, речь, расширять словарный запас.

Физминутка.

А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад,
Повернули вправо, влево.
Тихо сели вновь за дело.

2. Повторение изученного материала.

Подготовься к проверке домашнего задания с. 123 А.Плещеев. “Травка зеленеет”.

Цель: проверить свои навыки правильность, беглость, выразительность, осознанность.

Открой ученик на с 123.

Прочитай стихотворение соседу по парте.

Выслушай оценку товарища.

Подвести итоги:

- Как ты подготовился к уроку, улучшил ли ты свои навыки?

- Над чем надо ещё работать?

- Какие качества характера надо в себе воспитывать? (Усидчивость, терпеливость, настойчивость и упорство)

Упражнения для глаз.

1. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх- налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6; затем налево вверх- направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Дышите ровно, расслабьте плечи. Продолжайте ровно дышать, поворачивайте голову из стороны в сторону, подбородком вычерчивая кривую.

Модуль 2

Цель: узнай о чём говорится в новом произведении, научись воспринимать и перерабатывать содержание материала.

Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Я. Тайц. Всё здесь.

1. Биография Я. Тайц (портрет на доске).

Яков Моисеевич Тайц (1905-1957 гг.) родился в г. Сморгонь ныне Гродненская обл. - русский советский писатель. Автор книг для детей. Его рассказы отличаются сюжетностью, разнообразными оттенками юмора. Маленькие читатели получают без назидания уроки мужества, справедливости, доброты, уважения к человеку и любви к Родине.

3. Объяснение нового материала (презентация).

Работа с текстом (с. 124.).

- Можем ли мы не читая рассказа, сказать о ком или о чём пойдёт речь?

Художник нарисовал иллюстрацию именно к этому произведению.

- Теперь сможем сказать о чём будет идти речь в этом рассказе?

Учитель читает текст, а дети следят за чтением. (Показ слайдов о поле, колосках, показ продуктов в магазине)

Беседа по вопросам.

- Как ты понимаешь заголовок?

- Что нового узнала девочка?

Модуль 3

Цель: оцени своё чтение.

Чтение-спринт.

1. Чтение за диктором (за учителем).

2. Чтение в парах, по ролям (слова Нади и бабушки).

3. Слова автора жужжащее чтение.

- Оцени своё чтение.

- Какие пословицы знаете о хлебе?

За обедом хлеб всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Учитель: Вот такое коротенькое, но ёмкое слово “хлеб”. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют “хлеб всему голова”?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда им не надоедает. Оказывается, в нём много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.

В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды.

Мы с вами уже знаем и видели как пекут хлеб в нашей пекарне, когда были на экскурсии. Читали рассказ по Окружающему миру “Чем пахнет мама”.

Был хлеб в почёте на Руси -
Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси
Тебе ответить могут Ленинградцы.

900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали 250 г хлеба, а жители 125 г в день. (Презентация)

В Ленинградском музее хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 дек. в 12 ч. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня. 1942 г.

Лена умерла 17 мар. в 5 ч. утра 1942 г.

Жадан Светлана Викторовна 219-652-438

Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.

Мама - 13 мая в 7 ч. 30 мин. 1942 г.

Савичивы умерли все.

Осталась только Таня, которую увезли в посёлок Шатки Горьковской области, но истощённая голодом девочка умерла (звучит “реквием” В.А. Моцарта).

Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало “крошечки” хлеба, и они умирали.

Хлеб - драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.

“При сытости помни голод” - это зовёт, предостережение наших предков, которые заходятся от гнева и боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они на помойках видят выброшенный хлеб. Обращайтесь с хлебом бережно не выбрасывайте его.

Модуль 4

Цель: научиться читать правильно, выразительно.

Освоение этого модуля поможет в общении с людьми.

- Конкурс на лучшую роль (определить победителя).

- Оцени чтение.

На прощание бабушка с Надей подарила нам баранки с заданием

На красных – по труднее.
На жёлтых – по легче.
На зелёных - лёгкие.

Выбери любое задание и подготовь на следующий урок.

4. Подведение итогов работы.

- Ребята, вам понравился урок?

- Что больше всего запомнилось?

- Кто написал и как называется рассказ?

Я очень надеюсь, ребята, что вы сегодня узнали о хлебе заставит вас по новому относиться к хлебу.

Ведь ничего дороже нет на свете,
Чем тёплый хлеб лежащий на столе.