Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Выяснить причины, подтолкнувшие человека к нарушению закона, показать важность искоренения преступности.
  2. Рассказать об уголовной ответственности несовершеннолетних.
  3. Воспитание учащихся в духе уважения к закону, непримиримого отношения к преступлению.
  4. Вести работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
  5. Продолжить формирование основы правовой культуры.

Оборудования.

  1. Слайды.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Плакаты.
  4. Выставка книг по этой теме.
  5. Учебники.

Ты ищешь причину зла.
Она только в тебе
.
Ж.Ж.Руссо

Бойся равнодушных - они не убивают и не предают,
но только с их молчаливого согласия существует
на земле предательство и убийство.

Б.Ясенский

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Шестнадцатилетний Владимир М. в споре с продавцом в магазине использовал нецензурную брань. Пятнадцатилетний Николай С., находясь в нетрезвом состоянии, приставал к гулявшим в парке прохожим. Народному дружиннику, пытавшемуся утихомирить подростка, Николай не подчинился, оттолкнул его и попытался убежать.

Какие правонарушения совершили Владимир и Николай? Какую ответственность они несут за эти правонарушения? (Ответ учащихся)

Чем преступление отличается от других видов правонарушений. (Ответы учащихся)

Слайд № 1. Признаки преступления. Презентация

Какие преступления нарушающие права людей, общества, государства вы знаете?

Слайд № 2. Виды преступления.

Любопытно, что общий “список” преступлений в УК начинается не с государственных преступлений, а с преступлений против личности, это свидетельствует о том, что законодатель учитывал положение ст.2 конституции РФ: “Человек, его права и свобода являются высшей ценностью”. А также в Конвенции о правах ребёнка права на жизнь является основным, базисным.

Слайд № 3. Конвенция о правах ребёнка.

Преступления очень опасны для интересов личности, а вот в современном обществе наблюдается высокий рост преступности, в особенности рост подростковой преступности. Мы пригласили инспектора по делам несовершеннолетних Альметьевска, и она нам расскажет об уголовной ответственности несовершеннолетних.

II. Выступление инспектора по делам несовершеннолетних.

Слайд № 4. Возраст с которого наступает уголовная ответственность.

III. Выступление учителя.

Почему совершается преступление? Можно ли его предупредить? Что для этого должны сделать государство, общество, каждый из нас?

Вот тема нашего урока (учитель называет тему).

Урок не совсем обычный. Вы выступите в роли законодателя. Почему? Принято и действует немало законов, направленных на профилактику правонарушений, пресечения преступности, наказания за их совершения. Но или законы не до конца продуманы или они применяются неэффективно. Правонарушения сохраняются. Словом, надо помочь законодателям. Вы должны составить проект программы, чтобы помочь предупредить правонарушения среди несовершеннолетних. Выберем редакционную комиссию для составления окончательного варианта, вместе обсудим и примем проект программы.

Вас я разделила на З группы и дала задание на дом: подумать, почему совершаются правонарушения, провести опрос среди старшеклассников и родителей, записать в виде тезисов. Не зная причин, невозможно наметить меры по предупреждению правонарушения.

IV. Причины правонарушения (группы перечисляют и тезисы передают редакционной комиссии).

Слайд № 5. Причины правонарушений.

I. Работа групп по составлению проекта программ профилактике правонарушений.

Каждая группа составляет проект программы по предупреждению правонарушений. Имейте ввиду, что в тексте должна быть преамбула, где объясняете с какой целью составлен проект, обосновать необходимость этой программы.

II. Защита проекта программы группами. Передача редакционной комиссии проекта программы.

III. Решение правовых задач.

а) За систематические нарушения внутреннего распорядка школы, недисциплинированность, проступки правонарушения решением комиссии по делам несовершеннолетних восьмиклассник Григорий Д. был помещён в специальное учебное заведение. Сразу же по прибытии он столкнулся с рядом неожиданностей: вставать утром пришлось в 6 часов, полтора часа до завтрака - работа по благоустройству территории, дорога в столовую - только строем, на завтрак не давали его любимых котлет, за территорию выход строжайше запрещен, за “двойки” на уроках - наряды на кухню, на рабочем месте - строгий запрос за норму и качество и т.д. Однажды в столовой Григорий обратился к воспитателю и сказал, что он не любит перловую кашу, он привык к паровым котлетам. Воспитатель ответил коротко: “Котлеты и мороженое ты сам есть не захотел”.

Как вы думаете, что хотел выразить этой фразой воспитатель?

б) Из письма, присланного в школу старшеклассником Петром Л., осуждённым за умышленное нанесение тяжкого телесного повреждения гражданину Н.: “…Когда я его бил, он, беспомощный, лежал, скрежетал зубами от боли, но молчал. Я понял, что делаю что-то не то. Пожилой человек сделал мне замечание за нецензурную брань, а я его ногами... Потом я убежал, а придя в себя, хотел вернуться и помочь пострадавшему. Проклинаю себя за то, что не сделал этого. Подумал: Пройдет, не найдут”. Нашли, да ещё как быстро - через 2 часа. И вот теперь я здесь. Хочу, чтобы мой печальный опыт стал уроком другим. Прежде чем сотворить что-либо подобное, подумайте о своей совести, о тех, кому причиняется вред, о неизбежности наказания”.

Какой важнейший принцип, осуществляемый в нашей стране, нашёл отражение в письме? В чём его суть?

IV. Редакционная комиссия зачитывает проект единой программы.

а) В рамках нашей школы какие статьи этого проекта программы вы можете реализовать? (Ответы учащихся)

б) Объясните смысл эпиграфов.

V. Подведение итогов.