Урок информатики по теме "Компьютерные презентации. Охрана здоровья при работе за компьютером"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • продолжать вырабатывать умения и навыки создания и оформления компьютерной презентации;
  • познакомить учащихся, какие существуют вредные факторы, воздействующие на человека за компьютером;
  • познакомиться с несколькими практическими советами, как научиться расслабляться и снимать перенапряжение.

Задачи урока:

образовательные

  • повторение пройденного материала, проверка умений учащихся пользоваться современными компьютерными технологиями;
  • активизировать познавательную активность учащихся.

развивающие

  • развитие познавательного интереса, памяти и внимания при выполнении практической работы;
  • развитие воображения и логического мышления при выполнении творческих заданий.

воспитательные

  • воспитание умения работать в компьютерном классе, аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке;
  • воспитывать у учеников интерес к изучению информатики;
  • воспитывать грамотных пользователей компьютера.

Здоровьесберегающие.

  • соблюдение правил ТБ;
  • смена деятельности учащихся во избежание переутомления;
  • воспитать потребность в сохранении своего здоровья.

В результате проведения урока учащиеся:

  • создадут компьютерную презентацию по данной теме;
  • научаться правильно, организовывать своё рабочее место за компьютером;
  • узнают, какие существуют вредные факторы, воздействующие, на человека за компьютером и постараются их свести к минимуму.

Необходимое оборудование и материалы:

компьютеры с установленной операционной системой Windows XP; программа Microsoft Power Point;

  • мультимедийный проектор;
  • карточки с практической и самостоятельной работой;
  • презентация “Компьютер и здоровье”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Аутотренинг (под музыку).

- Ребята, улыбнитесь друг другу и скажите тихо: “Здравствуйте!”

Давайте настроимся на хорошую работу. Мысленно повторяйте за мной.

Я чувствую себя уверенно,
Настроение приподнятое, голова ясная,
Я совершенно спокоен,
Я собран, мыслю чётко.
Я хочу, могу, буду отвечать
Легко, чётко и ясно.

Учитель приветствует учеников, объявляет тему и цели урока.

2. Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

Для того чтобы работа за компьютером доставляла удовольствие, необходимо разумно устроить свое место возле него.

  1. Знаете ли вы, как правильно организовать свое рабочее место за компьютером?
  2. Скажите, сколько времени в день вы проводите за компьютером?
  3. Знаете ли вы, сколько времени можно проводить за компьютером?
  4. Какие существуют плюсы и минусы у компьютера?
  5. Для чего он нужен нам?
  6. Можно ли остаться здоровым при работе за компьютером?

Сегодня на уроке мы с вами ответим на эти вопросы.

Беседа учителя (сопровождается презентацией). Приложение 1

“Примите некоторые меры предосторожности, иначе вам придется расплачиваться. Наш организм - не компьютер. В нас есть детали, которые нельзя заменить”. (Рик Пирсолл)

В наши дни мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на здоровье человека не самым лучшим образом. В то же время, мало у кого возникает мысль отказаться от работы с ПК ради спасения здоровья. Людям случалось не отказываться и от более вредных занятий, к тому же, пользы от ПК заметно больше чем вреда.

Всё больше становится людей, проводящих за компьютером по несколько часов ежедневно. Поэтому, всё важнее становится разобраться, как может пользователь снизить, а то и вовсе устранить, вред, причиняемый компьютером.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • воздействие электромагнитного излучения монитора;
  • утомление глаз, нагрузка на зрение;
  • перегрузка суставов кистей;
  • стресс при потере информации

Сидячее положение.

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение.

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение.

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук.

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации.

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Влияние компьютера на психику человека.

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и воспроизводительной системах, а также на зрение и костно-мышечный аппарат человека. Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним составляющим звеном все в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание…

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет - зависимых людей:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером,
  • невозможность остановиться,
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером,
  • пренебрежение семьей и друзьями,
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером,
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности,
  • проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту,
  • предвкушение следующего сеанса он-лайн,
  • увеличение времени, проводимого он-лайн,
  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Проблемы опорно-двигательного аппарата.

Рост среднего человека утром на два-три сантиметра больше, чем вечером, так как позвоночник за целый день стояче-сидячей жизни заметно сжимается. Если к тому же имеет место хоть незначительное искривление позвоночника, то неизбежно защемление основания нерва. Пользователям ПК легко понять, что произойдёт - нарушится интерфейс между мозгом и какой-то частью тела. Это похоже на случаи с плохим контактом в интерфейсном кабеле: устройство не обязательно сгорит, но заглючит.

Так что же такое CVS?

Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей ПК и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в офтальмологической и оптометрической литературе утвердился термин "компьютерный зрительный синдром" (computer vision syndrome). Как же проявляется CVS и каковы его симптомы?

Жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: "зрительные" и "глазные".

К первым относятся:

  • затуманивание зрения (снижение остроты зрения);
  • замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);
  • двоение предметов;
  • быстрое утомление при чтении.

Ко вторым:

  • жжение в глазах;
  • чувство "песка" под веками;
  • боли в области глазниц и лба;
  • боли при движении глаз;
  • покраснение глазных яблок.

Эти явления обычно объединяют термином "астенопия" (буквальный перевод - отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа и практически у всех - через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочной, считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной - ее ввод.

Что делать? Как защититься?

Конечно же в современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из "неизбежного зла" превратить его в действительно полезного помощника? Рекомендации большинства врачей сводятся в основном к ограничению времени работы за компьютером, обязательные паузы во время работы и пр.

3. Физкультминутка (под музыку).

1. Посидите с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и откинувшись на спинку стула; кисти рук - на бедрах. Продолжительность 10-15 секунд.

2. Закройте глаза и выполните самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа. Продолжительность 20-30 секунд. Затем посидите с закрытыми глазами.

3. Руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Поверните кисти пальцами к груди, не разъединяя ладони. Поверните кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз.

4. Опустите руки и потрясите расслабленными кистями.

5. Руки согните в локтях, ладони вверх и вперед. Выполните поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3 раза. Затем опустите руки и потрясите расслабленными кистями.

6. Наклоните голову к груди и затем слегка отклоните назад. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

7. Посмотрите вдаль перед собой в течение 2-3 секунд. Перевести взгляд на кончик носа и задержать на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

3. Самостоятельная работа.

- А теперь самостоятельно ответьте на вопросы.

1 вариант

1. К какому заболеванию может привести длительное нахождение в одной позе?

2. Каково оптимальное расстояние от монитора до глаз?

3. Что может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы?

4. Что такое CVS?

5. Скажите, сколько времени в день вы проводите за компьютером?

6. По вашему мнению, компьютер приносит больше пользы или вреда?

2 вариант

1. Какие болезни влечёт за собой сидячее положение?

2. Где должен находиться центр экрана?

3. Какие психологические симптомы испытывает интернет - зависимый человек?

4. Где должны располагаться монитор и клавиатура относительно пользователя?

5. Скажите, сколько времени в день вы проводите за компьютером?

6. По вашему мнению, компьютер приносит больше пользы или вреда?

4. Практическая работа на компьютере создание компьютерной презентации.

И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает нас новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. Программы, которые помогают наглядно представлять изучаемые объекты и явления - это программа компьютерных презентаций Power Point. На самом деле эта программа находит свое применение в различных областях человеческой деятельности. Например, сопровождение доклада на семинаре, конференции; рекламирование товаров на выставках и т.п. И сегодня вы посмотрели одну из презентаций и будите создавать свою презентацию по темам, которые были даны раннее.

1. Компьютерные игры: вред или польза?

  • 2. Профессиональные заболевания офисных работников.
  • 3. Как влияет электромагнитное излучение на организм человека?
  • 4. Как влияют персональные компьютеры на организм женщин и детей?

Учащиеся выполняют работу.

5. Рефлексия. Итоги урока.

Оцените свою работу сами, используя фразы:

"Я хорошо умею …"

"Я научился сам и могу научить …"

"Мне ёще нужно поработать над …"

Давайте ответим на один из важных вопросов, заданных в начале урока:

Можно ли остаться здоровым при работе за компьютером? Можно заменить или починить пришедший в негодность компьютер, но с человеческим организмом такое не проходит. Поэтому, покупая компьютер, нужно задуматься, что дороже и помимо производительности своего электронного помощника, нужно позаботиться и о себе. Можно успешно пользоваться компьютером и при этом оставаться здоровым, соблюдая несложные рекомендации врачей.

6. Домашнее задание.

1. Доделать презентацию по теме “Вред и польза компьютера”.

2. Дополнительное задание: разработать памятку о правилах работы за компьютером.

7. Список литературы.

  1. Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка.
  2. Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка.
  3. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье.
  4. http://odintsovonews.ru/
  5. http://medmedia.rucomp-doctor.ru/
  6. http://www.vision.ochkam.net/
  7. www.medicinform.net/