Музыкальные фантазии на сказочные темы (театрализованная деятельность)

Разделы: Работа с дошкольниками


В течении нескольких лет я провожу целенаправленную работу по теме “Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность”. Почему я остановилась именно на этой теме?

Несколько лет назад у меня родился весьма смелый и интересный замысел: попробовать свои силы в создании собственного спектакля - этому предшествовала длительная и довольно кропотливая работа, в ходе которой я постепенно знакомила детей с великим таинством – с тем, как рождается музыкальный спектакль.

Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель: сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами. Ведь музыкальный спектакль для детей - это тоже игра веселая и интересная. Каждый сценарий пишу на основе одной или тематике нескольких сказок. Постепенно эта сказка обрастает, как снежный ком, куда вставляются песни, постановка танцев, юмористические сценки. Главное – какую идею она несет. Сценарные разработки я условно назвала музыкальными фантазиями на сказочные темы, в основе которых лежит сюжетная линия, объединяющая действующих персонажей и весь музыкальный и игровой материал в одно целое.

Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку. Вместе с детьми участвуют и взрослые – воспитатели, узкие специалисты, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Так, я ставила спектакль-сказку “Снежная Королева”, эта постановка явилась итогом определенного этапа работы. Спектакль получился совершенно иным: дети находили новые краски в создании образов, сами импровизировали танцевальные движения. Некоторую трудность представляло распределение роли, но благодаря умению и такту педагогов, желающие могли попробовать себя в разных ролях, и только сообща, дети и взрослые наиболее непосредственно и удачно создавали образ того, или иного героя сказки. Каждому ребенку была подобрана роль в соответствии с его речевыми и творческими возможностями.

Когда я начинала работать по театрализованной деятельности, ведущими и главными героями в сказку были поставлены чаще всего воспитатели, то сейчас я от этого отошла. Весь праздник ведут сами дети, а воспитатели выступают в роли суфлеров и в проведении игр. Надо видеть, какая гордость у детей, когда они самостоятельно ведут праздник.

Безусловно, что-то получается, что-то нет, на то они и творческие способности. Но я уверена, что сказочная образно-игровая форма наиболее эффективна и ценна именно в дошкольном возрасте.

СПЕКТАКЛЬ – СКАЗКА “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА”

Одна половина зала оформлена как весеннее время года, другая половина зала как зимнее время года. Выходит Бабушка-Загадка.

Бабушка:

Здравствуйте дети!
Я бабушка-загадка к вам в гости я пришла.
Затейливую сказку сегодня принесла.
Слушайте внимательно, будет замечательно
Приготовьте ушки, приготовьте глазки.
Вы сейчас увидите волшебную сказку.
Чудеса сюда придут, интересно будет тут.
Но чтобы сказочка сначала, словно реченька журчала
Чтоб к концу ни стар, ни мал от нее не задремал.
Надо, чур всем не молчать, а героям сказки помогать.
Договорились, дети?
Посмотрите на зал, а какую сказку я вам принесла?

Дети: Зима с весной встречаются, и сказка начинается!

Бабушка:

Ну, ребята молодцы, вы ребята удальцы!
Только это не сказка, а присказка,
Сказка будет впереди.
А расскажу я вам о Снежной Королев
Слышите, сказки просятся сюда,
Приоткрыть им дверь пора,
Только мало дверь открыть,
Надо дружно попросить.

Дети поют:

Сказка, сказка приходи, приходи, приходи
Всех детишек удиви, удиви, удиви!
Хлопайте дружнее, будет веселее,
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно сказку начинать. (Входят Герда и Кай)

Бабушка: А вот и мои внучата, Герда и Кай,

Герда: Здравствуйте дети, здравствуй, бабушка,

Кай: Бабушка, а какую сказку ты нам сегодня расскажешь?

Бабушка:

А расскажу я вам сказку о Снежной Королеве.
Скажите дети, какой месяц зиму заканчивает?

Дети: Февраль!

Бабушка: О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А еще говорят, что он зиму замыкает - весне дорогу показывает. А какой месяц весну встречает?

Дети: Март!

Бабушка: Правильно. В Марте раньше приходят рассветы, длиннее становятся дни. Тает снежок, оживает лужок, солнышко припекает, землю согревает.

Кай, Герда: Бабушка, какой хороший месяц, вот бы его увидеть!

Бабушка: Ну, что ж, ребята это можно, март как раз сейчас шагает по земле, может и к нам заглянет сюда. Давайте попробуем сказать волшебные слова “Ну-ка, март покажись, к нам скорей сюда явись!”

(Дети повторяют, входит Март)

Март:

Не трещите морозы в заповедном бору,
У сосны, у березы не студите кору,
По земле идет уже месяц март,
Встрече с ним будет каждый рад,
Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, март!

Март:

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней -
Не спугнуть бы нам его.
Пусть летит, звенит, искриться,
В поднебесной вышине,
Словно яркая жар-птица,
Наша песня о весне!

Песня – хоровод “Кто придумал песенку?

Слышится из далека: - Эгей! Скорей! (Звучит грозная музыка)

Бабушка:

Дети, тише, что я слышу?
Топот по снегу копыт,
Посмотрите, в легкой упряжи олени,
Мчатся в нашем направлении.
Из-за снеженного края, где ветра не отдыхая
Ледяную землю студят и зима сама оттуда. (Входит Снежная Королева)

Снежная Королева: Здравствуйте, дети!

И правда я о туда, где моря покрыты льдами - вы меня не ожидали?
Но вот я перед вами не просто в гости я пришла сюда,
Я не сижу без дела никогда.
Я март хочу с собой забрать в холодные края,
Чтобы весны вам не видать и не видать тепла

Кай, Герда: Мы март тебе не отдадим!

Снежная Королева: Мы на это поглядим!

Быстро март с собой берите

И на санках увозите! (Снежная королева дует на детей, дети “застывают”, олени садят март в сани и увозят)

Снежная Королева: (уходя)

Пусть отныне навсегда,
Здесь наступят холода!

Герда и Кай: Бабушка, бабушка, кто это была?

Бабушка: Дети, это была сама Снежная Королева

Герда: Что ж, теперь будет бабушка?

Кай: Что ж нам делать?

Бабушка:

Вы готовы март искать?
И метелей не боитесь?
Не заплачете от страха?
Вот люблю таких ребят!

Герда:

Хоть и холодно сегодня за окном,
Но все-таки, но все-таки за мартом мы пойдем!

Бабушка: Ну, что ж дети, будьте осторожны в пути,

И помните, вам всегда, должны сопутствовать Смелость, Доброта, Дружба.

Кай:

Ладно, запомним!
Чтобы было интересней
Зашагаем дружно с песней,
Нам преграды не страшны,
Потому, что мы дружны.

Звучит “Песенка-“чудесенка”. (Выходит медведь)

Герда:

Идет Топтыгин, ой беда,
Давай-ка спрячемся сюда!

(Медведь садится на пенек)

Медведь:

Передохну немного и силы сберегу,
Вот крестики сорока рисует на снегу,
Что вижу я? Девчушка, откуда ты и чья?
Что ты бродишь тут одна?

Герда:

Очень мне нужна весна,
Но найти ее я не могу, помоги мне!

Медведь:

Помогу!
На поешь медку сначала,
Толи дело мед лесной,
Кушай, Герда, я не злой! (Выходит Кай)

Кай:

Без весны нам грустно,
Как бы нам ее найти.

Медведь:

Ты минутку погоди.
Как-то слышал я от брата.
Брат на севере живет,
Что и снег и лед там круглый год,
Там сверкает и искрится,
Ледяной дворец царицы!
Но нужно знать три важных слова,
Чтоб попасть в тот дворец - леденец.

Герда:

Где ж это Мишенька?
Как туда пройти?

Медведь:

А идти вам надо прямо,
Не сворачивать с пути!

Дети: Спасибо тебе Мишка, пойдем скорей искать.

Медведь: Не забудьте там ребята,

Привет брату передать. (Герда и Кай подходят к зимней половине зала, рассматривают, звучит загадочная музыка)

Герда:

Как же там красиво!
Как же туда попасть?

И про каких три слова нам говорил Михаил Потапыч?

Кай: Герда, помнишь нам бабушка говорила три важных слова на дорогу.

Герда:

Да, Кай, может это Солнце, Весна, Счастье?
Нет… не открывается, что ж нам делать?
Дети, помогите нам вспомнить волшебные слова, которые говорила бабушка.

Дети: Смелость! Доброта! Дружба!

(Занавес ледяного дворца открывается – центральная стена)

Герда: Ну и царство! Что за диво?

Как на севере красиво! (Выходит белый медведь)

Белый Медведь:

Кто нарушил царство льдов,
Царство вечных холодов!

Герда, Кай:

Это мы, Миша, ребята,
Принесли поклон от брата,

Белый Медведь:

Ну, спасибо, вам друзья,
Чем смогу помочь вам я?

Герда:

Мы пришли за Мартом,
Надо выручить его.

Белый медведь: Вот он весь обледенелый! (Сидит Март, выкладывает фигуры)

Кай:

Ты не знаешь, что же делать?
Как ему помочь?

Белый медведь:

Знаю. Для того, чтоб март достать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно хлопнуть, топнуть дружно,
А потом, а потом повернуться крутом.

Герда: Дети, давайте вместе посчитаем. (Все считают)

Белый медведь: И еще нужно отгадать загадки:

1. Скатерть бела, весь мир одела. (Снег)

2. Старик у ворот тепло уволок сам не бежит, и стоять не велит (Мороз)

3. Растет она вниз головою, не летом, а зимою, но солнце ее припечет - заплачет она и умрет. (Сосулька).

Герда:

Кай, смотри, как качаются елки,
А ветер холодный и колкий,
И кружится снег и метет он и стелется

Кай: Герда, не бойся, это метелица. (Кружатся снежинки)

Снежинка:

В звонком воздухе, точно искры,
Снежинки плывут как песни зимы,
Эй, кружитесь легкие, быстрые,
В этом царстве холодной тьмы.

Песня “Снежная сказка Зимы”.

(Затем снежинки разбегаются вокруг сугроба, входит Снежная Королева и прячется за сугроб)

Кай: Посмотри Герда, какие большие здесь сугробы.

(Звучит загадочная музыка, начинается “вьюга”, из-за сугроба появляется Снежная Королева с бенгальским огнем)

Снежная королева:

Мой огонь свети, свети,
Помешай меня найти!
Кто нарушил царство льдов,
Царство льдов и холодов!

Герда:

Теперь мы замерзнем, и все пропадем,
Обратно дороги домой не найдем.

Снежная королева:

Чтоб заморозить Герду и Кая
Я колокольчик свой достану
Динь - дон, динь - дон
Пусть звучит хрустальный звон.

нежинки исполняют на детских музыкальных инструментах вальс Штрауса)

Кай:

Я придумал,
Кто умеет веселиться,
Тот мороза не боится (Кай и Герда начинают плясать).

Бабушка:

Дети, давайте им поможем,
Хлопайте дружнее, топайте сильнее!
Чтобы было им теплее!

Снежинки: Ох, как жарко …!

Снежная Королева:

Ах, как жарко стало мне,
Не растаять бы в тепле,
Но вас я запорошу,
Сюда метель я запущу,
Я вас всех заледеню,
А пока я ухожу.

Герда: Кай, бежим скорей отсюда.

(Берут Март за руки, убегают, внезапно останавливаются, прислушиваются)

Кай:

Ну-ка, тише, что я слышу
Топот по снегу копыт,
Это северный олень
К нам торопится скорей.

Март:

Как олени быстро мчатся,
Быстро, дружно, вот так, да,

Кай:

Санки ожидают нас,
Мы прокатимся сейчас
Сани расписные, горочки крутые,
Через мостик ледяной,
Повезут нас всех домой.

1-й олень:

Март, садись скорее в сани,
Отвезем тебя домой.

2-й олень:

Надоело нам служить,
Будем с вами мы дружить!

вучит песня “Саночки”, олени везут Март)

Март:

Как олени лихо мчались,
Быстро, дружно, вот так да,
Вам теперь повеселиться,
Станцевать для нас пора.

Олени: С удовольствием.

(Танец “Оленей”

Март:

Поскорей садитесь к нам,
Места хватит всем гостям!
А теперь пора начать,
Нам весну-красну встречать,
Взгляните, как стало красиво вокруг,
Уже зеленеют деревья и луг,
Идет к нам веселая гостья - весна,
И все пробудилось от зимнего сна.

(Звучит Чайковского “Подснежник”, вход Весна)

Весна:

Я снова иду молодая Весна,
За мною повсюду капели,
Деревья проснулись от зимнего сна,
Веселые птички запели. (Появляется Снежная Королева)

Снежная Королева: Ах, вот она!

Весна:

До, свидания, сестрица,
Уходить тебе пора.
Наступает мой черед,
Не была я целый год!

Снежная Королева:

Я тебя запорошу, я завею, засвищу,
Позову себе пургу,
И тебя прогнать велю.

Весна:

Ты напрасно рассердилась,
Ты сестрица не права,
Если б я не появилась,
То не выросла б трава,
К нам скворцы не прилетали,
Не вернулись в край родной.

Снежная Королева:

Что же это в самом деле?
Вечно споришь ты со мной,
Я пушиста и бела, ребятишкам я мила.
Позволяю им кататься и на горке и по льду,
Я желаю оставаться и отсюда не уйду!

Весна:

Ты мила, а я милее, и светлее, и теплее!
Землю я хочу прогреть,
Чтобы стали зерна зреть,
Я иду тебе на смену
Зелень свежую несу
Все деревья разодену,
В рощах, парках и в саду.

Снежная Королева:

Я тебя заледеню!
Я тебя прогнать велю!
Дети, вы поможете мне в этом?

Дети: Нет!

Весна:

Чтобы жарче стало в зале,
Ну-ка, дружно заплясали.

(Исполняется полька “Казачок”, Снежная Королева уходит.)

Весна:

Ну, вот и я пришла к вам снова дети,
Вы ждали с нетерпением меня,
Растаял снег, и солнце ярко светит,
Повсюду ручейки бегут звеня,
Со мною ветерок примчался южный,
И март весенний месяц озорной,
Цветы в лесу раскрылись дружно,
Я принесла, ребята их с собой. (Выходят девочки с цветами)

Цветы:

Весна, цветы всегда ты даришь нам
В лесу, и в поле их так много разных
Цветы, для наших добрых мам,
Как поздравленье в их весенний праздник.(Исполняется вальс “Цветов” Свиридова)

Ребенок:

Пришла весна и спозаранку
Не спится от ее лучей.
Бегут зайчата на полянку
Резвятся белки средь ветвей.

Ребенок:

Тут медвежонок, там лисица,
Скворец веселый и синица
Весне чудесной каждый рад,
Спасибо вместе говорят.

Весна:

Ребята, с вами подружиться
Хотят зверюшки все и птицы,
Я позову их для вас,
Станцуют здесь они сейчас.

Герда:

Собрались музыканты на зеленый лужок,
Принесли музыканты кто гармошку, кто рожок.

(Выходят мышка, три кошки, медведь и заяц с музыкальными инструментами)

Мышка:

Мышка на пригорке
Пляшет возле норки,
Песню солнышку запела,
Звонко в дудочку дудела.

Кошка:

Три веселых петушка,
Взяли в лапы ложки-
Деревянные, резные,
Звонкие да расписные.

Медведь:

Если в бубен бьет медведь,
Бубну, как не зазвенеть?
А комар забьет в него -
Не услышишь ничего.

Заяц:

Захотелось даже зайке
Поиграть на балалайке,
Заиграл и в тот же час
Все в лесу пустились в пляс. “Веселый танец Зверят” (Выходит бабушка)

Бабушка:

Мы в начале обещали,
Что интересно будет тут,
Мы вас на сказку приглашали,
Понравилась вам сказка?
Вот и сказке конец,
А кто слушал,

Все: Молодец!

(Выходят все участники сказки)

Кай:

Мы устроили это представление,
Потому, что нам очень нравится петь и танцевать....

Медведь: И еще потому, что мы всегда рады встретиться с интересной выдумкой, со сказкой! Белый медведь: Сказка то плачет, а то смеется,

Сказка не каждому в руки дается!

Снежная Королева:

Ее затейницу и чаровницу
Надо поймать, как ловят Жар - Птицу!

Весна:

Сказка, где ты? Дай ответ!
Тишина... Ответа нет!

Бабушка:

Впрочем, может и так случиться,
Что сказка к ребятам сама постучится.

Герда:

Значит, пришлись мы ей по душе:
От взрослых - до малышей!

Март:

Придет негаданно, придет нежданно,
Все будут рады гостье желанной!

Весна:

Вот спасибо! Вот спасибо!
Веселей со сказкой жить!

Все: Будем с ней всегда дружить.

Звучит песня “Сказка не кончается”