Употребление деепричастий в речи (разработка урока)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи.
  • Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

  • Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо их узнавать!
  • Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания

деепричастие + существительное

  1. синеющая даль
  2. вспахать поле
  3. пересекая болота
  4. заросшие места
  5. поваленные бурей
  6. пропитан пылью
  7. передвигая ноги

- По каким признакам вы нашли деепричастие?

- Что такое деепричастный оборот?

- Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

- Когда не обособляется?

3. Работа по теме урока. Анализ текста.

  • Выразительно прочитайте текст. (Текст спроецирован на экран).

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

  • Определите тему текста и основную мысль.
  • Определите стиль текста и тип речи.
  • Какую картину создаёт автор?
  • Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

4. Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.

  • Графически объясните постановку знаков препинания.
    Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
    На солнце весело дрожали и переливались капли росы .– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы).
  • Что изменилось в предложениях?

5. Переделайте предложения, заменяя причастные обороты деепричастными.

Кусты, лишённые пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга. –

(Кусты, лишившись пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга.)

Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась. – (Трава, жадно поглощая влагу, не шевелилась).

6. Слово учителя.

В современном русском языке не употребляются деепричастия, образованные при помощи суффикса -учи(-ючи), но в некоторых художественных текстах мы обнаруживаем эти устаревшие формы. Найдите их в данных отрывках из художественных произведений и выделите морфемы. Запишите деепричастия, которые употребляются в современной речи.

По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается.
(М. Лермонтов).

Набегают тучки на небо, – гонит их метелица, распеваючи.
(М. Лермонтов).

А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи.
(А.Чехов).

7. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

  1. Спеша на экзамен, волнение не должно вас одолевать.
  2. Позавтракав, машина приехала за нами.
  • Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация.

Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. Эта фраза-пародия (из юмористического рассказа А. П. Чехова) страдает стилистической беспомощностью: в ней нарушено правило, чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В приведённом примере речь идёт о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сией станции, у меня слетела».

8. Итог урока.

- Какова роль деепричастий в предложении?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая» действие).

- Часто ли вы сами пользуетесь деепричастиями и деепричастными оборотами?

(учащиеся дают отрицательные ответы).

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Домашнее задание.

Выписать из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца» предложения с деепричастиями, объяснив графически постановку знаков препинания.