Урок изобразительного искусства по теме "Пасха"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • развитие творческих способностей, памяти, внимания учащихся;
  • приобщение школьников к истокам русской культуры;
  • умение создавать по воображению храмовый архитектурный образ;
  • умение реализовать в композиции ритм линий, цвет, фактуру;
  • воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям;
  • воспитание интереса к познанию нового в искусстве, эмоционально эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Экран.
  4. Диск МХК.
  5. Пасхальные яйца.
  6. Презентация.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Практическая работа.
  5. Анализ работ.
  6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ли в порядке!
Краски, альбомы, карандаши?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

2. Сообщение темы и целей.

Учитель: Сейчас вы прослушаете музыку и стихотворение и скажите о каком русском православном празднике на уроке пойдёт речь. Какую картину вы себе представили?

(Звучит музыка “Повседневный звон” колокола)

(Дети читают стихотворение)

Стихотворение “Христос Воскрес”. А. Майков.

Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес….
Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…..
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!

Учитель: О каком празднике говорится в стихотворении?

Учитель: Какие картинки вы себе представили?

Учитель: Тема нашего урока “Пасха”. (3 слайд. Презентация)

Учитель:

На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения.

Учитель: На уроке мы с вами будем работать над созданием эскиза украшения пасхального яйца.

3. Формирование новых знаний.

Учитель: Что вы знаете о традициях празднования Пасхи?

Дети: На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашенные яйца.

Главный символ праздника – окрашенное яйцо.

Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.

Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это понесут в церковь, чтобы освятить.

Да.., много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых распространённых дел – красить и расписывать яйца. Очень давно люди начали украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами. С тех пор разрисованные, расписные яйца стали называть – писанками, крашенками и крапанками.

Учитель: Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно известен обычай, обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

Учитель: Как появилась традиция красить яйца?

Дети: После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу своё учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далёкие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой нибудь подарок: богатые – драгоценности, а бедные – что могли. У Марии с собой ничего не было кроме веры в Христа. Протянула она яйцо и сразу громко произнесла главное известие “Христос воскрес”! Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мёртвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным”! Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

Учитель: Кто был внимателен и может сказать, как назывались крашенные яйца?

4 слайд

Учитель: А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветовом фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапанка. Ещё были писанки яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Учитель: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки.

Учитель: Вот подобно этим. (Показать расписные яйца)

Учитель: В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.

Учитель: Посмотрите на сувениры, яйца из биссера. (5 слайд)

А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости (6 слайд). Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы (например пасхальные яйца фирмы Фаберже).

Своим друзьям вы можете подарить керамические пасхальные яйца.

Учитель: Вы их видите на экране. (7 слайд)

На Пасху дарят, не только сувениры, но и открытки. (8 слайд)

4. Практическая работа.

Учитель: Выполнение эскиза пасхального яйца. (Варианты росписи. 9 слайд)

Пейзаж с элементами архитектуры. (Во время практической работы звучит православное пение)

5. Анализ работ.

Учитель: Замечательно справились с заданием!

6. Итог урока.

Учитель: О каком русском христианском празднике говорили на уроке?

Ответьте на вопросы. (10 слайд)

(Звучит музыка “Повседневный звон” колокола)

Учитель: “День любви и радости”. М. Пожарова

Крыло живое тучки нежной
Рассвет янтарный озарил,
И с неба Ангел белоснежный
Господень праздник возвестил
Ручьями ласковых созвучий
Несётся вдаль пасхальный звон
И мир для радости певучей,
Для жизни новой и могучей,
Для вешней жизни пробуждён
Дитя повсюду над землёю
Плывут моленья в день любви!
Молись – и чуткою душою
Чужую душу позови,
Тому, кто горестной ошибкой
Иль тёмной скорбью истомлён,
Будь утешеньем, будь улыбкой.
Как луч рассвета в тучке зыбкой,
Как в небесах пасхальный звон!