Цели:
- Умственное развитие учащихся
- Развитие познавательной и творческой деятельности
- Развитие культуры коллективного умственного труда
Оборудование:
- карточки – задания;
- плакат с эпиграфом;
- карточки – ответы для самопроверки;
- таблица “Мебиус”;
- бумажные полоски;
- клей;
- ножницы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учащимся сообщается тема урока, задачи, план урока. Обратить внимание на эпиграф к уроку.
Математику не зря называют “царицей наук”, ей больше, чем какой–либо другой науке, свойственны красота, изящность, точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Знания не только надо иметь, но и надо уметь их показать.
2. Тест.
Установите, истинны или ложны следующие утверждения.
I вариант.
- 2х + (у – z) = 2х + у – z
- a – (2b + 2c) = a – 2b + 2c
- 2 (x2 – 7x + 3) = 2x2 – 14x + 6
- 10a – 5b = 5 (2a – b)
- 20x4y3 + 15x3y2 = 5x3y2 (4xy + 3)
- 4 (7 – b) + b (7 – b) = (7 – b)(4 + b)
- 5(x – 3) – x(3 – x) = (x – 3)(5 + x)
II вариант.
- х – (–y ) + (–z) = х + у – z
- 3a – (b + c) = 3a – b + c
- 7 (x2 + 2x – 1) = 7x2 + 14x – 7
- –18a + 9b = –9 (2a + b)
- 12x3y2 – 16x2y4 = 4x2y2 (3x – 4y)
- 3 (a – 7) – a (a – 7) = (a – 7)(3 – a)
- 2(4 – y) – y(y – 4) = (y – 4)(2 + y)
III вариант.
- 3a – (b – c) = 3a – b – c
- a – (3b + 7c) = a – 3b + 7c
- 4(x2 – 3x+5) = 4x2 – 12x + 20
- 15a3b2 + 25 a2b3 = 5 a2b2 (3a + 5b)
- 7b2c4 – 23bc5 = bc4 (7b – 23c)
- 8 (a – 3) – a3(a – 3) = (a – 3)(8 – a2)
- 14 (x2 – 5) + x(5 – x2) = (x2 – 5)(14 + x)
IV вариант.
- 4c – (d + 2e) = 4c – d + 2e
- 5 – (18y + 7z) = 5 – 18y – 7z
- a(a2 – 5a + 3) = a3 – 5a2 + 3a
- 16x2y5 – 64x3y = 16x2y(y4 – 4x)
- 34a + 17a2b = 17a (2 + ab)
- 9(13 – 2x) + x(2x – 13) = (2x – 13)( –9 + x)
- 15x (x – 1) – 3(x – 1) = 3(x – 1)(5x – 1)
V вариант.
- 18x + (7x – y) = 25x + y
- a – (3a – b) – (a – b) = 2b – 3a
- 3x (4 – x + 2x2) = 12x – 3x2 + 6x3
- 50a2b – 25 ab2 + 125a3b3 = 25ab (2a – b + a2b2)
- 18x2y3z4 + (72x2y3z2 – 9x2y3z2) = 9x2y3z2(10z – 1)
- 13(b + 7) + 8b (–b – 7) = (b + 7) (13 – 8b)
- 3(a – 3) – a(3 – a) + 4(3 – a) = (3 – a) (1 – a)
(САМОПРОВЕРКА, на экране отображается верное решение или цепочка “истина–ложь”)
Вопрос учителя. Какие правила были использованы вами при выполнении данного задания?
Работа в группах. Разложите на множители (ответы к заданиям закодированы).
- ax + 2a – 3x – 6
- 5z (x + y) – x – y
- x (a + y) + ay + y2
- 10ay – 5cy + 2ax – cx
- x2 – 2x – xy + 2y
- 6cy – 15cx – 4 ay + 10ax
Ответы:
У | С | Е | М | Б | И |
(x – 2)(x – y) | (3c – 2a)(2y –5x) | (x + y)(5z – 1) | (x + 2)(a – 3) | (a + y)(x + y) | (2a – c)(5y + x) |
Дополнительные задания (выполняют группы, быстро выполнившие задание).
- В школе 33 класса, 1150 учеников. Найдется ли в этой школе такой класс,
в котором не менее 35 учеников?
(Ответ. Допустим, что в каждом классе меньше 35 учеников. Тогда всех учеников было бы не более 34 ∙ 33 = 1122. Но в школе 1150 учеников. Значит, получили противоречие и в школе есть класс, в котором не меньше 35 учеников.) - Сумма трех различных чисел 875. Найдите эти числа, зная, что три из них
получены из четвертого зачеркиванием у него одной цифры
(Ответ. 75 +50 +750 или 71 + 73 = 731)
4. Работа с доской. Разложите многочлен на множители
ax2 + cx2 – cx – ax + a + c
3 (x – 2y)2 – 3x + 6y
5. Экспериментальная работа
Слово учителя. У вас на столах находятся бумажные ленты, разделенные по ширине пополам пунктирной линией. Давайте склеим из них кольца. Но не как попало, а так, чтобы белая сторона ленты была склеена с цветной. /Перед склейкой перекрутите ленту один раз/. Получилось знаменитое в математике бумажное кольцо. У него есть даже особое название – лист Мебиуса. А теперь разрежьте ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что получится? Конечно, если бы мы не перекрутили ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два узких. А что сейчас?
– Проведите эксперимент.
– Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее. К тому же перекручено оно не один раз, а два.
– А ну-ка, разрежьте это кольцо еще раз посередине. Получится два сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дважды перекручено.
– Вот какие неожиданные вещи происходят с простой бумажной полоской, если склеить из нее лист Мебиуса. У этого листа масса удивительных свойств.
Историческая справка.
(Данный материал может сообщить учитель или ученик, который накануне получил такое задание)
Таинственный и знаменитый лист Мебиуса (иногда говорят лента Мебиуса) придумал в 1858 году немецкий геометр Август Фердинанд Мебиус (1790–1868), ученик “короля математиков” Гаусса. Мебиус был первоначально астрономом, как Гаусс и многие другие из тех, кому математика обязана своим развитием. В те времена занятия математикой не встречали поддержки, а астрономия давала достаточно денег, чтобы не думать о них, и оставляла время для собственных размышлений. И Мебиус стал одним из крупнейших геометров XIX века. В возрасте 68 лет ему удалось открытие односторонних поверхностей, одна из которых – лист Мебиуса.
Лист Мебиуса – один из объектов области математики под названием топология (по-другому “геометрия положения”). Удивительные свойства листа Мебиуса – он имеет один край, одну сторону, – не связаны с его положением в пространстве, с понятиями расстояния, угла и тем не менее имеют вполне геометрический характер. Изучением таких свойств занимается топология. Оказывается, свойства такого типа, несмотря на кажущуюся их непривычность, связаны как раз с наиболее абстрактными математическими дисциплинами, именно с алгеброй и теорией функций.
В топологии изучаются свойства фигур и тел, которые не меняются при их непрерывных деформациях (как если бы они были сделаны из резины).
С точки зрения топологии баранка и кружка – это одно и тоже. Сжимая и растягивая кусок резины, можно перейти от одного из этих тел ко второму. А вот баранка и шар – разные объекты: чтобы сделать отверстие, надо разорвать резину.
Понятия и теоремы топологии полезны математикам почти всех специальностей. Она используется и при применении математики в технике, экономике, психологии.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
- Солдатик-перевертыш. Я вырезал бумажного солдатика и отправил его вдоль пунктира, идущего посередине листа Мебиуса. И вот он вернулся к месту старта. Но в каком виде! В перевернутом! А чтобы он вернулся к старту в нормальном положении, ему нужно совершать еще одно “круголистное” путешествие. Проверьте!
- Приготовьте два листа Мебиуса, перед склейкой разделите ленту на четыре
и пять равных полос. Разрежьте по пунктирным линиям. Что получится? Можно ли
высказать какое-нибудь утверждение о поведении листа Мебиуса при отрезании
от него полоски?
Что будет, если перед склейкой перекрутить ленту дважды, а потом разрезать посередине?
А если перед склейкой перекрутить ленту трижды?
Можно ставить немало экспериментов по разрезанию лент. Придумайте и поставьте.