Урок в 4-м классе "Повторяем, тренируемся в правильном письме"

Разделы: Начальная школа


Цель: повторить, закрепить правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных.

Задачи:

  • совершенствовать знания о склонении имён существительных и имён прилагательных;
  • развитие чувства языка и личности в языке.
  • воспитание культуры труда.

Оборудование: таблица "Синтаксис", карточки "согласование", "управление", "примыкание", магнитофон, мультимедийный проектор, картина Пластова "Первый снег", учебники.

1. Установление психологического комфорта.

Учитель. Какое настроение у вас сегодня?

2. Работа с предложением.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Учитель. Предлагаю вам стать участниками истории предложения, рассказанной профессором Львом Владимировичем Щербой. Я играю роль профессора, а вы - его студентов.

Учитель. Понятно ли вам предложение?

Ответы детей.

Учитель. О ком это предложение?

О куздре. Это подлежащее. Выражено именем существительным в единственном числе, женского рода, именительного падежа.

Учитель. О какой куздре?

О глокой куздре.

Учитель. Что доказывает, что существительное женского рода?

Глокая - имя прилагательное, единственного числа, окончание -ая женского рода, будланула - глагол прошедшего времени, единственного числа, окончание -а.

Учитель. Что куздра наделала?

Будланула и кудрячит. Это однородные сказуемые.

Учитель. Да притом штеко будланула.

Штеко - наречие.

Учитель. А вот скажите-ка, бокр - это живое существо или неживое?

Ответы.

Учитель. Как доказать?

Нужно определить падеж. Винительный падеж, одушевленное.

Учитель. Из выдуманных корней и русских суффиксов профессор составил макеты искусственных слов. Назовите эти слова.

Бокр, бокренок.

Учитель. Дайте характеристику предложения.

Учитель. Найдите словосочетания. Укажите тип связи.

Учитель. Профессор повел студентов к самым глубоким, самым глубоким, самым интересным тайнам языка. Эти тайны мы открываем на уроках русского языка. Желаю вам успехов!

3. Творческая работа в группах.

Учитель. По модели Л.В. Щербы составьте предложение из естественных слов русского языка.

Работают в группах. Составляют предложения. Записываются предложения, составленное по модели. Добрая хозяйка вкусно накормила кота и ласкает котенка.

Учитель. Найдите и выпишите словосочетания.

Выписывают.

Учитель. Проверь себя. (Включается магнитофон с записью правильных ответов).

Учитель. Оцените свою работу.

На полях ставят оценки.

4. Работа со схемами, схемы на доске.

Родительный падеж -и Родительный падеж -и Дательный падеж -ам Родительный падеж -ого Дательный падеж -ым
Дательный падеж -и Дательный падеж -е Творительный падеж -ами Дательный падеж -ему Творительный падеж -ыми
Предложный падеж -и Предложный падеж -е Предложный падеж -ах Предложный падеж -ом Предложный падеж -ых
Именительный падеж -ь        
Творительный падеж -ь(ю)        

Страница 71 (задачник) упражнение 286.

Заполняют схемы коллективно.

Учитель. Можно ли по данным характеристикам определить часть речи? А число, склонение?

В первой схеме даны окончания существительных единственного числа, первого склонения. Во второй схеме даны окончания имен существительных второго склонения. В третьей схеме записаны окончания имен существительных множественного числа. На четвертой и пятой схемах даны падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа.

Учитель. На какой схеме вы бы указали все склонения?

На третьей схеме. Это множественное число. Существительные трех склонений во множественном числе склоняются одинаково.

Учитель. С какой целью даны эти схемы?

Чтобы грамотно писать безударные окончания.

Учитель. Каким еще способом можно пользовать при написании безударных окончаний?

Нам помогают слова - подсказки. Для имен существительных первого склонения - рука, для второго склонения - плечо, для третьего склонения - грудь, для множественного числа - дома.

5. Физкультминутка.

Упражнения для глаз.

6. Прочитайте слова.

Первый, последний.

Дети читают.

Учитель. Какие чувства вызывают у вас эти слова?

Ответы детей.

Учитель. С каким воспоминаниями ассоциируется слово первый?

Ответы.

Учитель. Каким вы представляете первый снег?

Ответы.

Учитель. Послушаем словесные картины мастеров пера о первом снеге.

Подготовленные ученики читают стихотворение И.Бунина "Первый снег", В.Пескова "Я видел, как приходит зима".

Учитель. Какое отношение писателей к первому снегу?

Ответы.

Учитель. А каково ваше отношение?

Ответы.

Учитель. Приглашаю вас в мир прекрасного вместе с художником А.А. Пластовым, который писал: "Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно". "Я во все картины правдами и неправдами детей вписываю".

Мультимедийный проектор. Обозрение картины "Первый снег".

Учитель. Праздник ли у детей с картины?

Ответы.

Учитель. Какие детали на картине подсказывают ответ?

Ответы.

Учитель. Представьте себя на месте детей и посмотрите вокруг их глазами. Как щекочут нос, лоб холодные снежинки?

Ответы.

7. Учитель. Составьте словосочетания со связью согласование и запишите их в форме множественного числа родительного падежа, дательного падежа, творительного падежа. Выделите окончания.

Работа в группах. Пользуются схемами, записанными на доске, при написании безударных окончаний.

Учитель. Проверим.

Заслушиваются ответы по группам. Затем взаимопроверка. Учитывают аккуратность работы.

8. Учитель. Посмотрите на свое письмо. Над написанием какой буквы нужно потрудиться?

Дети выносят ее на поля.

9. Учитель. Чем на уроке занимались?

Ответы.

Учитель. Остались ли у нас какие - либо трудности? Будем работать над ними на следующих двух уроках.

10. Итоги. Оценивание работы групп и участие каждого ученика в работе группы.

11. Домашнее задание: страница 121 № 289.