Внеурочное мероприятие по литературному чтению в 3–4-х классах "Осенняя пора! Очей очарованье!.."

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Задачи:

  • научить воспринимать на слух поэтическое произведение, эмоционально откликаться на него и передавать своё настроение при совместном восприятии;
  • развивать эстетическое восприятие стихотворного произведения,
  • формировать образные представления и мышление;
  • учить детей чувствовать ритм стихотворных произведений; передаваемое автором отношение к тому, о чём он рассказывает в произведении, видеть, с помощью каких средств он передаёт настроение, состояние природы;
  • способствовать развитию поэтического слуха и формированию навыков слушания и наблюдения.

Презентация

№ п/п

Ответственный

Содержание

1 Учитель Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Стихи, музыкальные произведения, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывает ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Сегодня мы открываем литературно-музыкальный вечер, посвященный циклу “Времена года”, “Поэтическая тетрадь № 1 “Осенняя пора! Очей очарованье…!”

2 Ученик А.С. Пушкин “Унылая пора! Очей очарованье!...”
3 Учитель Да, лучше А.С. Пушкина не скажешь “Очей очарованье…”

А вот как Александр Сергеевич отзывался о каждом времени года.

(Слайды с выдержками из строк А.С. Пушкина о временах года)

4 Слайды Зима.

Весна (слова А.С. Пушкина).

Лето.

Осень.

5 Учитель Для А.С. Пушкина осень – любимое время года (слова об осени).

С такою же теплотою, нежностью отзывались об осени и другие поэты. Поэт Ф.И. Тютчев писал, что природа

“…не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык”.

6 Ученик Ф.И. Тютчев “Есть в осени первоначальной…”
7 Учитель Для поэтов, художников, композиторов осенняя природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней.

Сегодня весь вечер с нами звуки прекрасной музыки известных композиторов, особенно великого русского композитора П.И. Чайковского, который писал: “Прогулка по России, по полям, по степям бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком – то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная речушка, словом, все, что составляет родимый русский пейзаж”

8 Слайд П.И. Чайковский
9 Ученик Н.А. Заболоцкий “Подмосковные рощи”
10 Ученик Н. Некрасов “Осень” (Славная осень! Здоровый, ядреный…)
11 Учитель Величава русская осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее чарующий пейзаж. В саду горит костер рябины красной. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает золото в кудри березок, осыпает мягким золотым ковром землю. Прощальный крик улетающих журавлей доносится до небес. Улетает от нас лето красное.
12 Ученик Е.Трутнева “Осень”
13 Учитель Вместе с осенью к нам в гости приходят три ее сына – осенние месяцы.
14 Ученик Е.А. Баратынский “Осень”. 1-й куплет “Вот и сентябрь…”
15 Ученик Название сентябрь пришло к нам из Византии и означало порядковый номер месяца – седьмой (год тогда начинался с 1 марта). Славяне называли сентябрь листопроводцем, ревуном, хмурнем.

Сентябрь знаменит двумя датами:

23 сентября – день осеннего равноденствия. По продолжительности день становится равен ночи, а, начиная с 23 сентября, его продолжительность будет убывать.

16 Ученик 14 сентября – Семен-листопроводец. На Руси с этого дня (по старому стилю - сентября) начинался Новый год. Под Семенов день вечером в печи гасили старый огонь, а утром, как только начинала заниматься заря, разжигали новый, который специально добывали во дворе из сухого дерева. Этим огнем растапливали печи и зажигали свечи и лучину. Угли этого нового огня хранили потом до весны.
17 Ученик А.Н. Майков “Осень” (“Кроет уж лист золотой…”)
18 Ученик В Семенов день старались справлять новоселье и переселяться в новые дома. Но в новый дои необходимо было пригласить старого хозяина – Домового. В покидаемом доме последний раз топили печь. Самая старая бабушка, оставшись одна, выгребала из печи в горшок непогашенные угли, накрывали горшок скатертью и, обращаясь к заднему углу избы, говорила: “Милости просим, дедушка, к нам в новое жилье!” В новом доме ее и “принесенного” Домового встречали хлебом – солью и только потом разводили из этих углей огонь в печи, а горшок разбивали и закапывали под передним углом нового дома.

Время с Семенова дня по 21 сентября называется бабьим летом на радость людям и детворы.

19 Ученик К. Бальмонт “Поспевает брусника”
20 Ученик Д. Самойлов “Красная осень”
21 Ученик А.С. Пушкин “Октябрь уж наступил…”
22 Ученик Название месяца октябрь так же, как сентябрь византийского происхождения и обозначает порядковый номер месяца – восьмой месяц древнерусского календаря. Славяне называли октябрь – “грязник” недаром в русских поговорках “Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит”, “В октябре не одном часу и дождь, и снег”.

Температура воздуха в октябре опускается до +5° С, а число дней с осадками может достигать 15. Продолжительность дня и высота солнца над горизонтом уменьшаются. Все меньше теплых дней, все холоднее ветры.

23 Ученик Плещеев “Скучная картина…”
24 Ученик День 14 октября имеет свое название – Покров.

Этот день в народном представлении являлся межевым столбом между осенью и зимой. “До Покрова – осень, за Покровом – зима”, “На Покров до обеда осень, после обеда – зимушка – зима”, - говорили на Руси.

По погоде этого дня судили – рядили о предстоящей зиме: “Каков Покров – такова и зима”.Народные приметы, связанные с Покровом, были проверены данными метеонаблюдений, и получалось, что холодному дню 14 октября действительно соответствовали.

25 Ученик После Покрова в деревнях начинали играть свадьбы. А еще наши предки верили, что с этого дня лесные хозяева – лешие, переставали ходить по лесу, проваливались под землю до весны. Расставаясь с лесом на долгую зиму, лешие ломали деревья, выворачивали их с корнем, разгоняли по норам зверей. Поэтому на Покров никто в лес не ходил, говоря: “Леший не свой брат – переломает в косточки не хуже медведя”.
26 Учитель Особенно красив осенью лес! Он молчит, замер. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов замолкли птицы. Ни звука, только дыхание и красота осени…
27 Ученики И.А. Бунин “Листопад” (“Лес точно терем расписной…”)
28 Учитель Но как бы не хотели мы подольше задержать тепло лета, красоту осенней золотой поры, наступает время другой осени, с ее скучной картиной: дождь, туманы, первые морозы…
29 Ученик А.С. Пушкин “Уж небо осенью дышало…”
30 Ученик Византийское название НОЯБРЬ или ноемврий также означает номер месяца – девятый. Славяне называли ноябрь – грудень, листогной, полузимник.

Ноябрь – самый холодный из осенних месяцев. В середине месяца выпадает первый снег, в конце ноября устанавливается ледяной покров на прудах и снежный покров на почве.

Славяне говорили о ноябре:

“Холоден октябрь – батюшка, а ноябрь его перехолодил”
Ноябрьские ночи до снега темны”

31 Ученик А.А. Фет “Ласточки пропали”
32 Ученик О продолжительности дня в ноябре говорит поговорка:

“В ноябре рассвет семерками среди дня встречается”.

В ноябре отмечают две даты:

21 ноября – в Михайлов день – в старину судили – рядили о будущей зиме: “Коли иней – ожидай больших снегов, а коли туман – быть оттепелям”.

22 ноября – Матрена – зимняя. В этот день говорили: “С зимней Матрены зима на ноги встает. Зима встает, которая была убита Михайловскими оттепелями”.

33 Ученик С.А. Есенин “Нивы сжаты, рощи голы…”
34 Учитель Белое небо. Белая мгла.
Поздняя осень в гости пришла.
Стынут деревья. Иней на них.
Нет и в помине звезд золотых.
Тихо в лесу. Тишина на полях.
Белый туман поселился в дубах.
Белое небо. Белая мгла.
Белой колдуньей осень пришла.
35 Учитель Ну вот и закончилось наше первое путешествие в мир поэзии. Мы с вами побывали и в осеннем лесу, и в подмосковных рощах. Надеемся, что вам понравилось это путешествие. Закроем последнюю страницу нашей поэтической тетради № 1 по теме “Осенняя пора! Очей очарованье…” и будем ждать новой встречи с поэтической тетрадью № 2, посвященной зимушке – зиме.