Род имен существительных

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Знакомить с приёмами распознавания рода имен существительных.
  2. Способствовать формированию орфографической зоркости и навыков грамотного письма, умения самостоятельно распознавать орфограммы и проверять их.
  3. Развивать гибкость, подвижность, самостоятельность мышления, творческое воображение, познавательную и поисковую активность учащихся.
  4. Учить логически правильной, аргументированной речи.
  5. Развивать у детей уверенность в своих силах, чувство радости, успеха в учении, сознание того, что они могут справиться с любой задачей.
  6. Формировать навык содержательной оценки и самооценки.

1. Организационный момент.

Сегодня ты – школьник,
А завтра – рабочий,
Художник, учитель,
Строитель иль доктор.
Для каждого нужное дело найдется,
Кто с детства всерьёз за работу берется!

2. Актуализация знаний

1. Лексическая разминка.

- Начнем наш урок с лексической разминки.

- Прочитайте слова, найдите лишнее, и вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке. (Корень, суффикс, имя существительное, приставка, окончание)

- Правильно, имя существительное.

- Почему?

- Какая часть речи называется именем существительным?

Учитель:

Я слово удивительное,-

Сказало Существительное, -

Обозначаю я предмет,-

Всему опора, спору нет.

Сегодня на уроке мы узнаем новые сведения об имени существительном и продолжим работу над правильным их написанием.

2. Словарная работа.

  1. Вставьте пропущенные буквы и запишите словарные слова в столбик.
    Мастерская – художник
    Палата – доктор
    Завод-рабочий
    Электровоз – машинист
    Класс – учитель

– Проверим написание словарных слов. К какой части речи относятся эти слова?

- На какой вопрос отвечают?

- Как называются существительные отвечающие на вопрос что?

- Прочитайте пару слов.

- Какую взаимосвязь вы видите?

- На какой вопрос отвечает имя существительное художник?

-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?

- Придумайте и запишите к каждому словарному слову одушевленное имя существительное по аналогии.

  1. Самопроверка
    - Поставьте на полях знак «+», если задание выполнено верно.

  2. Слово учителя.

Наш город Рузаевка – маленький город, но славится он замечательными людьми разных профессий. Есть среди них и художники, и доктора, и машинисты, и учителя. Например:

- Игорь Иванович Сидельников – ведущий художник Мордовии.

- Юрий Алексеевич Тезин – почетный гражданин города Рузаевки, заслуженный врач Республики Мордовия. Отличный хирург, спас жизнь многим людям.

- Николай Васильевич Бурмистров начинал свой трудовой путь с простого рабочего, а сейчас руководит огромным заводом «Химмаш».

- Евгений Иванович Гришуткин почетный работник железнодорожного транспорта, машинист с большим стажем.

- Заслуженный учитель республики, писатель Федор Константинович Андрианов проработал более 30 лет в школе №5.

- Эти и многие другие рузаевцы, трудясь на благо Родины, оставили добрый след на земле.

  1. Письмо по памяти.

- Кто кроме учителя добросовестно и прилежно работает в классе?

- Именно об этом пойдет речь в четверостишие, в котором нужно подобрать пропущенную рифму.

Труд Трактористу слава …
на виду     А твоя работа - …
в школе Труд твой тоже …
в поле Слава честному…
    • Прочитайте, какое четверостишие получилось? Постарайтесь это сделать выразительно.
      Эти строчки еще раз говорят, что ваша главная работа пока за партой в школе!
    • Сколько предложений в тексте? Прочитайте 1 предложение и т.д.
    • Объясните выделенные орфограммы.
    • Прочитаем текст все вместе орфографически. (по слогам, выделяя голосом)
    • Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить эти строчки.
    • Кто запомнил и может рассказать.
    • Запишите по памяти.
    • Самопроверка. Поставьте «+», если работа выполнена без ошибок.
    • Прочитай еще раз это четверостишие.
    • Выразительное чтение.
    • Замечательными словами заканчивается четверостишие: «Слава честному труду!»
    • Каждая вещь, которой мы пользуемся сделана руками человека. Выполните упражнение для глаз и прочитайте текст со смещенными строчками.

3. Постановка проблемы.

Стол, за котором ты сидишь,
Тетрадь, ботинки, пару лыж
Кровать, в которой ты уснешь,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
Все это создано трудом.
И каждый ломтик хлеба –
А не свалилось с неба.

  • О чем стихотворение?
  • Прочитайте подчеркнутые слова и определите, что их объединяет?
  • На какие группы можно разделить эти имена существительные?

4. Открытие нового знания

  • Проведите свое маленькое исследование и определить по какому признаку я разделила эти существительные.

Стол     

кровать

Нож

тарелка

Дом

вилка

 

ложка

  • Чтобы догадаться по какому признаку я разделила нужно расшифровать шифрограмму, где спрятались слова-помощники (работа по рядам)
  • Кто из ребят первого ряда догадался? - Он, мой
  • Второго ряда - Она, моя
  • Третьего ряда - Оно, моё
  • Выберите слова-помощники для первого столбика имен существительных, для второго столбика.
  • Остались слова помощники оно- моё.
  • Они будут управлять словами третьего столбика.
  • Как вы думаете имя существительное небо из текста в какой столбик запишем.
  • Вывод учителя: имена существительные бывают мужского рода, среднего рода, женского рода.
  • Как бы вы определили тему нашего урока?
  • Формулирование темы и цели урока детьми

5. Первичное закрепление

1. Работа у доски.

  • Запишем сокращенное название родов имен существительных в три столбика и их слова помощники
  • Придумайте и запишите по два существительных в каждый столбик(три человека у доски)
  • Какие имена существительные записали в первый столбик? Во второй столбик? В 3 столбик?
  • Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друга. Поставьте + если верно.
  • Продолжаем наше исследование.
  • Как вы думаете, род имен существительных изменяется?
  • Представьте-ка, чтобы получилось, если бы род имени существительного изменялся: стол, столиха, столихо.
  • Стихотворение.

Вот что, братцы, у нас получается,
Если кто-то вдруг попытается
Изменить то, что не изменяется.
Какой вывод вы можете сделать?

Учитель: Правильно! Имена существительные бывают или мужского рода, или женского рода, или среднего рода.

2. Работа с правилом.

  • Найдите лишние слова и прочитайте вывод.
  • Имена существительные м.р., ж.р., ср.р.
  • (Одушевленные) Имена существительные к которым можно поставить слова он, мой – м.р.
    (Неодушевленные) Имена существительные к которым можно поставить слова она, моя- ж.р.
    Имена существительные к которым можно поставить слова оно, мое – ср.р
    (Правило читается по частям, удаляя лишние слова)
  • Прочитайте правило и запомните его.

6. Физкультминутка

- Отдохнем и поиграем в игру «Не ошибись!».

- Я буду называть имена существительные разного рода. Если произнесу имя существительное м.р.- вам надо встать и поднять руки, если ж.р. – присесть, ср.р. – попрыгать на 1 ноге .

7. Тренировочные упражнения.

1. Работа по учебнику.

- Давайте потренируемся в определении рода имен существительных используя слова – помощники из упр. 404. Например:

Огонь (огонь, мой) – м.р. …

8. Самостоятельная работа.

1. Работа по учебнику (упр. 406, стр. 20)

- Прочитайте текст из упр. 406

- О чем этот текст?

- Найдите предложение, которое выражает главную мысль текста и прочитайте его. Подчеркните имена существительные и определите род.

Нужны огромный труд и терпение, чтобы посеять, вырастить и убрать хлеб.

- Проверьте, и, если правильно, поставьте +.

Учитель: Сегодня мы много говорили, что труд – основа нашей жизни. Человек в жизни должен совершать только хорошие, добрые дела.

2. Распространение предложения:

жизнь дана

человеку        на дела        добрые

Объясните смысл. Постройте и запишите предложение, найдите существительные ж.р.

- Прочитайте предложение какое у вас получилось. Какое существительное ж.р. вы нашли? Оцените, поставьте +.

Учитель:

Женский род запомню я,
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: « Он – мой»
Средний род: «Оно – моё»
Это правило – твоё!

9. Итог урока

1. Рефлексия

- Какая часть речи была предложена для исследования на уроке?

- Какое открытие вы для себя сделали?

- Какие слова помощники вы использовали?

- Как вы думаете, вы научились определять род имен существительных?

2.Оценки.

- Посчитайте сколько + вы поставили себе за урок?

- У кого их пять? Вы работали отлично!

- У кого их четыре? Вы работали хорошо!

Учитель: Наш урок подошел к концу. Закончить хочу словами из предложения, которое вы записали: « Жизнь дана на добрые дела». Пусть эти слова будут девизом в вашей жизни. Спасибо за урок.