Использование творческих заданий на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


В учебный план современной начальной школы введён интегрированный курс “Окружающий мир”, который призван формировать у младших школьников целостную картину мира. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор знаний, позволяющих формировать готовность ребёнка к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. Курс окружающего мира предусматривает предварительное ознакомление школьников с наиболее важными событиями и фактами из истории Отечества и родного края.

Я считаю, что главной целью этого курса является направленность не только на получение информации, а, прежде всего создание условий для развития и совершенствования всех познавательных процессов, в том числе и воображения. Выдающийся психолог Л.С. Выготский называл воображение - основой всякой творческой деятельности. А “в обучении истории развитое воображение является одним из важнейших средств создания исторических представлений, на основе которых только и могут быть сформированы основополагающие исторические понятия”.(Г.И. Годер)

Важность и необходимость создания на уроках ярких исторических представлений обусловлены и возрастными особенностями интеллектуальной деятельности учащихся начальных классов, мышление которых, по данным психологии, еще во многом сохраняет конкретно - образный характер.

Главная задача учителя на уроках окружающего мира при изучении исторических тем - заинтересовать ребенка, пробудить интерес к прошлому. Этого можно добиться с помощью образного восприятия исторического материала, которое формируется у учащихся уже в ходе изложения учителя.

В образном изложении в большей или меньшей степени нуждается каждый урок. Даже самый разнообразный исторический материал - событийный, бытовой, биографический, культурно - исторический - может быть преподнесен в образной форме с помощью разнообразных приемов словесного рисования.

На своих уроках я чаще всего применяю следующие приемы: словесное рисование, введение в изложение прямой речи, диалогов, прием персонификации, драматизации и изучение учебного материала в форме воображаемой экскурсии.

Этим приемам свойственны: конкретность, динамичность, эмоциональное воздействие, что и определяет усвоение исторического материала детьми и дает возможность влиять не только на умы, но и на души детей.

Прямая речь

Вводя в свое изложение прямую речь, я заставляю великих деятелей прошлого (полководцев, героев мифов) заговорить на уроках. Этот прием сразу оживляет изложение: стоит только заговорить от имени того или иного персонажа древности, как на уроке мгновенно устанавливается особая тишина, ученики ловят каждое слово учителя и начинают ощущать себя участниками действия.

Приведу пример к теме “Петра I” Обращение Петра I к воинам перед Полтавской битвой.

Фрагмент урока:

“Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны Вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе”.

Диалоги

Также я ввожу в свое изложение и диалоги, главным образом вымышленных лиц, представителей всех слоев общества (разговаривают между собой войны, крестьяне, торговцы).

Этот прием позволяет мне раскрыть в доступной учащимся форме особенности социальных отношений эпохи.

Чтобы показать какое значение имело для Руси издание первой книги, использовала на этом уроке диалог между царем Иваном IV и первопечатником Иваном Федоровым.

Сказывают умные люди, - обращается Иван Васильевич к Ивану Федорову, - будто учен в печатном деле ты не хуже иных искусных мастеров

Не опустил глаз Иван Федоров, отвечает: “ Растет русское государство, Иван Васильевич! Покорена Казань. Победили астраханских татар, прогнали ливонцев. Да не обойтись теперь без своих ученых людей, чтоб управлять всеми этими землями под твоей твердой рукой. А где найти тех грамотных людей без книг? Где печатать книги ныне, как не в преславной Москве? Ежели будет твоя воля государева - заведем типографское дело.

Не хуже, чем у немцев и в Венеции. Прославят те книги имя твое, государь, не только на Руси, а в иных государствах.

Чуть - чуть подобрели глаза царя Ивана IV, распрямились суровые морщины на лбу. Дело говоришь, Иван Федоров, - ответил он. Время пришло кончать жить нам по старинке. Пора своих ученых людей в разных мастерских иметь да завести печатное искусство. Коль смышлен ты гораздо к печатному искусству - быть тебе государевым Друкарем (печатником). Не пожалею от царской казны денег на печатню. Угодишь, - одарю своей милостью, не справишься - похвалы не жди.

Я считаю, что в результате анализа этого диалога дети гораздо лучше могут понять исторический материал, чем из сухой лекции учителя.

Персонификация

Следующий прием, о котором я хочу рассказать, прием персонификации, т.е. олицетворения. Это когда я обращаюсь к знакомым учащимся героям, беру эпизод из их биографии и заставляю этих людей говорить и действовать соответственно их характеру.

Например, при изучении темы “Киевская Русь” предлагаю ученикам послушать исторического героя и догадаться кто это.

“Услышьте меня, потомки! Говорю с вами из глубины веков. Я, великий князь, хочу поведать вам о житие своем. А коль буду услышан, дайте мне знать о том. Дед мой родом из варяг. В 882 г. от рождества христова проник он в Киев - град, назвав себя купцом. Убил князя Аскольда и сел княжить в Киеве.

После смерти его, княжил отец мой. Все лето проводил он со своею дружиною в походах и путешествиях, обогащал казну, а зимой собирал дань со славянских племен. В 945 году поехал он за данью в древлянские земли, собрал ее и хотел назад возвращаться в Киев. Но жадные дружинники подговорили его снова пойти к древлянам, ибо дань им мала показалась. Древляне, узнав об этом, собрались вместе и побили дружину, и отца моего лишили жизни. Мать же моя, прознав о том, жестоко отомстила за мужа своего. Сама возглавила поход дружины к древлянам. Побила, пожгла, живьем в землю закопала всех древлян и сама взялась править на Руси. Установила нормы сбора дани и княжила справедливо, радея за свое государство, пока власть мне не передала. Кто мои потомки? Помните ли вы нас? Назовите мое имя.

(Князь Святослав рассказывает о своих родителях: княгине Ольге и князе Игоре).

После этого монолога необходим анализ, который бы помог ученикам соединить воедино историческую личность и данную эпоху правления.

Например:

1. Что можете сказать о методах завоевания власти, популярных в древности? Нравятся ли они вам?

2. Каковы причины гибели князя Игоря?

3. Какими чертами характера необходимо было обладать, чтобы
удержаться на престоле в то время?

4. Сейчас жестокость не ценится в нашем обществе, так почему же потомки так долго помнят этих исторических героев?

Драматизация

Очень любим моими учениками прием драматизации исторического материала. Ведь сценка хорошо воспринимается детьми, она наглядна, в ней действуют конкретные лица, звучит живая речь. Я заметила, что исторические факты, поданные этим приемом, не только лучше запоминаются учениками, но и воздействуют на их чувства.

Жили в Москве бояре Буйносов и Курносов. И род имели давний, и дома от богатства ломились, и мужиков крепостных у каждого не одна тысяча.

Приказал Петр собрать пятьдесят самых знатных боярских сынков и послать за границу учиться. Пришлось Буйносову и Курносову отправлять и своих сыновей.

Поднялся в боярских домах крик, плач. Бегают мамки, суетится дворня, словно и не проводы, а драма какая. Расходилась буйносовская жена.

- Единственного сына - и Бог знает куда, в иноземщину! Не пущу! - кричит. - Не отдам!

- Цыц! - закричал Буйносов на жену. - Государев приказ! В Сибирь захотела, на дыбу?

И в доме Курносова крику не меньше. И Курносову пришлось закричать на жену:

- Плетью обуха не перешибешь, от царя - супостата не уйдешь! Терпи, старая.

Через год молодые бояре вернулись. Вызвали их к царю определять на государеву службу.

- Ну, рассказывай, Буйносов, сын боярский, - потребовал Петр, - как тебе жилось за границей.

- Хорошо, государь, жилось, - отвечает Буйносов. – Народ они ласковый, дружный, не то, что наши мужики - рады друг другу в бороды вцепиться.

- Ну, а чему научился?

- Многому, государь. Вместо “батюшка” - “фатер” говорить научился, вместо “матушка” - “мутер”.

- Ну, а еще чему? - допытывался Петр.

- Кланяться еще, государь, научился и двойным и тройным поклонам, танцевать научился, в заморские игры играть умею.

- Да, - сказал Петр, - многому тебя научили. Ну, а как тебе за границей понравилось?

- Ух, как понравилось, государь! Хочу в Посольский приказ: уж больно мне любо за границей жить.

- Ну, а ты что скажешь? - спросил Петр молодого Курносова.

- Да что сказать, государь... Спрашивай.

- Ладно, - говорит Петр. - А скажи мне, Курносое, сын боярский, что такое есть фортификация?

- Фортификация, государь, - отвечает Курносое, - есть военная наука, имеющая целью прикрыть войска от противника. Фортификацию надобно знать каждому военному начальнику, аки свои пять пальцев.

- Дельно, - говорит Петр. - Дельно. А что такое есть лоция?

- Лоция, государь, - отвечает Курносое, - есть описание моря или реки, с указанием на оном отмелей и глубин, ветров и течений, всего того, что помехой на пути корабля может стать. Лоция, государь, первейшее, что надобно знать, берясь за дела мореходные.

- Дельно, дельно, - говорит Петр. - А еще чему научился?

- Да ко всему делу, государь, присматривался, - отвечает Курносое, - и как корабли строить, и как там рудное дело поставлено, и чем от болезней лечат. Ничего, спасибо голландцам и немцам. Народ они знающий, хороший народ. Только, думаю, государь, не пристало нам свое, российское, хаять. Не хуже у нас страна, и люди у нас не хуже, и добра не меньше.

Молодец! - сказал Петр. - Оправдал, утешил. - И Петр поцеловал молодого Курносова. - А ты, - сказал Петр, обращаясь к Буйносову, - видать, как дураком был, так и остался. За границу захотел! Ишь, тебе Россия не дорога. Пошел прочь! - Так и остался молодой Буйносов в безвестности. А Курносов в скором времени стал видным человеком в государстве.

Воображаемая экскурсия

Большое эмоциональное воздействие на детей оказывает прием изучения учебного материала в форме воображаемой экскурсии. Используя этот прием, дети становятся действующими лицами рассказа, участниками той сценки, которая воссоздаётся на уроке. В воображаемую экскурсию я включаю и прямую речь, и диалоги, ввожу драматизацию.

Так при изучении темы “Древние славяне” дети выступают в роли славян, которые рассказывают о своей жизни, отвечают на вопросы учеников класса, задают им свои вопросы, заставляя детей думать, рассуждать, предполагать (выдвигать гипотезы).

Вот пример воображаемой экскурсии.

Где была расположена Древняя Русь? (показ по карте)

А как вы думаете, какой была наша Родина в те давние времена? (Дети выдвигают гипотезы).

Да, вы правы, наша Родина была совсем не такой как теперь. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь деревья - великаны, заросли кустарника и непроходимые болота.

Я предлагаю вам сейчас перенестись во времени и совершить воображаемую экскурсию в Древнюю Русь (посетить славянский поселок, познакомиться с жизнью восточных славян).

Представьте, что мы попали в то далекое время.... Плывем по реке темной лентой уходящей вдаль. (Работа по картине).

Посмотрите, над высоким холмом, над рекой вьется узкой струйкой дымок. Оттуда слышен людской гомон. Давайте подплывем поближе. Нас встречают люди. (Проводить воображаемую экскурсию дальше помогает творческая группа детей).

1-й ученик: - Гой ecu, добры молодцы, кто вы есть такие? Из каких земель вы к нам прибыли?

Учитель: - Мы русские.

1-й ученик - А с чем вы к нам пожаловали: с мечом или с оралом? (Вам все понятно из сказанного нам?) А как вы думаете, на каком языке говорят эти люди? (на старославянском). Значит, мы с вами попали к нашим древним предкам - восточным славянам.

Учитель: - Мы к вам приехали с миром и хотели бы познакомиться с вашей жизнью.

2-й ученик: - О, мы всегда рады гостям. Даже уходя из дома, мы не только не запираем дверь, но и оставляем на столе хлеб и молоко для любого прохожего. Давайте пройдем к нам в поселок, А для этого мы свернем на узкую тропинку, перейдем через яруг, и вот вы видите наши дома, обнесенные земляным Бугом и частоколом.

Учитель: - Ребята, вы поняли, что сказали вам славяне. Что же такое яруг (овраг), Буг (насыпь из земли)?

Проводится словарная работа.

Учитель: - Посмотрите внимательно на рисунок. Покажите частокол? Что же это такое? (изгородь). Из чего он состоит, как вы думаете?

1-й ученик: - Да, ребята, вы правы. Частокол - это изгородь. Он строится из крепких бревен. Мы срубаем толстые деревья, обрубаем сучья, обтесываем, заостряем, а потом обжигаем на огне. Бревна надо глубоко в землю врыть, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому наша изгородь и называется ЧАСТОКОЛОМ. А как вы думаете, почему мы обносим наше жилье валом и частоколом? (Дети выдвигают гипотезы).

2-й ученик: - А теперь давайте через деревянные ворота войдем в поселок...

Учитель: - И мы останавливаемся в изумлении: перед нами на расчищенной поляне то здесь, то там стоят строения. Это жилища славян. Мы переходим от домика к домику, внимательно их рассматривая.

Так, переходя от объекта к объекту, мы знакомимся с бытом, жильем, занятиями, одеждой древних славян.

Воображаемая экскурсия, как прием изложения, интересна ученикам. Содержащуюся в ней информацию дети усваивают легко и прочно. Им импонирует полу игровая форма изучения учебного материала, возможность участвовать в беседе, которая проводится с учетом тех знаний, которые имеют учащиеся.

Я вижу, что применение на уроках истории прямой речи, диалогов, персонификации и драматизации, изучение учебного материала в форме воображаемой экскурсии делает мое изложение исторического материала образным. При этом я не развлекаю учащихся: закономерности исторического процесса, типичные черты эпохи раскрываются им ярко, через показ деятельности конкретных людей. Я заменяю нравоучения, сухие лекции доступным, ярким. Запоминающимся и тревожащим детскую душу изложением.

И еще я хотела бы заметить, что в результате систематической работы по данной теме у учащихся формируется правильное понимание процессов, происходящих в нашем обществе, развивается память, воображение, аналитическое мышление, речь, раскрывается творческий потенциал. Дети раскрепощаются, становятся более артистичными, активнее участвуют в творческих конкурсах.