Урок математики в 1-м классе. Урок-сказка. "Прибавить и вычесть число 3"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: формировать вычислительные навыки, умение математически правильно читать выражения, используя названия компонентов арифметических действий; умение решать задачи; прививать интерес к внеклассному чтению, любовь к книге, стремление к познанию нового; воспитывать чувство осторожности при общении с незнакомыми людьми, учить адекватному поведению с окружающими.

Оборудование: карта путешествия Колобка, рисунки сказочных героев.

Ход урока

I. Организационный момент

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Урок математики посвящается!

- Мы с вами на уроках математики часто совершаем интересные и увлекательные путешествия.

- А сегодня нам предстоит встреча с героями еще одной сказки.

Кто готов отправиться в сказочное путешествие мира математики? Поднимите руки.

- Нам нужно будет помочь героям сказки найти выход из самых различных трудных ситуаций. Сможем мы это сделать только в том случае, если будем очень внимательными.

II Устный счет.

- Но сначала нам нужно немного размяться, подготовиться.

А) Дыхательная гимнастика.

- "Кони."

- "Ароматный цветок."

Б) Индивидуальная работа по карточкам - 4 чел.

В)Индивидуальная работа у доски. Игра " Заселяем домики" (Состав чисел в пределах 10) Оценки ставят дети.

Г) Счет до 10 и обратно в прямой и обратной последовательности (по рядам)

Д) Установление последовательности (перевернутые карточки с цифрами)

Е) Ряд чисел. (соседи, слева, справа и т. д.)

Ж) Игра " Прочитай по разному" (названия компонентов при сложении и вычитании)

6 + 3 10-3
8 + 2 5 + 4
7 - 2 9 - 6

II. Актуализация знаний

- С каким сказочным героем мы будем путешествовать, вы узнаете, когда найдете значение выражений.

К О Л О Б О К
5 9 7 9 8 9 5

2 + 3 =

5 + 4 =

4 + 1 =

8 + 1 =

9 - 1 =

10 - 3 =

10 - 1 =

- Какое слово зашифровано? (Колобок.)

- Как называется сказка, в которой рассказывается об этом герое?

-Кто является автором сказки "Колобок"?

- Вы правы, это русская народная сказка, автор ее не известен. Но знают ее все дети в России.

III. Постановка темы урока

-Кто готов начать рассказывать сказку?

(Следует заранее подготовить ученика.)

IV. Работа по теме урока

- Продолжим нашу сказку.

Однажды дед попросил бабку испечь колобок. А она говорит:

- "Испеку тебе колобок, если ты решишь задачи".

(Ученики решают с помощью счетной линейки или числового луча.)

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
Два румяных, наливных,
Одно с кислинкой... Сколько их?

На поляне у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?

Две ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят.
Два уплыли далеко,
Один ныряет глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.

Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?

Два котенка в лесу играли
К ним зайчата прибежали.
Вместе стало ровно три их.
Сколько в лесу оказалось косых?

- Итак, задачи решены. Сказка продолжается!

- Испекла бабка колобок и положила его остывать на подоконник.
- А Колобок прыгнул на дорожку и покатился по ней в лес. Катится, а навстречу ему:

Длинные ушки
Торчат на макушке.
Серую и белую
Шубки имеет.
Грызть морковку он умеет.

- Кто же это? Заяц.

- Колобок был любопытный и захотел познакомиться с зайцем.

- Ребята, можно ли в лесу знакомиться с чужими?

- Чем это опасно?

Угощают часто вас,
Только помни каждый раз:
Бери угощение лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых.

- Хотел наш Колобок спеть песню для зайчика. А заяц говорит:
"Поможешь решить примеры - отпущу, а не поможешь - съем!"

- Да вот беда: не умеет еще Колобок считать. Давайте поможем ему.

- Какое число записано внутри ромашек? (3)

- Давайте напишем целую строку цифры 3.

- Увеличьте число 3 на столько же. Сколько это будет?

- Напишите строчку цифры 6.

Гимнастика для пальцев "Наши пальчики"

- Покатился Колобок дальше, а навстречу ему бредет :.

Я страшный, я злой,
Я зубами щелк.
В зайцах знаю толк.
А зовут меня:.. (волк)

- " Я съем тебя, Колобок, Но если ты сам найдешь дорогу в болоте, то я не трону тебя. А ты за это отдашь мне ключ от домика, в котором живут дед и баба."

- Но Колобок помнил, как бабка говорила деду:

Ключи от квартиры с собой я ношу
И дверь мне открыть никого не прошу.
Свой ключ никому не доверю,
Ведь он стережет мои двери.

- Юркнул Колобок в колючие кусты и покатился к болоту.

-По какой же дорожке нам нужно пройти, чтобы не упасть в болото?

 

- Почему вы выбрали первую дорожку? (Числа первой дорожки являются четными и идут последовательно, а числа второй дорожки не имеют последовательности, поэтому можно оступиться и упасть в болото.)

- Прочитайте пословицу. "Не зная броду, не суйся в воду".

- Объясните смысл этой пословицы.

(Нужно быть внимательным и осторожным.)

- Покатился Колобок дальше и вкатился на поляну, а там росли елочки. Давайте составим задачу про них.

I ряд - 4 елочки

II ряд 3 елочки.

1. На полянке в первом ряду росло 4 елочки, а во втором - 3. Сколько всего елочек росло на полянке?

2. Всего на полянке росло 7 елочек, 4 елочки срубили. Сколько елочек осталось?

3. На полянке росло 7 елочек , 3 елочки срубили. Сколько елочек осталось?

- Из чего состоит любая задача?

- УСЛОВИЕ

- ВОПРОС

- РЕШЕНИЕ

- ОТВЕТ.

(Дети составляют прямую и обратные задачи.)

- Какую речь мы сейчас использовали? (Устная речь.)

- Вот теперь можно и отдохнуть.

V. Физкультминутка

Мы по лесу шли, шли,
Белый гриб нашли.
Раз - грибок, еще грибок.
Положили в кузовок.

VI. Продолжение работы по теме урока

- Покатился Колобок дальше, а навстречу ему... Ой, кто это?

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.

- Конечно, это медведь. Говорит медведь: "Я сбежал из лесной школы, - и показывает Колобку учебник по математики - я тебя съем.
- Но если ты поможешь мне выполнить задания на странице 94, то я тебя отпущу."

- Помогите, ребята, Колобку. Он уже понял, что "не всякий встречный - друг сердечный". Но вам он верит. Выручайте его! (Выполняется работа по учебнику Моро)

(с. 94 № 1,3, 4)

- Молодцы. Вы быстро выполнили все задания, потому что работ али дружно.

- Покатился Колобок дальше, а навстречу ему :

Говорят, я рыжая
Говорят, бесстыжая,
Ем цыплят, говорят,
Ем утят, говорят!
Да ведь это петухи
Наболтали чепухи!

- Кто же это? (лиса)

- "Я тебя защекочу, но если ты выполнишь мое задание, то я тебя отпущу."

- Колобок уже слышал от деда, что:

Щекотаться, братцы, можно,
Только очень осторожно:
Очень часто от щекотки
Начинается икотка.

- Решил он выслушать внимательно требование лисы. А она заявила:

- "Я бусы порвала, бусинки рассыпались, теперь не могу их снова собрать, потому что не умею считать."

- Давайте напишем математический диктант, записывать вы должны только результаты.

Математический диктант.

- 4 увеличить на 1;

- запишите число, которое предшествует числу 9;

- 8 уменьшите на 3;

- запишите наибольшее однозначное число;

- запишите наименьшее двузначное число;

- число, которое на 1 меньше 7.

(Самопроверка по эталону на доске.)

- Делать нечего. Отпустила лиса колобка и сказала: "Гуляй смело со своими друзьями по лесу, только один сюда больше не приходи !>
Покатился Колобок дальше, а сам думает:

Адрес свой везде и всюду
Никогда я не забуду:
Если даже заблужусь,
Вспомню адрес и найдусь!

- Вспомните, с какими сказочными персонажами встретился Колобок во время своего путешествия? Как мы называем таких животных? (Дикими.)

- Как вы понимаете смысл понятия "дикие животные"? Каких еще диких животных вы знаете? В каких еще сказках упоминаются дикие животные?

- Где могут обитать дикие животные? Как они питаются? Где могут жить?

VII. Итог урока. Рефлексия урока

- Какова мораль сказки?

- Какие правила безопасности вы вспомнили, пока помогали Колобку.

- А чему новому им научились на уроке, пока путешествовали?

- С каким сказочным героем вам бы хотелось встретиться в еле дующий раз?

- Кто из вас на уроке работал активно? Кто не допустил ошибок?

- У кого из вас были ошибки? Каким образом вы их исправили?

- Кому из вас помогли справиться с заданием соседи по парте?

- Только настоящие друзья придут быстро на помощь.

- Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.