Общественный смотр знаний "Путешествие по континенту Химия"

Разделы: Химия


Цели урока:обобщить знания о химических свойствах оксидов, кислот, оснований, подчеркнув противоположность характера свойств соединений типичных металлов и неметаллов.

Задачи:

  • научить составлять уравнения различных реакций, уравнивать их, определять типы реакций;
  • научить выполнять простейшие практические задания, соблюдая правила техники безопасности;
  • научить работать самостоятельно и в коллективе – по командам, уметь выделять главное, сравнивать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Подготовка к уроку: проводится заранее – об этом объявляется за неделю. Может проводиться во внеурочное время (как соревнование между классами одной параллели).
Команды получают заранее, за неделю до смотра, следующее задание: придумать название команды, эмблему (всё должно быть связано с темой урока).
Для проведения урока приглашают жюри: учителей, учащихся старших классов.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Слово учителя. Мы с вами закончили изучение основных классов неорганических соединений. На сегодняшнем уроке мы обобщим наши знания по этой теме, выясним, что вы уже знаете, и на чём нам ещё нужно остановиться. Этот урок мы проведем в несколько необычной форме – мы отправимся в путешествие по Стране Химии. Наш маршрут: проверка готовности команд на контрольном пункте, остановка в Стране Веществ, переход через Государство Явлений, завершение путешествия в Королевстве Формул.

2. Конкурсы

Слово учителя. Химия – экспериментальная наука. Для выполнения эксперимента нам нужно по одному представителю от команды.

Задание для команд:

1. Как доказать, что оксид кальция является основным оксидом, написать уравнение реакции.
2. Как с помощью выданных реактивов доказать, что в выданных пробирках находится кислота, основание, вода. Написать уравнение реакции взаимодействия цинка с соляной кислотой.

На начальном этапе перехода мы ответим, какой отряд внимательнее. Перед вами ученик и его ассистент. Ваша задача – заметить как можно больше ошибок.

Для игры: пустая спиртовка, пробирки, держатель для пробирки, лабораторный штатив, пустые склянки с этикетками для веществ.

Ученик-мим: Имитирует засыпание веществ из склянки с этикеткой. Жестами и мимикой показывает, что взял больше вещества  и поэтому отсыпает избыток из пробирки в склянку, кладет пробирку с веществом на стол и записывает в тетрадь формулу вещества. Жестами показывает, что просыпал вещество на стол, рукой протирает поверхность стола, ставит пробирку с «остатками вещества» в штатив для пробирок, поднимает спиртовку над собой, энергично встряхивает её, сильно выдвигает фитиль, имитирует зажигание спиртовки от другой спиртовки. Закрепляет пробирку в держателе, имитирует нагревание вещества в пробирке, тушит спиртовку, дуя на пламя. Аккуратно складывает посуду, убирает рабочее место.

Ученики записывают по ходу действия мима ошибки. Представители от команд передают жюри листочки с записями (каждая найденная ошибка оценивается одним баллом).

Слово учителя. Теперь мы попали в страну Веществ, которая предлагает путешественникам принять участие в нескольких мини – играх (в этих конкурсах принимают участие более слабые ученики, чтобы была возможность оценить работу каждого). Конкурсы проводятся на время.

Игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Написаны три ряда формул:

BaO
HNO3
Na2SO4
Ca(OH)2
P2O5
CO2
HCl
H2SO4
Al(OH)3
SO2
CaO
H2O
BaCl2
Al(NO3)3
MgO

В каждой горизонтальной строчке вычеркнуть формулы того вещества, которое принадлежит к другому классу, чем остальные.

Игра «УЗНАЙ ВЕЩЕСТВО»

Цель: как можно быстрее узнать вещество по формуле, указать название, простое или сложное (карточки показывают одинаковые для обеих команд и их представители по очереди отвечают на вопросы, если ответа нет, то могут ответить представители другой команды).

Слово учителя. Мы с вами благополучно прошли страну Веществ, и попали  в Государство Явлений. Посмотрим, как справились наши ребята со своим заданием по эксперименту.
Для выполнения следующего конкурса нам необходимы по 3 человека от каждой команды.

Игра «ЦЕПОЧКА ПРЕВРАЩЕНИЙ»

Цель:  записать уравнение и определить тип химической реакции. Каждый записывает по одному уравнению друг за другом.

Задания для команд (они вытягивают конверты):

1. Mg ––> MgO ––> Mg(OH)2 ––> MgSO4
2. S ––> SO2 ––> H2SO3 ––> CaSO3

Слово учителя. Завершаем наше путешествие в Королевстве Формул. Приглашаются на поединок капитаны команд. Ребятам придется на время дать названия веществам, формулы которых они сейчас получат (задания выдаются в конвертах)

NaHCO3
Al2(SO4)3
P2O5
Fe(OH)3
Zn(NO3)2
SO3
BaI2
Cu(OH)2

III. Подведение итогов всей игры, сообщение общего счета. Награждение победителей.