"История возникновения джаза" (урок-лекция)

Разделы: Музыка


Цель урока: познакомить с особенностями джазовой музыки.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать представление об этапах становления джазовой музыки;

развивающие:

  • научить следить за развитием музыкальной мысли на основе импровизации;
  • практическое освоение полиритмии, свинга;
  • джазовая терминология

воспитательные:

  • заинтересовать учащихся красотой джазовой музыки, мастерством исполнителей

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыкальных произведений;
  • содержательный анализ музыкальных произведений;

Оборудование:

  • музыкальный центр, фортепиано, мультимедиа, звукозаписи, тексты песен

Ход урока

Джаз – это музыка преодоления и победы.
Мартин Лютер Кинг

В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить.
Л. Коллер

Музыкальный эпиграф: “St. Louis Blues” (W. C. Handy) <Приложение 1>

Учитель: Знаком ли вам этот музыкальный жанр?

Учащиеся: Это джаз.

Учитель: Попытайтесь определить, что такое джаз? Легкая или серьезная музыка? Современная или старинная? Народная или композиторская?

Ответы учащихся.

Учитель: Американский историк джаза Б.Уланов в 1935 году попытался получить ответ на эти вопросы у признанных музыкантов данного жанра, и никто не смог дать точного определения. Но в результате опроса Б.Уланов определил джаз так: “Это новая музыка, имеющая особый ритмический и мелодический характер и постоянно включающая импровизацию”.

Итак, начинаем наше путешествие в прекрасную, таинственную и неповторимую страну “Джаз”.

Звучит любая музыкальная иллюстрация джазовой музыки

Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке лишь в начале XVII века, но численность населения росла быстрыми темпами. За первой (английской) волной эмиграции последовали другие. В будущие Соединенные Штаты Америки стали приезжать немцы, голландцы, швейцарцы, французские гугеноты, превращая колонии в огромный “этнический котел”.

Когда Америка стала пристанищем гонимых из Старого Света, вместе с ними в Новом Свете оказалась и музыка, звучавшая в Европе: и библейские псалмы, и суровые гимны Англии, и старинные шотландские баллады, и итальянские мадригалы, и испанские романсы. В результате, музыка, переплывшая океан, как бы законсервировалась и стала эхом старой Европы. В ней не было новизны.

Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах “живой черный груз”, привезли и врожденный ритмический гений негров, сокровища африканской полиритмии, тысячелетнего искусства игры на барабанах (слушание примеров полиритмии на ударных инструментах).

-Давайте попробуем и мы соединить несколько простых ритмических рисунков в единое целое.

Учащиеся: повторяют по группам различные ритмические рисунки, позже объединяя их.

Учитель: Кроме ритма, европейцев завораживала манера пения африканцев - причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение – с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны.

“Пусть воют”,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.

“Пусть воют”,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно”.[1]

Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”.

И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Такие песни позже назовут “холлерс” - “песни-крики”.

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

Обращая чернокожих невольников в христианство, американским священникам не стоило большого труда убедить неграмотных людей в том, что все земные муки посланы Богом, и что за эти мучения они получат райское блаженство после смерти. Но распевание религиозных псалмов не смогло превратить новообращенных христиан в смиренных и послушных. Наоборот. Религиозные песнопения как бы взорвались страстным и заразительным ритмом чёрных. В маленьких церквах американского Юга зазвучали иные песни: певец или певица, импровизируя на библейские темы, вопрошал Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за Бога, прихожане оглашали церковь хлопками в ладоши, притоптывали в такт ногами, ударяли в тамбурины. И эта горячая, резкая, ритмичная музыка вызывала чувство единения, подъем сил и духовный экстаз.

Так появились негритянские духовные песни “Спиричуэлсы”, в которых поющий разговаривал с Богом, как с равным, заклиная его сойти на землю и покарать злых и жестоких. Музыка вернула людям чувство собственного достоинства.

Спиричуэлсы вышли за пределы церкви и первый концерт, в котором прозвучала эта музыка, состоялся в 1871 году.

Одной из лучших исполнительниц по праву считается Мэхелия Джексон.

<Рисунок 3>

Звучит спиричуэлс “The Lord's Prayer” в исполнении М.Джексон <Приложение 2>

Учитель: Что вы почувствовали? О чем рассказывает нам певица? Можем ли отнести это произведение к легкой музыке?

Ответы учащихся.

Учитель: А теперь послушаем другое произведение.

Звучит “ Sometimes I Feel Like A Motherless Child” в исполнении Луи Армстронга

<Рисунок 4>

- Можно ли отнести это произведение к жанру спиричуэлс?

Звучит “ Sometimes I Feel Like A Motherless Child” в исполнении Немова Е.Н. (гитара)

- Что изменилось? Какое исполнение вам больше понравилось и почему?

Учитель: Как вы думаете, спиричуэлсы – это джаз?

Ответы учащихся.

Учитель: Спиричуэлсы были предвестниками новой музыки. Но главным её источником стали блюзы, песни-исповеди, в которых было всё, что составляло жизнь и несчастье их творцов: обманутая любовь и разлука; тоска по дому, которого нет; ненависть к рабской непосильной работе; вечная нищета, безденежье, голод, - всё могло стать блюзом. В 30-е годы “отец блюзов” Вильям Кристофер Хенди говорил: “В блюзах - наша история, ответ, откуда мы вышли и что испытали. Блюзы выросли из нашего унижения и нужды, из наших надежд”.

К началу 20 века сложилась определенная форма блюза:

- Поэтический текст – трёхстрочный, в котором повторяется первая строка:

Я бездомным стал – лучше б умереть,
Я бездомным стал – лучше б умереть,
Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть.

- Каждая фраза (короткое мелодическое предложение) составляет 4 такта. Всего тактов 12, что и составляет классический джазовый “квадрат”.

-У Луи Армстронга есть одна старая песня, которая вошла во все лучшие альбомы: “Black and Blue”. <Приложение 3>

Название можно перевести, как “чёрный и печальный”.

-Постарайтесь почувствовать настроение музыки.

Ответы учащихся.

Учитель: Конечно, вы правы. Мы слышим в голосе певца отчаяние, протест, вопль, обращенный к миру в надежде, что мир услышит и содрогнётся:

Грех мой один – я чернокожий.
Что буду делать? Кто мне поможет?
Я так унижен,
Я так обижен,
И всё потому, что я чернокожий…

- Обратили ли вы внимание на то, какие инструменты звучали?

- Как вы думаете, когда же могли появиться чисто европейские инструменты у неграмотных рабов?

Ответы учащихся.

Учитель: когда в 1865 году закончилась гражданская война, музыканты военных оркестров вернулись домой, и в лавках подержанных вещей появилось много дешевых духовых музыкальных инструментов. Они были так дешевы, что их могли купить даже очень небогатые люди. Так появились первые негритянские духовые оркестры, в которых музыканты не знали нот, но играли до такой степени мастерски, что складывалось впечатление, будто инструменты стали продолжением их голоса.

- Послушаем еще один блюз: “ Royal Garden Blues” (C.Williams).

- Обратите внимание на звучащие инструменты и назовите их.

Учащиеся: звучат труба, кларнет, тромбон и ударная группа: барабаны, контрабас, ритм – гитара, фортепиано.

Учитель: Такой состав оркестра относят к самому раннему стилю джаза, который нравился не только неграм, но и “чистой”, белой публике. В то время по Миссисипи ходили смешные колёсные пароходики, на которых обязательно играли маленькие негритянские оркестры. Всё дальше и дальше распространялась новая музыка, все интересней и разнообразней становился их репертуар. И вот уже “белые” оркестры стали играть музыку чёрных, но очень не хотели, чтобы их путали, и тогда они придумали добавить в название оркестра слово “Диксиленд”, которое должно было обозначать, что в оркестре играют только белые музыканты.

Мы можем послушать, как звучал один из первых таких оркестров: Original Dixieland Jass Band - новоорлеанский джаз бэнд, записавший первую в истории джазовую пластинку в 1917 году.

< Рисунок 5>

“Down in Old New Orleans” (слушание фрагмента)

В состав оркестра входили: барабаны, тромбон, корнет, кларнет, пианино.

Прошло совсем немного времени и оркестры стали объединять музыкантов не по цвету кожи, а по мастерству, умению импровизировать, что является неотъемлемой частью профессионализма джазмена.

И он предсказал, что появятся новые блюзы и придут новые певцы: и черные, и белые. Появится новое течение негритянской музыки – ритм – энд - блюз.

Учитель: Вот и пришло время самим попробовать исполнить песню, очень близкую по стилю к джазовой музыке. Разучим “Старый рояль” (муз. М. Минкова, ст. Д. Иванова) из кинофильма “Мы из джаза”. ( Вокально-хоровая работа над песней).

Учитель: Наш разговор о дальнейшем развитии джаза в мире и в нашей стране мы продолжим на следующем уроке. Спасибо вам за работу!

Литература

1.Л.Мархасев. В лёгком жанре.

2.Г.Левашева. Музыка и музыканты.

3. В. Конен. Рождение блюза.

4. Видеофильм “История джаза”