Забота о здоровье детей — важнейший труд участников образовательного пространства

Разделы: Работа с дошкольниками


Играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать!
Н.Н. Ефименко

«Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья».
Б.Н. Чумаков

В настоящее время в непростых социально-экономических условиях стоит проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. В Концепции дошкольного образования подчеркивается, что одной из основных позиций обновления детского сада на современном этапе развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольном возрасте стремительно развиваются физические и психические функции, которые становятся фундаментом всей последующей жизни. Поэтому воспитание здорового образа жизни должно начинаться в дошкольном возрасте. Актуальной становится задача воспитания интереса к движению, повышения естественной двигательной активности детей.

В МДОУ детском саду компенсирующего вида ׀׀ категории №61 «Лель» функционирует 15 групп, которые посещают 325 детей, 149 детей длительно и часто болеющие, стоящие на «Д» учете; имеют группы здоровья: I – 20 детей, II – 268, III – 52, IV– 4, V – 1. Среди хронической патологии дошкольников, посещающих дошкольное учреждение, преобладают болезни органов дыхания, пищеварения, нарушения сердечно – сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, кариес зубов, наблюдается динамика увеличения детей с проблемами психического развития. Поэтому забота о здоровье детей – одна из основных задач МДОУ детского сада №61 «Лель». Коллективу ДОУ приходится решать не только учебно-воспитательные задачи, но и проблемы, связанные с созданием системы оздоровления детей, подверженных частым простудным заболеваниям; оптимального режима, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка; комфортного самочувствия, нервно-психического и физического развития.

Медиками, инструктором по физкультуре, педагогом-психологом, воспитателями проводится комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучается их динамика.

В детском саду созданы необходимые психолого-педагогические и медико-социальные условия для полноценного развития и оздоровления каждого ребенка. Развивающая среда, кроме групповых помещений, включает 2 музыкальных зала, физкультурный зал, зал ЛФК, где можно также заниматься механотерапией, бассейн с фитобаром, медицинский блок, галокамера, массажный и физиокабинет, комната психологической разгрузки, экология и живой уголок, изостудия, 2 логопедических кабинета, имеется 2 спортивных площадки, игровые площадки на улице, на каждом участке – малые архитектурные формы. Все помещения оснащены разнообразным оборудованием, пособиями и отвечают современным требованиям. (Приложение 1)

В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей находятся, во-первых, семья, включая всех ее членов; во-вторых, детский сад, где ребенок проводит большую часть своего времени, то есть социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Основными критериями здоровья растущего организма ребенка служат:

  • уровень физического развития и его гармоничность;
  • уровень развития функциональных систем;
  • способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям;
  • хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.

Существуют факторы, препятствующие положительному решению поставленных перед коллективом задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

На состояние здоровья детей оказывают неблагоприятные факторы:

  • наследственность (болезни, курение, употребление алкогольных напитков);
  • климатические условия;
  • электронно-лучевое и «металлозвуковое» облучение детей;
  • образ жизни (которое оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

Учитывая, что дошкольный возраст – сензитивный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей приемам совершенствования самооздоровления приведут к положительным результатам, педагоги и медики используют арсенал средств и методов для предупреждения заболеваний.

Усилия медицинских работников, направленные на лечение нарушений здоровья, часто бывают недостаточно эффективны. Хороших результатов в оздоровительной работе можно достичь только при совместной работе всех членов образовательного процесса. В этой связи на первое место выходят мероприятия по сохранению здоровья воспитанников.

Лечебно-оздоровительная работа в ДОУ является равнозначной образовательно-воспитательной, а в ряде случаях доминирует, когда дело касается детей с устойчивыми нарушениями здоровья. Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду используются факторы внешней среды: двигательная активность на воздухе, воздушные ванны после сна, ходьба босиком, ходьба по рефлексогенным дорожкам, умывание прохладной водой, в летний период – ходьба босиком по траве, песку, гравию, камешкам, игры с песком и водой, солнечные ванны. (Приложение 2).

Обязательным условием является соблюдение индивидуального подхода, состояние здоровья детей. Работа проводится под непосредственным постоянным контролем медицинского персонала.

Результатом работы педагогов, совместно с медицинскими работниками по сохранению психофизического здоровья детей явилась разработка комплексной системы оздоровления детей, включающей лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей:

Составлена схема закаливания по сезонам и возрастам.

Вариативный режим пребывания ребенка в ДОУ.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение развитие ребенка: поддержка дошкольника в адаптационный период, создание психологического комфортного климата в ДОУ, развитие эмоциональной сферы ребенка с целью профилактики психосоматических заболеваний. Еще немецкий педагог Ф.Фребель отмечал, что «игра есть высшая степень детского развития». В Декларации прав ребенка игра провозглашена неотъемлемым правом ребенка. Поэтому педагоги детского сада важное оздоровительное, психологическое значение в регуляции эмоционального поведения ребенка придают игре, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Взаимодействие с детьми построено в игровой форме, с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на увеличение двигательной активности и физического развития детей, коррекционно-оздоровительной работы. (Приложение 3)

Педагоги младших групп, педагог-психолог в работе с детьми используют игры с песком и водой.

Использование арттерапии увлекает детей, отвлекает их от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма.

В качестве профилактического и оздоровительного средства используется фитонцидное луко-чесночное средство.

Функционируют разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка.

Эффективное решение задач оздоровления и увеличение потенциала здоровья ослабленных и часто болеющих детей доступными средствами является физическая культура, двигательная активность. Педагоги, при организации двигательного режима с ослабленными детьми включают все не противопоказанные виды двигательной деятельности, содержание которых является щадящим.

Педагогами проводятся различные виды утренней гимнастики, гимнастики для глаз, точечный массаж, физкультминутки, физпаузы, креативная гимнастика, в которую включаются психогимнастика, ритмическая, корригирующая гимнастики; физкультурные занятия в зале и на улице, занятия плаванием, ЛФК, дозированная ходьба (терренкур), бодрящая гимнастика после сна (гимнастика пробуждения) с использованием кинезорефлексотерапии, которые направлены на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей дошкольников, закрепление двигательных навыков. (Приложение 4)

Проведение занятий по физкультуре сочетаются с воздушными ваннами, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Так как у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому педагогами для тренировки дыхания используются элементы дыхательных упражнений для восстановления дыхания, естественные движения – дозированная ходьба и бег умеренной и малой интенсивности.

Игры-самомассажи, пальчиковая гимнастика со словами и другие простые упражнения помогают снять напряжение не только самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. (Приложение 5)

Игры в воде – отличное средство для тренировки терморегуляционного аппарата, для профилактики психоэмоционального напряжения, повышения общей резистентности организма, способствуют закаливанию, укрепляют сердечно – сосудистую, нервную системы. (Приложение 6)

Проводится работа по укреплению ног и свода стопы, для профилактики плоскостопия – ходьба по массажным дорожкам, для профилактики сколиоза – ношение детьми на голове мешочков с солью.

Организовано сбалансированное и оздоровительное питание в соответствии с натуральными нормами, индивидуальное - для детей с соматической патологией, витаминотерапия.

Проводится работа с детьми и родителями по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.

Для формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни разработан проект «Маленькие учителя здоровья». С самого раннего детства формируется культура здоровья детей посредством способности к подражанию. От стиля жизни родителей зависит ориентация ребенка на самостоятельное ведение здорового образа жизни в будущем, на следующих этапах возрастного развития.

Воспитательные усилия всех членов образовательного процесса направляем на создание единого педагогического здоровьесозидательного пространства в семье и детском саду.

Уже стали традиционными такие формы работы педагогов, медперсонала и инструктора по физкультуре с семьей, как спортивные досуги, праздники, физкультурные занятия с участием родителей и сотрудников ДОУ, дни открытых дверей, родительские собрания, заседания школы «Мы – вместе», консультации, беседы, мастер-классы, акции, конкурсы домашних спортивных уголков и городские соревнования. (Приложение 7)

Использование активных форм работы помогает преподнести знания ненавязчиво в процессе сотрудничества и активного взаимодействия взрослого и ребенка, педагога и родителей. (Приложение 8)

На совместных мероприятиях родители приобретают теоретические знания, овладевают практическими умениями в различных областях воспитания ребенка, происходит коррекция сложившихся семейных отношений между детьми и родителями.

С целью формирования у детей и родителей здорового образа жизни и вовлечения родителей в образовательный процесс, в МДОУ реализуется проект «Портфолио дошкольника», где накапливаются не только достижения, продуктивные виды деятельности воспитанника, но и результаты совместной с родителями деятельности (рассказы, сказки, фотографии и др.).

Благодаря этому создается особая дружеская атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья, позволяет ребенку укрепить свою внутреннюю позицию и действовать целенаправленно в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида II категории № 61 «Лель» с 2007 года работает в статусе опорного образовательного учреждения. Коллектив осуществляет инновационную деятельность по здоровьесбережению в соответствии с основными направлениями развития муниципальной системы образования на 2007-2010 г.г., программой по реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса».

Целью инновационной деятельности коллектива МДОУ является презентация системы работы по внедрению здоровьесберегающих технологий. Творческая группа педагогов МДОУ №61 «Лель» разработала программу развития «Здоровей-ка». Создание и внедрение программы ориентировано на формирование здорового образа жизни ребенка и семьи, на основе расширения оздоровительной работы в МДОУ, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Реализация программы развития МДОУ потребовала создания таких организованных форм управления, как: медицинская, психологическая, логопедическая, социальная службы; психолого-медико-педагогический консилиум, медико-педагогическое совещание, родительской школы «Мы – вместе». (Приложение 9)

Сотрудники МДОУ представляют опыт своей работы педагогам города. Были представлены следующие мероприятия: семинар-практикум «Игры, которые лечат» для воспитателей, заместителей заведующих по УВР; медико-психолого-педагогическое совещание «Пути оптимизации здоровья дошкольников» – для руководителей МДОУ; в день здоровья проведена акция для педагогов и родителей «Один день без сигарет»; семинар-практикум «Физкультура против недуга» – для воспитателей и инструкторов по физкультуре. Городские мероприятия проводились с использованием активных форм пропаганды здорового образа жизни. Были проведены:

  • открытые показы занятий;
  • педагогическая гостиная;
  • мастер-классы по проведению игр, которые лечат;
  • цикл упражнений на дыхание на занятиях педагогами и учителем-логопедом,
  • массаж рук карандашами;
  • практическая работа педагога-психолога с детьми группы риска;
  • показ работы пресс-центра;
  • акции.

Проведение акций, как активных инновационных форм работы с воспитанниками и их родителями, стало традицией в ДОУ. Акция «Один день без сигарет» была проведена для родителей воспитанников ДОУ. Педагоги и медики показали эффективность такой формы взаимодействия с родителями: курят родители – дети имеют заболевания верхних дыхательных путей, болеют астмой. Родители хотят иметь здоровых детей. Акция «Поле здоровья» помогла выявить проблему: отсутствие спортивных снарядов дома, несоблюдение режима дня, невнимание к спорту, невыполнение утренней зарядки.

Ежемесячно медиками проводится анализ заболеваемости по каждой группе, по параллелям, возрастам, по ДОУ. В каждой группе имеются графики заболеваемости детей за период пребывания детей в детском саду. Анализ заболеваемости, вопросы по физическому развитию, по адаптации детей стоят на повестке дня медико - педагогических совещаний, педсоветов. В результате этого проводится координация и взаимодействие медицинских, лечебно-оздоровительных, психолого-педагогических и социальных служб ДОУ.

Управление образовательным процессом осуществляется на основе программно-технологического комплекса «Результат образовательного процесса» (дошкольная версия) Б.И. Канаева. Динамика диагностики психофизической грани развития дошкольников в 2008-2009 уч. г. является положительной: на начало года достаточный уровень развития 22,7%, на конец года – 79,1%.

Важным результатом работы коллектива МДОУ является расширение знаний детей в вопросах сохранения здоровья и организации здорового образа жизни: формирование навыков применения способов оказания первой помощи, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья, увеличение посещаемости детьми ДОУ, снижение «родительской» заболеваемости. Посещаемость детей ДОУ увеличилась на 4,1 дето дня, «родительская» заболеваемость – на 2,7 д/дней по сравнению с 2008 годом, что объясняется регулярной просветительской работой с семьями воспитанников и качественной профилактикой заболеваний детей.

Из этого следует, что данная работа коллектива в выбранном направлении является важной в системе оздоровления воспитанников ДОУ.

Приложения