Нравственные ориентиры и учение Христа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Разделы: Литература


Цель урока: показать учащимся, что Достоевский видел путь нравственного очищения человечества через приобщение к христианству.

Оборудование: CD магнитола, записи песен Ж. Бичевской, подборка слайдов с видами православных храмов России.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Основная часть:

1. Слово учителя

а) 60-70-е годы XIX века в России- эпоха глубоко драматичная.

Эпоха мучительной перестройки дореформенной России, разложение привычек, традиций, верований.

Эпоха формирования новых буржуазных отношений.

Ф.М. Достоевский писал : "...теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях... в убеждениях... в разложении семейного начала. Исчезли и стёрлись определения и границы добра и зла".

б) Тема нашего урока сложная. Эта тема многогранна, многопланова, потому что каждая глава, каждая фраза насквозь пропитана скорбью и болью автора об утрате русским обществом нравственных ориентиров, заложенных в христианской традиции, попрание русским человеком святого православия.

а) Беседа о нравственности.

-Что такое нравственность?

Это внутренний мир человека, это законы, по которым человек мыслит, строит свои поступки к внешнему миру. По словарю Даля нравственный- духовный.

-Нравственные законы?

Это источник понимания добра и зла на основе которого человек оценивает различные явления в общественных и межличностных отношениях.

-Что такое нравственные ценность?

Явления взаимных отношений имеют определённые значения. Эти значения и являются нравственными ценностями..

Поступок и поведение человека могут быть оценены как нравственные так и безнравственные, добрые и злые, прекрасные и безобразные, возвышенные и низменные, жертвенные и алчные, благородные и пошлые, благодатные и хамские.

б) Словарная работа. Нравственность, жертвенность, самоотверженность, бескорыстность, исповедь, покаяние.

3. Слово учителя.

Итак, наша тема обширна, поэтому рассмотрим только наиболее яркие эпизоды, связанные с духовным падением и воскресением центрального персонажа.

В начале романа перед нами предстаёт задыхающийся человек, одержимый болезненным желанием вдохнуть полной грудью и не имеющий возможности этого сделать- это бывший студент, "замечательно хорош собою, но опустившийся и обнеряшившийся", Родион Раскольников.

-В чём же главная причина его болезненной одержимости?

Это его духовная неустроенность. Разлад, конфликт между устремлениями разума и сердца.

В этом состоянии Раскольников встречается с таким хе как он сам, оборванцем, с бывшим чиновником Мармеладовым.

Вместе с Родионом становимся свидетелями исповеди оборванца. Но Мармеладов забыл в своей повседневной суетности, что на исповедь нужно идти в дом Божий, храм, а не в трактир. Он же ищет человека, которому можно исповедоваться и в привычной для себя среде.

4. Выразительное чтение. (Исповедь Мармеладова. Часть 1, глава II

-О чём нам говорит эта исповедь?

В этой исповеди мы видим, что Мармеладов в противоположность Раскольникову живёт верой, надеждой на спасение, упованием на того единственного, который всех понимает..И в отличии от Раскольникова, Мармеладов раскаивается, горько сожалеет о своих слабостях, глубоко переживает свою вину перед семьёй и Богом.

Каждому человеку, даже безвозвратно падшему, открыта дорога к спасению через покаяние. Пьяный хохот, сопровождающий исповедь- свидетельствует о глубине греховности большинства людей. Сочувствие можно ждать только от того , кто милосерднее всех, к кому рано или поздно придут все люди. Указание на это находим в Евангелии (Чтение Матфей 9:11-13; Матфей 15:10-11; 17-19).

Звучит песня Ж. Бичевской "Пора покаяния"

5. Слово учитель.

По ходу романа мы прослеживаем, как добрые чувства героя побеждаются рождённой рассудком идеей, разрешающей преступление. Раскольников поддаётся соблазну её практического осуществления. И он идёт на страшный эксперимент.

-Оценка результата..

После убийства он не вспоминает о высоком смысле теории. В конечном итоге оказывается, важнее не человечество, а самому подняться, быть властелином.

Греховность самовозвеличивания, стремление к власти над миром осуждается Священным Писанием. (Чтение Лука 4:6)

6. Слово учителя

Достоевский в романе показывает ещё 2 убийства: попытку убийства Свидригайлова, убийство лошади.

Мы встречаемся с попыткой убийства Свидригайлова.

-Почему оно должно было произойти?

Дуня защищает свою честь и достоинство от поругания. И не случайно Достоевский заставляет её промахнуться, а два раза оружие даёт осечку.

В этих двух коротких моментах происходит коренной перелом. Дуня, решившаяся на убийство, перед третьим нажатием на спусковой крючок, одумалась и отказалась от пролития человеческой крови. Дух возобладал над разумом.

Вывод: Её поступок- это прямой отклик на призыв Христа: " Будьте святы, как Отец ваш Небесный. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

Это прямой отклик на пример всей жизни Христа, когда будучи Богом во плоти, он имел возможность уничтожить одним своим взглядом своих врагов, но не сделал этого во имя человеколюбия.

И как же омерзительно выглядит поступок Раскольникова на фоне поступка Дуни.

Сон Раскольникова.(Пересказ Часть 1 Глава V)

-Зачем Достоевский использует художественный приём?

Показать, что задавленный разумом дух во сне освобождается от оков. Показан крайний протест против бессмысленного убийства- бунт духа.

То,что Богом вложено в человека, с детства воспитано, против крови вообще, чья бы она не была.

Вывод:В притче о неплодоносящей смоковнице господь предостерегает нас от любого злодеяния, как большого, так и малого. (Чтение Лука 13:6-9).

Нам дана жизнь Создателем и никто, кроме Него не в праве распоряжаться ни своей, ни чужой.

Слово учителя.

Раскольников находится в глубоком духовном тупике. Разлад двух начал достигает наивысшей точки. Это может привести к гибели личности или её возрождению.

Возрождение или гибель зависит от среды, людей, его окружающих. На каторге он попадает в среду враждебную.

(Эпилог II часть - зачитать.)

Но в этой среде оказалась и Соня.

Почему она оказалась рядом?

Что её подвигло на жизнь в Сибири?

Какими нравственными ценностями она обладала?

Вывод: Соня оказывается человеком чрезвычайно необыкновенным. Обладала огромной силой духа. Силу она воспитывала и поддерживала глубокой верой, истинной духовной чистотой.

Здесь истоки её безграничной, самоотверженной любви, которая выделяла её из всей прочей толпы. Именно эта высокая христианская любовь к ближнему, любовь бескорыстная склонила чащу весов жизни Раскольникова к возрождению в самый критический момент.

Вывод: Вся жизнь Раскольникова, полная драматизма, мерзости, глубокого нравственного падения, судьба его близка персонажу притчи "О блудном сыне" (читать притчу Лука 15:11-32)

Звучит песня Ж.Бичевской "Белые церкви"

III Итог урока. Выставление оценок учащимся.

IV.Домашнее задание : Индивидуальное задание: презентация "Ф.М. Достоевский и современность".

Приложение.