Деловая игра "Знатоки русского языка". Урок русского языка в 3-м классе

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Развивать умение разбирать слова по составу.
  2. Уточнить знания о суффиксах и приставках.
  3. Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
  4. Развивать творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Оборудование:

  • экран, интерактивная доска «Мимио», компьютер, музыкальный центр, фонограмма с классической музыкой;
  • презентация урока;
  • таблицы с приставками и суффиксами, орфографические словари, «Школьный словообразовательный словарь русского языка»» Тихонов А.Н.
  • тесты по теме, шарады, кроссворд, индивидуальные карточки;
  • гимнастика для глаз.

Форма проведения урока: деловая игра «Конкурс знатоков русского языка».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Активизация опорных знаний.

Учитель: Ребята, мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, искрящиеся глаза и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! А урок русского языка сегодня пройдет в форме деловой игры «Конкурс знатоков русского языка» (см. Приложение 1).

Сегодня на уроке нам предстоит хорошенько потрудиться: вспомнить все, что мы знаем о частях слова, их значении, будем учиться правильно писать и употреблять приставки и суффиксы. Как иначе называются части слова? Морфемы. А разбор по составу? Морфемный разбор.

Ученик-скептик: Я считаю, что в русском языке нет необходимости в таком огромном количестве разнообразных приставок и суффиксов. Тем более, что из-за них страдает грамотность учащихся. Например, в слове сделать произносим звук [з], а по правилам орфографии надо писать приставку с-. Зачем запутывать учеников? Разве нельзя сказать просто – надо делать, будем делать?

Учитель: Ребята, у скептика свое мнение. А кто же это такой – скептик? Найдем значение этого слова в толковом словаре. Ребята, вы согласны с мнением скептика? Чтобы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны, что благодаря им наша речь становится ярче и богаче, мы с вами разделимся на команды:

1 команда (1 ряд) – «Приставка»
2 команда (2 ряд) – «Суффикс»
3 команда (3 ряд) – «Окончание»

Но прежде, чем начнется наша игра, давайте пополним наш словарный запас.

Словарная работа: 8 слов (см. Презентацию).

III. Основная часть.

Начинаем игру «Конкурс знатоков русского языка».

1 гейм – «Подберите однокоренные слова».

Учитель: Напомните, ребята, что такое корень? Из одного корня вырастают целые заросли слов. От корня да: дал, отдал, отдаю, можно образовать множество слов, по подсчетам ученых, около 280. Как образуются слова, вы сможете узнать по «Школьному словообразовательному словарю русского языка» Тихонова А.Н.

- А сколько слов вы сможете образовать за 1 минуту?

За каждое слово команда получит балл. У какой команды их наберется больше, та команда и станет победителем игры.

1 команда с корнем – золот -
2 команда с корнем – лес -
3 команда с корнем – сад -

- При помощи каких частей слова вы образовали однокоренные слова?

2 гейм – «Защита названия команды».

Мой корень в «просьбе» заключен
В ней он озвучен и смягчен;
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа. (Вопрос.)

Каждая команда рассказывает про свою часть слова по вопросам:

  1. Что это такое?
  2. Для чего служит?
  3. Где пишется?

В это время для сильных учеников из каждой команды раздаются карточки с индивидуальным заданием (см. Приложение 2).

«Берегите зрение» – гимнастика для глаз.

3 гейм – «Кто больше?»

А теперь аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто много знает,
Тот награды получает.

Задание заключается в том, чтобы написать как можно больше слов за 2 минуты.

1 к. С помощью приставок и корня –ход -, добавляя где нужно суффиксы, образуйте однокоренные слова.
2 к. Допишите суффиксы так, чтобы слова стали называть профессии.
3 к. Составьте слова из морфем.

Учитель: Вот, скептик, посмотри, сколько новых и интересных слов получилось при помощи приставок и суффиксов.

Ученик-скептик: У меня есть одно хитрое задание для ребят: найти, где спрятались приставки в словах и выделить их. Смотрите, не спутайте корень с приставкой! (см. Презентацию) Работу выполняем в паре.

4 гейм – «Разгадайте кроссворд, все слова которого начинаются на букву К».

  1. В нее кладут еду для зимующих птиц.
  2. Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнезда.
  3. Животное, живущее под землей.
  4. Морское путешествие.
  5. Горящая куча дров.
  6. Смешной артист цирка.
  7. И маленькая птичка, и вкусный тропический плод.
  8. Круглый огородный овощ.
  9. Детеныш козы.

Слов на свете нам не счесть.
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корни выделять.

Запишите по памяти все 9 слов и выделите корень.

Разберите по составу: 1 вариант – 1 слово, 2 вариант – последнее слово.

5 гейм – «Найдите слово по схеме» .

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман...

(А.С.Пушкин)

6 гейм – «Найдите ошибку» (см. Презентацию).

7 гейм – «Это все мы проходили» (см. Приложение 3).

8 гейм – «Поиграем».

Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она _________.

- Какой суффикс в названиях животных?

Он тигр – она тигрица,
Он осел – она ослица,
Он козел – она _________.

- Какой суффикс в названиях животных?

9 гейм – «Напиши небольшое сочинение».

1 вариант. «Мое любимое животное».
2 вариант. «Моя любимая книжка».

Разберите по составу подчеркнутые слова.

IV. Подведение итогов.

Учитель: Вот, ребята, и подошел к концу наш урок, а вместе с ним и игра. Понравился вам урок? Скептик, смогли мы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны?

Вывод (скептик): Чем больше приставок и суффиксов мы будем знать, тем грамотней будем писать, тем богаче и ярче будет наш язык.

Шарада на десерт.

Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.

Оценивание учащихся. Подсчет баллов.

1 место – «Молодцы!»
2 место – «Так держать!»
3 место – «Выше нос!»

V. Домашнее задание.

1 вариант. Написать как можно больше слов по схеме: приставка , корень, суффикс, окончание;
2 вариант. Написать как можно больше слов по схеме: корень, суффикс, окончание.

Использованная литература:

  1. О.В. Узорова «Самый полный сборник контрольных тестов».
  2. Т.В. Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» (2-4 классы).
  3. О.Д. Ушакова «Разбор слова по составу» (2-4 классы).
  4. Н.А. Шевердина «Новые олимпиады для начальной школы».
  5. Т.М. Анохина Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.
  6. Библиотека «Первого сентября» – «Я иду на урок».