Совершенствование навыка чтения младших школьников через информационно-ценностный подход

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Совершенствование навыка чтения одна из главных задач обучения младших школьников. Навык чтения – это навык, которому, учат и то, посредством, чего ученик учится. Народ давно понял важность этого общеучебного навыка, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них: “На азбуке осёкся – и цифирь не далась” Как установили ученые, на успеваемость ученика, влияет около 200 факторов. И фактором №1 является навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые. Как показывают исследования ученых и опыт моей работы, младший школьник, чтобы быть компетентным по всем предметам начальной школы и в дальнейшей своей жизни, должен читать 120-150 слов в одну минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Чтение 120-150слов минуту - это тот диапазон, к которому приспособилось мышление человека и его артикуляционный аппарат. Диктор телевидения - пример этого. Скорость чтения его составляет в среднем 120 слов в минуту - это и есть оптимальный диапазон для осмысливания материала. При определении психолого-педагогической основы темпа чтения я опиралась на идеи ученых В.А Сухомлинского, В.Н.Зайцева, М, И, Омороковой, И.А.Рапопорт и других, которые вплотную занимались проблемой становления навыка чтения, и определили, что темп чтения должен быть приблизительно равен, темпу разговорной речи человека. Холерики, сангвиники говорят быстро и читают быстро, а вот меланхолики говорят медленнее и читают медленнее. Из этого видно, что холерики и сангвиники могут научиться читать в быстром темпе, а вот меланхоликам труднее. Природа нам учителям сделала подарок, флегматиков и меланхоликов всегда примерно в классе 10%, а это значит 2-3 человека. Значит, большинство учащихся могут достичь уровня темпа чтения 120-150 слов. Но мы, учителя, должны научить ребенка не просто читать, а воспитывать квалификационного, вдумчивого читателя, умеющего извлекать нравственный, эстетический потенциал из книг. Поэтому основная цель моей работы - это подготовка квалифицированного читателя, ученика владеющего всем набором навыков, необходимых для продуктивного чтения. Чтобы воспитать такого читателя нужно решить следующие задачи:

  • Сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем успешно обучаться в основной и средней школе;
  • Сформировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с учебной и детской книгой;
  • Развивать у детей способности к полноценному восприятию литературного чтения.

Для достижения цели и решения задач в учебном процессе я опираюсь на технологию А. М. Кушнира “Информационно-ценностный подход в обучении чтению”.

Технический признак технологии - чтение со “звуковым ориентиром” и слежение глазами за этим ориентиром. Это часто можно встретить в домашних условиях, когда взрослый читает вслух, а ребенок следит по книге. В школе “звуковым ориентиром” служит живой голос учителя или голос, записанный на магнитофон.

Работа по совершенствованию навыка чтения начинается с чтения – рассматривания книги. Это ведущий метод подготовки квалифицированного читателя. Хотя наряду с этим методом сохраняет своё значение и метод живого слова в самых различных формах: чтение вслух, наизусть, беседы, рассказы, пересказы, игры, конкурсы, инсценирование и т.д.

Начинающего читателя-первоклассника надо приучить рассматривать книгу с обложки. При составлении плана работы с книгой я опиралась не только на систему работы А.М. Кушнир, а синтезировала её с методическими идеями Н.Н. Светловской и, руководствуясь ими, я выделила три структурные единицы:

  • умение думать до чтения;
  • умение думать во время чтения;
  • умение думать после чтения.

ПЛАН РАБОТЫ С КНИГОЙ

1.Автор книги.

2.Заглавие книги.

3.Издательство.

4.Художник.

5.Тема.

6.Основное содержание.

 

1) Умение думать
до чтения.

7.Новые
сведения.

9. Герои.

8.Поспорю.

10.Особенности
языка

2) Умение
думать над
книгой в
процессе
чтения

3)Умение
думать
после чтения.

Работу по “совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно – ценностный подход” я осуществляю ступенчато.

Работу по “совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно – ценностный подход” я осуществляю ступенчато.

* Первый шаг к обучению - это подготовка зрительного анализатора, а выражается она в том, что глаза читающего находятся в том месте, которое сейчас, вот сию минуту звучит. Ребенок глазами и движением указательного пальца одновременно со звучанием движется по строке. И это движение нужно довести до автоматизма.

* Следующий шаг – это я предлагаю ученику читать шепотом вместе с диктором. Вначале этой работы многие дети только успевают произносить с диктором окончания слов, но потом они успевают читать полностью слова. На этом этапе у некоторых детей затруднения и чтобы не нанести ущерб желанию читать, нужно, чтобы ребенок как можно дольше читал шепотом для себя.

К громкому чтению одновременно с диктором переходят постепенно все, но каждый в свой срок и основным остается содержание текста. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают из слабых ситуации неуспеха. Все слишком заняты: интересный сюжет, звуковой ориентир постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении и быть успешными при оценке понимания.

* Следующий шаг – это совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией, эмоциональностью. Интонация, культура чтения закладывалась и на предыдущих этапах – эталонным чтением диктора, то есть у детей уже сформировалась ориентация на выразительное чтение.

Однако лишь теперь, когда звучание приблизилась к скорости 120-130 слов в минуту, появляется возможность специально сосредоточить внимание на этом аспекте умения читать. Сменяя друг друга, цепочкой дети читают вслух вместе с диктором по 2-3 минуты, подражая всем нюансам произношения.

На этом этапе, как правило, завершается формирование мотивационной основы чтения. Уже сложилась установка читать вслух, только красиво, ведь из практики урока были совершенно исключены слоговое и механическое чтение.

В это время дети начинают чаще ходить в библиотеку и получать домашнее задание прочесть то или иное произведение и поделиться с товарищами. На уроке я лишь выясняю кто, по мнению ребят, прочел самую интересную книгу, и поощряю детей за рассказы друг другу о прочитанных книгах.

* Далее скорость звучания звукового ориентира должна быть 150-160 слов в минуту, когда ребенок только успевает следить, но проговаривать не успевает, специально отбиваем работу артикуляционного аппарата.

В жизни человек извлекает информацию в основном, читая про себя. А читать вслух надо только тогда, когда есть благодарные слушатели.

В настоящее время в нашей школе несколько компьютерных классов и мультимедийных установок, поэтому уроки провожу с “компьютерной поддержкой”. Систему работы по “Совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно – ценностный подход” нельзя полностью реализовать без контроля и системы измерения результатов.

Осуществляемый учителем контроль – это важный этап процесса выработки навыка чтения. В руках учителя он является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности ребенка. Именно об этой стороне работы учителя прекрасно сказал В.А. Сухомлинский в книге “Сердце отдаю детям”, “Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперед, поднимались по крутой тропинке познания. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды гаснет, ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы… или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей”.

Требованием учебного процесса наиболее соответствует способ подсчета прочитанного в словах за время 1 минута. Замер я провожу на незнакомом тексте. Детям с ослабленным воображением можно разрешить вчитываться в текст.

При проверке чтения вслух, а особенно про себя, я совмещаю контроль скорости чтения (1 минуту) с проверкой понимания, чтобы предупредить опасность бессмысленного чтения.

Контроль понимания текста провожу в виде тестирования. Вопросы для этого составляю в количестве 10 штук, по содержанию текста. Это могут быть высказывания вопросительные, утвердительные, провокационного характера и предусматривающие ответ “да” или “нет”. Учащиеся отвечают письменно в специальных блокнотах.

Перед тестированием даю установку – ответ полностью мысленно проговаривать, а в блокноте ставить “да” “+”, “нет” “-”.

Если ребенок ответил (например) на 8 правильных ответов то К (коэффициент) понимания составляет 0,8 или 80%, если на 10 вопросов правильно ответил то 1 или 100%.

Критерии измерения результатов понимания текста после одноразового прочтения текста про себя и вслух .

“К” Понимания в %

Уровень

50-60%

низкий

70 -90%

средний

100%

высокий

В критериях достижений учащихся применяется оценка измерения (вместо оценки состояния), то есть определение разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. Оценивается только отрыв от собственных достижений. Критерием признания становится индивидуальный отрыв от собственных результатов, а не от достижений других. Динамика проводится по результатам периодических замеров темпа чтения и понимания: ежемесячная “прибавка” скорости чтения должна составлять не менее 5-20 слов.

Критерии измерения результатов темпа чтения и понимания выпускника начальной школы по 3 уровням (условно)

Уровень

Критерии темпа понимания

Высокий

120-200 слов в минуту вслух и про себя. Сознательное, углубленное понимание текста.

Средний

90-120 слов в минуту. Понимание содержание текста

Низкий

70-90 слов в минуту. Частичное понимание текста.

Результаты работы по данной системе.

  1. Дети начитаны, с широким кругозором, чтение мотивированно, сознательно.

  2. Дети способны оценивать произведение на уровне формы и содержания.

  3. Их оценка отличается самостоятельностью суждений и аргументированностью.

  4. Они хорошо овладевают навыками устной и письменной речи.

  5. У детей хорошая память, устойчивое внимание.

  6. Учащиеся имеют высокий темп чтения “вслух” и “про себя”.

  7. Совершенствование навыка чтения младших школьников по данной технологии исключает неправильный психомоторный опыт и тем самым возможность формирования навыков, тормозящих дальнейшее развитие чтения (это регрессия, малое поле зрения, артикуляция).