Методическая разработка урока русского языка "Подготовка к сочинению. Письмо ветерану Великой Отечественной войны"

Разделы: Начальная школа


Класс: 2

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний

Цель урока: учить составлять словесный и зрительный образ; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, развивать умение выражать свои мысли, развивать коммуникативные компетентности.

Оборудование: проектор, компьютер, доска-экран, плакаты, выставка рисунков детей о Великой Отечественной войне, толковые словари русского языка у каждого учащегося на парте.

Рисунки к уроку

Ход урока

1. Организационный момент. (Звучит песня «Напиши мне письмо»)

Детское целеполагание.

Учитель. Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема сегодняшнего урока?

Дети: Мы будем говорить о письмах.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель. Хорошая традиция есть у нашего народа: писать письма. Ребята, сегодня тема нашего занятия - «Подготовка к сочинению». Мы постараемся разобраться, что же такое «письмо»; познакомимся с правилами написания письма; узнаем как возникла письменность; поговорим о способах передачи сообщений на дальние расстояния; проведем подготовку для написания писем ветеранам, которые самоотверженно сражались за наше право жить и учиться в мирное время в свободной стране, которым очень важно наше внимание.

3. Подготовительная работа.

Учитель. Вслушайтесь, как звучат слова, которые произносите вы сами и окружающие вас люди. Любое слово, начиная от самого прекрасного слова «мама» и кончая длинными и трудными «взрослыми словами», такими, например, как воздухоплавание или кибернетика, состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезнет. Какие-то доли секунды – и его нет. Попробуйте произнести любой звук или любое слово, и вы в этом убедитесь сами.

(Дети произносят звуки).

Учитель. А если как-нибудь остановить звуки, чтобы их можно было потом встретить еще много раз? Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для звуков. Каждая фигурка- буква – это как бы застывший звук. Вы, конечно, знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого. Тот, кто читает, действует наоборот. Он переводит видимые знаки в звучащие слова.

3.1. Как возникла письменность.

Рисунок 1.

3.2. Появление алфавита.

Учитель. Финикийцы, жившие две тысячи лет назад, изобрели буквы только для согласных звуков. А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Как бы мы отличали на письме ведро от выдры? Впоследствии появился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит «завоевал» почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность.

Рисунок 2. «Греческая и финикийская надписи».

Учитель. Во второй половине 10 века двое ученых братьев Кирилл и Мефодий стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям, славянский язык самые важные греческие книги. Их труд дал славянским народам возможность читать и писать на своем языке.

Рисунок 3.

4. Работа над темой.

4.1. Беседа об эпистолярном жанре.

Учитель. Что обозначает слово почта?

Дети. Почта – это здание, куда приносят письма, там их сортируют и разносят по адресам, даже в другие города отвозят.

Учитель. Откройте толковый словарь С.И. Ожегова и прочтите значение этого слова.

Дети. Почта – это учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение.

Учитель. А кто же такой почтальон?

Рисунок 4

Дети. Почтальон Печкин из мультфильма «Дядя Федор из Простоквашино». Это человек, который доставляет письма по адресам.

Учитель. Верно, но более точное определение можно найти в словаре. Найдите и прочтите.

Дети. Почтальон – работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам.

Учитель. Раньше, много лет назад, почту доставляли посыльные – это работники, которых отправляли куда-нибудь с поручениями. Чтобы доставить почту быстро на дальние расстояния, запрягали тройку почтовых лошадей, также отправляли с почтовыми голубями. Сейчас письма отправляются в путешествие к своим адресатам на поездах и самолетах, благодаря научному прогрессу, появилась совсем недавно электронная почта, которая доставляет письма за считанные секунды. К сожалению, исчезает эпистолярный способ общения. Эпистолярный – это значит относящийся к частной переписке, к письмам. Что же мы называем письмом?

Дети.Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Учитель. Кому из вас уже приходилось писать письма? Какими словами вы начинали и заканчивали свои письма?

Дети.

– Я писала письмо маме и папе из летнего лагеря. Начинала письмо со слов: «Здравствуйте!», а заканчивала словами- «До свидания!».

– А я писал письмо своему другу в Израиль, он там живет со своими родителями.

«Привет, Иосиф!» - в начале письма, а в конце: «До скорой встречи в Тольятти!».

Учитель. Правильно. А о чем вы писали в своих письмах?

Дети.

– Я писала о том, как здорово в лагере, как интересно проходят отрядные мероприятия, еще о том, что я немного скучаю по дому, ну совсем чуточку, чтобы не расстраивать родителей, что я очень их люблю!

– А я писал о том, что получил фотографии от своего друга и с письмом высылаю ему свои, что приготовил ему сюрприз, о котором он узнает, когда приедет в гости, о дворовой футбольной команде, о наших общих друзьях.

4.2. Правила написания письма.

Учитель. Как хорошо, что у многих есть такой богатый опыт в написании писем. Все же, я хочу познакомить всех с некоторыми правилами написания письма.

Рисунок 5.

Учитель.

  1. Начинайте письмо с обращения к адресату (не забудьте поздороваться).
    Например:
    - Здравствуйте, дорогой ветеран!
    - Здравствуйте, уважаемый Андрей Петрович!
    - Добрый день, любимый дедушка!
  2. Спросите, как здоровье, как идут дела у того, кому пишите.
    Например:
    - Как вы себя чувствуете?
    - Как вы поживаете?
    - Что нового?
    - Как дела?
  3. Если вы отвечаете на чье-то письмо, поблагодарите за внимание.
    Например:
    - Спасибо за письмо.
    - Я был очень рад получить от вас письмо.
  4. Вспомните, о чем вам писали в прошлый раз, скажите о своем отношении к новостям.
    Например:
    - Жалко, что вы заболели.
    - Я рад, что вам уже лучше.
    - Как хорошо, что вы скоро приедете.
  5. Ответьте на вопросы, заданные в предыдущем письме.
    Например:
    - Телевизор я смотрю мало – много читаю.
    - Я уже не болею и снова хожу на каток.
  6. Сообщите новости, расскажите о своих радостях, печалях (никого не расстраивайте).
    Например:
    - Передайте привет знакомым и родственникам.
    - Привет бабушке.
    - Дедушке большой привет и спасибо за посылку!
  7. Когда будете прощаться, не забудьте подписаться.
    Например:
    - До свидания. Павлик.
    - Жду встречи. Маша.
    - До скорой встречи. Твоя внучка.
    Рисунок 6.
  8. Если вы забыли что-то указать в письме, можно написать постскриптум (это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами «Р.S.»).
    Например:
    - P.S. Я забыла напомнить о встрече на следующей неделе.
    - P.S. Мне только что позвонили и сообщили, что у меня родился братик, я счастлива!
    - P.S. Забыл упомянуть о том, что мы переехали в новый дом, скоро новоселье. Приглашаем!
  9. Правильно напишите адрес на конверте. Рисунок 7. Очень важно правильно написать адрес на конверте, чтобы адресат смог получить ваше письмо. Что такое адрес и адресат, что общего у этих слов?

Дети.

– Адрес – это место, где мы живем, где живут наши знакомые и друзья.

– По адресу мы разыскиваем одноклассников, когда идем к ним в гости.

– Адрес есть даже у нашей школы, где нам нравится учиться!

– У этих слов одинаковый корень – адрес. Эти слова родственники.

Учитель. Правильно, адрес и адресат – однокоренные слова. Адрес – это местонахождение, местожительство, а так же это надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя (лицо или учреждение, получающее какие-нибудь адресованные ему ценности, грузы, корреспонденцию). Синоним слову получатель – адресат. Вспомните, какие слова мы называем синонимами?

Дети. Синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию. Например: Отечество, Отчизна, Родина – это синонимы.

Учитель. Какое слово вам показалось незнакомым?

Дети.

– Корреспонденция.

– Я знаю, корреспонденция – это слово родственник слову корреспондент, а корреспондент – это человек, который получает информацию о чем-нибудь или переписывается с кем-нибудь.

– Значит, корреспонденция – это обмен письмами, переписка.

Учитель. Правильно. Перед вами почтовый конверт, подумайте, кому вы адресуете свое послание? А теперь очень внимательно правильно напишем адрес на конверте.

В него входит: индекс; страна; край (область, регион); город (поселок, село, деревня, хутор); улица (проспект, переулок, бульвар, площадь, тупик, шоссе); номер дома; корпус (строение, дробь); номер квартиры; фамилия, имя, отчество получателя; обратный адрес (укажите свой адрес и свою фамилию, имя, отчество).

5. Роль писем в жизни людей.

Учитель. В 2008 году мы отметили знаменательную дату – 63 годовщину Победы народов нашей многонациональной Родины в Великой Отечественной войне, победы, доставшейся стране ценой великих подвигов и неимоверных потерь.

Это было долгожданное и радостное событие не только для армии, разгромившей врагов, но и для всех людей, работников тыла, которые дни и ночи упорно трудились, чтобы обеспечить воинов всем необходимым.

Сегодня мы склоняем головы перед памятью миллионов погибших защитников Отечества, чей подвиг привел к победе над врагом.

Ребята, вы подготовили замечательную выставку рисунков о Великой Отечественной войне, молодцы.

Звучит запись песни «Мне кажется порою, что солдаты…»

Рисунок 8.

Учитель. Давайте соприкоснемся с внутренним миром человека, солдата-воина. Прежде всего - это чей-то отец, брат, сын, у которого война отняла возможность мирно жить, учиться, работать и находиться рядом с близкими людьми.

Как вам кажется, ребята, что грело душу солдата, когда он вспоминал свою семью, родных и друзей?

Дети.

– Письма согревали солдат, они были необходимы солдатам на войне.

– И в походе, и на привале, и даже в бою письма вдохновляли бойцов.

– Мне очень нравится стихотворение М. Исаковского, я хочу прочесть вам отрывок из него:

Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне.
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.

Учитель. В минуты отдыха письма позволяли расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогали мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились письма. Знали люди, что война – это пропасть, гибель. Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила похоронка. Ждали, надеялись и писали письма. Такие письма были необходимы солдату. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Кому из ваших близких пришлось воевать в то время?

Рисунок 9.

Дети.

– Мой прадедушка погиб под Курском, моя бабушка, его дочь, до сих пор хранит письма своего отца. И я их буду бережно хранить, и мои дети сохранят как семейную реликвию.

– А моя прабабушка была санитаркой, у нее есть медали, письма – треугольники с фронта, она хранит в шкатулке, в день Победы перечитывает их и плачет.

– А у меня прадедушка пропал без вести, его очень все долго искали, но так и не нашли. Старые фронтовые фотографии и письма наша семья бережно хранит, бумага совсем стала желтой и трухлявой, чернила в некоторых местах совсем исчезли, слова некоторые нельзя прочитать, но моя бабушка письма все знает наизусть.

Учитель. Письма – это память сердец тех, кто находится рядом с нами и тех, кого рядом с нами нет. Все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остается среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. Вначале и взять было неоткуда – полстраны разрушено. А потом, за гигантскими нашими планами – все не до них было; не до них – постепенно старящихся, теряющих здоровье и силы, и до сих пор – не до них…

Чтобы ветераны чувствовали нашу любовь и благодарность, давайте их беречь, помогать им, не оставлять их без нашего участия, больше с ними общаться. Самое простое проявление нашего участия – это письмо ветерану, знакомому или незнакомцу.

Теперь закройте глаза и попробуйте мысленно написать письмо. Вспомните, с чего вы начнете свое послание, о чем будете писать дальше, какие добрые слова вы сможете сказать адресату, чтобы ему было интересно читать ваше письмо, что пожелаете на прощание, как закончите свой текст. Напоминаю, что письма свои сегодня вы адресуете ветеранам Великой Отечественной войны.

Рядом снами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны
Пусть болят у них старые раны,
Но по-прежнему духом сильны.
Ветеранам нельзя на покой уходить,
Когда мир вновь тревогой объят.
Люди новой войны не должны допустить.
По ночам ветераны не спят.
Им погибших друзей не забыть никогда,
Хотя в этом и нет их вины.
Но в душе рядом с ними они навсегда
И не могут уйти от войны.
Потому ветераны себя не щадят,
Без волнения жить - не для них,
Ярким пламенем жизни сердца их горят,
На борьбу вдохновляя других.

6. Работа в парах.

Учитель. Теперь поработаем парами: учащиеся первого варианта рассказывают свои варианты писем, а учащиеся второго варианта слушают, затем смена видов деятельности.

(Дети работают в парах).

7. Работа в группах.

Учитель. Сейчас вы выслушали варианты текстов, теперь в группах выслушайте мнение каждого о том, у кого письма вам больше всего понравились.

(Дети обсуждают лучшие варианты писем в группах, группы определены заранее).

Учитель. А теперь выслушаем лучшие письма на ваш взгляд, от каждой группы по одному человеку.

(Дети рассказывают понравившиеся варианты писем всему классу, оцениваются лучшие работы).

8. Рефлексия.

Учитель. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Скажите, где и когда вам может пригодиться полученная на уроке информация?

– Что вам больше всего запомнилось?

– Что особенно понравилось?

– Значение каких незнакомых слов узнали на уроке?

(Ответы учащихся).

9. Итог урока.

Учитель. Вы получили представление о том, как появилась письменность, как доставляли почту много лет назад и о современных способах доставки, насколько актуальным является возрождение российских традиций эпистолярного жанра, ведь в письмах проявляется духовность и сердечность людей, это наше славное прошлое и наше будущее. Вы узнали о роли писем в годы Великой Отечественной войны и о роли писем в наши дни.

Вы получили представление об основных правилах написания писем, узнали о значении новых слов, расширили свои знания.

Показали свои знания о Великой Отечественной войне, рассказали о семейных реликвиях.

Показали знания русского языка, умения размышлять, работать в парах, группах, самостоятельно.

За активное участие на уроке получают оценки…

10. Домашнее задание.

Рисунок 10.

Учитель. Теперь закрепите полученные знания при выполнении домашнего задания. Напишите на листочке письмо ветерану, грамотно подпишите конверт, можно дополнить свое письмо рисунком, который порадует ветерана. На следующем уроке вы прочитаете свои работы, и мы их отправим адресатам. Желаю вам удачи!