Эффективные формы работы по воспитанию у детей интереса к профессиям

Разделы: Работа с дошкольниками


Выбор профессии - ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т.д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? У представителей всех профессий есть свои праздники, которые отмечаются людьми, любящими свое дело. И чем дольше человек отдает себя выбранной профессии, тем совершеннее он владеет ею. Поэтому приобщение детей к миру профессий будет более эффективным, если работу построить на основе ознакомления дошкольников с профессиональными праздниками и подготовкой к ним.

Чтобы формировать у детей представление о том, что такое профессия; поддерживать интерес к ним; способствовать самостоятельности мышления и выбора, воспитателю важно методически грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых, как на занятиях, так и в повседневной жизни, используя наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, встречи с представителями разных профессий, игровую и изобразительную деятельность, чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций и т.д.

В систему знаний о труде взрослых необходимо включать представления о данном явлении в целом: о разных сферах трудовой деятельности (в промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве): о труде основных профессий (шахтер, швея, хлебороб, механизатор); об основных этапах и процессах создания продукции (постройка дома, выращивание хлеба, изготовление одежды); о взаимосвязи труда людей разных профессий. Дети должны знать, что всем людям на Земле очень многое нужно для жизни: одежда, пища, дома, транспорт и т.д. Это все делают взрослые своими руками, поэтому требуются разные профессии.

Важно рассказать о том, что в каждой профессии есть свои инструменты (учителю нужны - доска и указка, водителю - машина, рыбаку - удочка и сети, повару - плита, половник и т.п.). Для некоторых профессий нужны очень сложные машины (пожарному – машина с водой, строителю - подъемный кран, летчику – самолет, капитану – корабль и т.п.), т.е. сформировать представления о роли машин в работе людей.

Целесообразно знакомить младших дошкольников с реальным, конкретным человеком, которого хорошо знают дети и который не вызывает у детей негативных реакций (родители и работники детского сада).

В старшем дошкольном возрасте важно показать детям происхождение профессий: когда появились первые профессии, было ли такое время, когда профессий не было? Какие профессии появились раньше всего? Почему люди выбирают для себя ту или иную профессию? Что нужно делать, если хочешь научиться той или иной профессии?

Важно регулярно рассматривать иллюстрации с детьми, подчеркивая каждый раз общественную значимость избранной профессии и связь выбора с умениями и интересами ребенка (в т.ч. автора рисунка).

Целесообразно проводить занятия с разговором о том, как появляются разные профессии. Для таких занятий надо подбирать картинки о жизни людей в древние времена и картинки с изображением современных профессий (менеджер, телохранитель, спикер); картинки с изображением разных предметов, удовлетворяющих потребности человека.

Важно построить рассказ в определенной логике: с древних времен появилась потребность разделения труда между мужчинами и женщинами (зарождение мужских и женских профессий). Зарождение профессии - в разделении труда между мужчинами и женщинами. У людей появляются способности и желание заниматься какой-то определенной деятельностью и этому нужно учиться.

Фронтальные занятия в виде эвристических бесед должны быть направлены на то, чтобы сформировать у детей правильное понимание, что такое работа, что значит трудиться.

Занятия пройдут интересней, если воспитатель не превращает его в свой монолог, а рассуждает вместе с детьми, вместе находят решение и объяснение. Пусть дети сами подходят к мысли о том, почему возникают те или иные профессии. Выводы желательно чтобы делали сами дети.

Занятия-беседы о профессиях, должны быть направлены на то, чтобы познакомить детей с разнообразием профессий, узнать, что делает моряк, водитель автобуса, продавец магазина, врач, воспитатель, в чем заключается смысл труда взрослых, работающих в разных сферах нашего общества.

Игры будут способствовать развитию в детях интереса к миру взрослых, накоплению конкретных представлений о разных видах труда взрослых (в детском саду, в магазине, на строительстве, на почте, транспорте, т.д.) в определенной системе (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты и польза труда), желанию подражать трудовым действиям, манерам общения взрослых людей.

Важное грамотно организовывать экскурсии (прогулки, наблюдения): намечать основную цель, программные задачи, определять содержание экскурсии, формулировать вопросы к детям. Повторные экскурсии позволят конкретизировать и углубить знания детей.

Важно поощрять рассказы, рисунки детей, отражающие их личные наблюдения и впечатления.

Таким образом, на основе знаний об отдельных профессиях начинается знакомство с группами профессий, объединенных одним учреждением, одним профессиональным праздником. А концентрирование внимания детей на профессиональном празднике людей будет способствовать зарождению эмоционального отношения к усваиваемому материалу, что в свою очередь поможет сформировать у детей уважение к труду людей, понять его общественное значение.

К одним профессиональным праздникам можно вместе с детьми подготовить поделки, к другим - нарисовать рисунки и подарить их, а для представителей третьих - подготовить праздничную программу с песнями, стихами и танцами. Выбор всегда за педагогом и желанием дошкольников.