Работа социального педагога в начальной школе как средство формирования здоровьесберегающего компонента развивающей среды

Разделы: Социальная педагогика


Цель: показать и раскрыть роль социального педагога в обеспечении профилактики негативных явлений и отклонений в поведении школьников, оказание помощи классным руководителям по формированию здорового образа жизни несовершеннолетнего и его семьи, охране и культуре физического, психического, духовного и социального здоровья.

Одной из центральных задач модернизации российского образования является построение здоровьесберегающего образования. Данная задача не может быть решена, если субъекты образовательного процесса не будут иметь чёткие представления о составляющих здоровья, а главное, осознанно относиться к своему здоровью.

Здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия. Это процесс динамический, триединый, включающий в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: физиологический, психический, социальный.

Социальное здоровье – это определённый уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешение, регуляция); определённый уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие. Это осознание себя как полезной части общества, т.е. социума. Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Мы рассматриваем социальное здоровье как одну из составляющих социальной адаптации ребёнка в обществе, а потому критериями социального здоровья детей могут служить:

  • адаптация в различных общностях (семья, класс);
  • овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, творческая);
  • уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
  • выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);
  • наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;
  • общая средовая адаптация, т. е. интеграция в общество.

Для постепенного продвижения механизма социальной педагогики здоровья можно обозначить четыре уровня человеческой природы, по которым можно определить, с какого уровня произошло нарушение здоровья, как этот уровень влияет на другие уровни, чтобы меры, способствующие коррекции физического здоровья, не угрожали здоровью личности.

Четыре уровня человеческой природы

Личностный уровень:
духовный, мировоззренческий

(стремление понять своё предназначение в жизни и реализовать его)

Социальный уровень:
общественный

(стремление занять определённое место в обществе)

Биологический уровень:
физический

(стремление сохранить и поправить своё здоровье)

Психологический уровень

(стремление к планированию и самоуправлению поведением)

Без социума, без адаптации в нём индивидуум не превращается в человека. На этом уровне как бы проводится экзамен на звание “человек”. У него появляются социальные мотивы; он хочет, чтобы его увлечение было признано обществом. Так проявляется в человеке социальный уровень.

Каждый из нас знает, что установка на здоровье и соответственно здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определённого социально-педагогического воздействия. Поэтому в образовательных учреждениях всё больше внимания уделяют профилактической работе с обучающимися и их семьями, направленной на развитие осознанного отношения к собственному здоровью, умению противостоять чужому влиянию и делать свой выбор, реально оценивая его последствия, а также работе по повышению социально-психологической культуры родителей (законных представителей) младших школьников в области сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, так как огромное влияние на ребёнка, формирование его поведения, реагирование на жизненные ситуации оказывает семья и значимые взрослые.

Мне, как социальному педагогу, необходимо работать с детьми, испытывающими сложности в школьной адаптации, которая представляет собой подвижный процесс перехода из состояния дезадаптированности (протестное поведение, социальная проблема внутрисемейного конфликта, школьные фобии - страхи), в состояние противоположное и обратно.

Ведь социальный педагог – это, прежде всего, посредник между личностью ребёнка и государственно-общественными социальными службами. Это своеобразный духовный наставник, который “ведёт” ребёнка, семью, заботится о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме, помогает предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении:

  • изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;
  • выявление детей “группы риска”;
  • осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации;
  • помощь семье в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием ребёнка;
  • помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;
  • привлечение общественности и организаций к проведению социально значимых мероприятий, акций, диагностирование, распознавание проблемных ситуаций на ранних стадиях с целью предотвращения серьёзных последствий;
  • осуществление правового просвещения учащихся.
  • консультирование групповое и индивидуальное детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятия стресса;
  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением других специалистов;
  • помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

В социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:

  • социально-педагогической помощи и поддержки;
  • психолого-педагогической коррекции;
  • социальной адаптации;
  • профилактики;
  • реабилитации;
  • исследовательские

Социальному педагогу необходимо иметь следующие документы для учёта работы и проводимыми профилактическими мероприятиями по каждому классу, трудным учащимся, социально дезадаптарованным семьям.

  1. План профилактической работы, согласованный с подразделением ОДН ОВД “Ярославский”, ПДН Муниципалитета.
  2. Текущие планы работы, отчёты, справки о проводимой работе.
  3. Представления, характеристики, ходатайства, передаваемые в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).
  4. Документы, отражающие связь с ПДН (сообщения для инспекции и из инспекции, характеристики, ходатайства).
  5. Социальный паспорт учащегося.
  6. Социальные паспорта классов.
  7. Социальный паспорт школы.
  8. Списки различных категорий учащихся.
  9. Социальные истории учащихся, состоящих на учёте.
  10. Информация о занятости обучающихся в кружках и секциях.
  11. Информация о занятости на каникулах обучающихся, состоящих на учёте.
  12. Информация от классных руководителей по разным направлениям: характеристики, пропуски, сообщения о произошедших случаях, отчёты о работе, ходатайства о снятии с учёта и т.д.
  13. Протоколы координационных комиссий, родительских собраний.
  14. Тетрадь учёта индивидуальной и коллективной профилактической работы с учащимися.
  15. Результаты проводимых диагностик.
  16. Документы по правовому и здоровьесберегающему просвещению детей и их родителей.
  17. Методические разработки классных часов, мероприятий, родительских собраний, бесед и т.д. по профилактической направленности.

Для эффективной профессиональной деятельности социальному педагогу необходима достоверная информация, касающаяся различных сторон жизнедеятельности его подопечного. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) классного руководителя, его родителей или других значимых для ребёнка лиц. Также применяется стандартизированное наблюдение, ознакомление с медицинской картой учащегося, изучение документации на семью и ребёнка. Одним из наиболее важных участков работы социального педагога является совместная работа с учителем, психологом, логопедом, медицинскими работниками. Результатом непосредственного общения с этими специалистами на заседании медико-психолого-педагогической комиссии является постановка социального диагноза развития ребёнка. Выявленная “группа риска” нуждается в специально организованной, профессиональной социально-психолого-педагогической адресной помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребёнка с целью реализации и защиты его прав на здоровый образ жизни, полноценное развитие и образование. Необходимо строить работу на принципах осторожного, продуманного, предсказуемого по результату вмешательства.

Работа социального педагога и сотрудничество других специалистов ЦО, анкетирование учащихся и их родителей помогают составить индивидуальную социальную карту ученика, которая даёт реальную картину развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей. Реализация задач формирования здоровой личности учащегося и всей системы учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса (учителей, детей, родителей). Большое значение в работе социального педагога уделяется взаимодействию с классным руководителем.

В случае конфликтных ситуаций, совершения правонарушений, нанесения вреда здоровью употреблением алкоголя, табака и т.д., использование нецензурной речи, классный руководитель должен сообщить об этом социальному педагогу. При любом случае девиантного поведения или трудной жизненной ситуации классный руководитель обязан:

  • составлять и передавать характеристики на учащихся социальному педагогу в строго установленные им сроки;
  • заполнять анкеты, тесты и прочие документы, предоставленные социальным педагогом, в установленные им сроки;
  • незамедлительно извещать о вышеперечисленных проблемах социального педагога в форме сообщения или обращения;
  • по просьбе социального педагога вызывать родителей учащихся в ОУ, возможно присутствие классного руководителя во время проведения бесед с учащимися и их родителями;
  • при необходимости, посещать семью учащегося совместно с психологом, социальным педагогом, представителями родительского комитета, инспектором ОДН ОВД, участковым микрорайона

Поэтому необходимо выделить уровни и стили развития взаимоотношений социального педагога и классного руководителя:

Уровни

Стили

  • ценностно-ориентированное
    направление
  • дружеского расположения
  • толерантного общения
  • единство ориентиров
  • увлечённости
  • совместимость
  • открытости
  • организованность
  • мобильности
  • взаимодействие
  • опоры на жизненный опыт
  • ответственность
  • интереса к инновациям
 
  • недопущения к/ф ситуаций
 
  • нахождение компромисса

Все вышеперечисленные уровни и стили должны быть использованы на пользу ребёнка и важны в работе с педагогами дополнительного образования, школьного музея. А также в сотрудничестве с различными организациями микрорайона, округа. Внешкольными организациями являются: социальный отдел, отдел опеки и ЗП ребёнка муниципалитета “Ярославский”, КДН, ОДН ОВД района “Ярославский”, социально-реабилитационный центр “Возрождение”, спортивные и досуговые центры, Дома творчества округа, кафедра “Социальная работа” РГУТИС.

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребёнка сохранять своё здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собою и миром.

Вся деятельность социального педагога направлена на социализацию личности каждого ребёнка. В результате такой работы формируется активная жизненная позиция, которую можно сформулировать словами:

“Я могу”,

“Я хочу”,

“Я делаю”.

Я бы хотела закончить свою статью словами ученицы 2 класса, Томилиной Лилии.

“ Почему человек счастлив? Человек невообразимо счастлив потому, что у него есть жизнь. Просто жизнь – самое дорогое на свете! Важна не только твоя жизнь, но и жизнь окружающих тебя людей!!!”

См. презентацию.