Урок русского языка в 3-м классе по теме "Слово. Словосочетание. Предложение"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними, пожалуйста. Садитесь.

Сядьте ровненько, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми.

Для того чтобы у вас все сегодня получилось я очень хочу чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем:

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба,
Владычицей побед.

Как вы понимаете эти строки?

Дружба – это очень важно, ведь благодаря ей мы можем вместе справиться с любой трудностью.

И на уроке за ваши ответы я буду выдавать такие значки (учитель показывает детям улыбки).

Только если вы будите по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.

Прежде, чем мы начнем писать, как всегда проводим пальчиковую гимнастику, а поможет мне в этом…

Петушок.

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Цепочка.

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Спасибо.

Открываем тетради, записываем число: сегодня …. классная работа.

Сидите ровненько, не сутультесь, пишите красиво, старайтесь, проверяйте каждое слово.

II. Минутка чистописания.

ме ме

а) Прописываем словарное слово (вывешиваем на доске) месяц.

б) Работа со словарем.

- А знаете ли вы, этимологию этого слова, то есть историческое происхождение? (Нет).

- А интересно узнать? (Да.)

- Я хочу, чтобы, …поработал с этимологическим словарем и открыл нам истину об этом слове.

- Ну, а мы продолжаем работу.

- Я думаю, что все вы хотите у меня спросить, какова же тема урока и что будем делать на уроке.

- Рубрика «Давай - подумаем» и поможет вам самим определить тему урока.

(На доске значок «Давай - подумаем»).

- Посмотрите на рисунке. Что вы на них видите? (Столы.)

- Что такое стол с точки зрения единицы языка? (Это слово.)

(Учитель прикрепляет на доску первую часть темы урока).

- И так, сегодня речь пойдет о слове.

- Что такое слово?

- Слово – это единица языка, служащая для называния отдельного понятия.

Проверка: Интересно, что скажет следопыт, изучив этимологию слова месяц – март.

Текст:

Нынешнее название месяцев существовали еще в Древнем Риме, более 2-х тысячелетий назад.

У древних римлян год начинался не с 1 января, как у нас, а с 1 марта, с приходом весны. А так как римляне были воинственным народом и постоянно вели войны с кем-нибудь из соседей, первый месяц года посвящался римскому богу войны Марсу. Отсюда и название этого месяца – март (по латыни - мартиус).

- Какие эти столы? (Письменный, обеденный, журнальный.)

- Хорошо. Послушайте то, что вы сейчас проговорили, например: письменный стол.

- Если стол – это слово, то письменный стол это… ? (Словосочетание.)

- Итак, словосочетание – это соединение слов, в котором слова связаны по смыслу.

- Вы угадали следующую часть темы урока.

(Учитель вывешивает вторую часть темы: словосочетание).

- Вторая часть нашей темы – словосочетание.

- Ребята, составьте рассказ о столах.

(Ученики составляют рассказ).

- Из чего состоит наш рассказ.

- Из предложений.

- Что такое предложение?

Предложение – это грамматически и интонационно оформленное сочетание слов, выражающее законченную мысль.

- Вот теперь мы определили тему сегодняшнего урока.

(Учитель прикрепляет последнюю часть темы урока).

- Давайте все вместе прочитаем ее.

(Дети читают на доске тему урока).

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним и повторим, что такое словосочетание и предложение, будем сравнивать словосочетание и предложение, а также тренировать память, внимание, мышление.

- Почему же авторы учебника уделяют особое внимание различию этих ключевых слов в русском языке. И очень хотят, чтобы вы быстро и правильно умели их отличить.

- Мне кажется секрет в самих значениях этих слов.

(Учитель обращает внимание на доску с помощью указки, указывая на определения на доске). Дети отвечают сами.

В словосочетании слова связаны по смыслу, а предложение выражает законченную мысль.

- Давайте же попробуем в этом разобраться.

III. Этап применения знаний, умений и навыков.

- Посмотрите на доску. Как называется следующее задание, которое мы будем с вами выполнять?

? - хитрое задание.

- Поэтому нужно быть какими? (Внимательными).

- Перед вами написано предложение. Вам нужно сделать синтаксический разбор этого предложения.

- У доски работает … , а остальные на местах.

С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.

(Разбор с комментированием у доски).

- Какое это предложение по цели высказывания? (Повеств.)

- Из скольких слов состоит предложение? (7)

- О чем говорится в предложении? (О снежинках.)

- Что о них говорится? (Что снежинки падали.)

- Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)

- Какова основа предложения? (Падали снежинки.)

- Назовите и выпишите из предложения все словосочетания.

Одинокие снежинки

 

 

с пасмурного неба

Падали с неба

 

 

изредка падали

- Назовите главное слово в словосочетании? (Ответы у доски.)

- Какое слово называют главным? (Слово от которого мы задаем вопрос к зависимому слову.)

- Если мы с вами от главного слова задаем вопрос к зависимому, то мы что делаем? (Связываем их по смыслу.)

- Подождите, вы не назвали еще одно словосочетание: снежинки падали.

Это не словосочетание!

- Почему вы так считаете?

Связь подлежащего со сказуемым не является словосочетанием.

- Молодцы, правильно.

- Итак, давайте подведем итоги.

- Для этого вам понадобится схема, которая лежит у вас на парте, вы будите их заполнять по ходу работы.

- Выражает ли словосочетание законченную мысль? (Нет.)

- А предложение? (Да.)

(К доске по очереди выходят ученики и прикрепляют карточки-ответы у доски).

- Вывод: Словосочетание - не выражает законченную мысль.

Предложение - выражает законченную мысль.

- Можно ли определить по цели высказывания словосочетание? (Нет.)

- А предложение? (Да.)

- Можно ли произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией? (Нет.)

- А предложение? (Да.)

- Вывод: «С» - не произносится с определенной целью и интонацией; «П» - произносится с определенной целью и интонацией.

- Умницы, справились с такими трудными заданиями.

- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, проведем физкультминутку, проведет ее …

IV. Физкультминутка.

Я нашла себе жука.
На большой ромашке
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке-
Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.

V. Проверка полученных знаний и умений.

- Следующее интересное задание называется «Аукцион».

- Что такое аукцион?

(Дети объясняют значение этого слова).

- На доске записаны слова: ЛЕТИТ САМОЛЕТ

- Я предлагаю вам из них составить предложение, добавляя каждый раз по одному слову.

- Итак, начинаем наш аукцион, лотом будет самолет, кто последним назовет слово тот и полетит после урока на нем домой (учитель показывает модель самолета детям).

- Итак: ЛЕТИТ САМОЛЕТ.

- Кто больше?

В НЕБЕ ЛЕТИТ САМОЛЕТ.

- Кто больше?

ВЫСОКО В НЕБЕ ЛЕТИТ САМОЛЕТ.

- Кто больше?

В НЕБЕ БЫСТРО ЛЕТИТ САМОЛЕТ.

- Хорошо. Продано. Сегодня на этом самолете полетит домой госпо(жа)дин.

VI. Работа с учебником.

Ребята открываем учебники на стр.86 упр.3. Читает задание…

- Я предлагаю вам работу по рядам:

  • 1 ряд выписывает только слова.
  • 2 ряд словосочетания
  • 3 ряд предложения

С каждого ряда выходят к доске по одному человеку.

  1. за рекой, осенью;
  2. ключи от квартиры, глубокое ущелье, около дома, люблю путешествовать, сесть за парту, перед поездкой, первый класс;
  3. орешник рос, дует ветер.

- Проверим правильность выполнения упражнения.

- Теперь нашим глазкам необходим отдых.

VII. Физкультминутка для глаз.

VIII. Этап обобщения и систематизации знаний.

На доске прикреплены два кружочка красного и желтого цветов, рядом с которыми надписи с указанием задания.

Красный – сильные дети.

Жёлтый – слабые дети.

- У кого желтый кружок, поднимите руки. Вам нужно составить словосочетание. Приступайте.

- У кого красный кружок, поднимите руки. Вам нужно составить предложения. Приступайте.

Сильные:

  1. Крупные капли торопливо: забарабанили по крыше.
  2. Бурные потоки понеслись: по узким улочкам.

Слабые:

  • Ива плакучая
  • Батончик шоколадный
  • Ленточка новая
  • Карман дырявый

- А теперь проверим работы.

(Проверяют все).

- Молодцы. Справились с заданием.

IX. Этап подведения итогов занятия.

- Вы любите соревноваться друг с другом?

- Я хочу узнать кто из вас самый быстрый и внимательный, но не забывайте о том, что дружба- владычица побед.

Работа в парах.

Игра «Кто быстрее».

- Я каждому ряду раздала листочки, вы будите работать вдвоем.

- Необходимо составить возможные словосочетания с помощью стрелок, когда заканчивает одна парта, то передает другой парте листочек.

- Кто быстрее и правильнее выполнит задание тот ряд и победил.

- На старт, внимание, марш.

Проверка задания, учитель показывает лист со стрелками и определяет победителя.

- Ребята вы много делали на уроке, старались кто больше, кто меньше за свой труд вы получите оценки, по окончанию урока пересчитайте улыбки и подойдите ко мне для выставления оценок.

- На столах у вас лежат прилагательные: интересный, познавательный, скучный, не интересный.

- Поднимите те прилагательные, которые соответствуют вашему мнению об уроке.

(Дети поднимают карточки на обратной стороне которых цвета: красный - хорошее, синий - плохое.)

- Открываем дневники и записываем д/з: стр.86 упр.2.

- Урок окончен, всем большое спасибо.