Урок по математике "Обобщающее повторение"

Разделы: Математика


Цель.

Повторить:

а) письменные приемы умножения и деления;
б) действия с дробями;
в) решение сложных выражений.

Закрепить:

а) умение решать неравенства;
б) решение задач с избыточными данными;
в) геометрический материал.

Воспитывать в детях коллективизм, расширять кругозор

Ход урока

I Сообщение темы и цели урока.

- Когда над землею летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят.
Те звезды, к которым они полетят.

- Ребята, сегодня наш урок необычный. Мы отправляемся в космическое путешествие. Ведь 12 апреля исполнилось 35 лет с того дня, как в космос полетел первый человек.

- Кто знает имя первого космонавта Земли (Ю.А. Гагарин).

- Помните, что космонавты должны быть сильными, смелыми, внимательными, иметь глубокие и прочные знания по многим предметам, в том числе по математике.

- Сегодня на уроке в нашем тренировочном полете мы закрепим умения и навыки, полученные ранее: будем делить и умножать трехзначные числа, решать задачи и сложные выражения, работать с геометрическим материалом и дробями.

II Закрепление изученного.

1. Сначала мы должны определить курс полета.

- Прочитайте запись на доске:

XXII – X = (12)

L – XXVI = (24)

V + XIII = (18)

C – LXX = (30)

- Найдите значение выражений, запишите их в порядке возрастания: 12, 18, 24, 30.

- Прочитайте числа. Что общего вы заметили? (четные, натуральные, двузначные).

- Какое число лишнее? Почему? (в числе 30 нет единиц).

- Какую закономерность вы заметили? (каждое последующее число увеличивается на 6).

- Используя подмеченную закономерность, продолжите ряд вправо и влево на одно число:

6, 12, 18, 24, 30, 36

- Прочитайте числа. Найдите сумму чисел, которая укажет вам курс полета.

6 + 12 + 18 + 24 + 30 + 36 = 126

125 – Марс

126 – Луна

127 – Венера

126 – Луна. Итак, мы отправляемся на Луну.

- Какие математические законы вы использовали при сложении? (сочетательный, переместительный)

2. - Но на чем же мы отправляемся в полет?

- При подготовке полета нужны точные математические расчеты. Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, так как с опозданием обнаружили ошибку в расчете, которая могла обернуться катастрофой.

- Благополучие нашего путешествия зависит от ваших расчетов. Они же и укажут, на чем мы отправимся в полет.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

воздушного шара

самолета

ракеты

632 : 4 = 153

918 : 3 = 36

256 : 8 = 32

- Сделайте проверку данных примеров и выясните, на чем мы полетим.

- Как правильно проверить деление? (умножением и делением).

- На доске проверим умножением, а в тетрадях делением.

153*4=814

632:4=158

36*3=108

918:3=306

32*8=256

256:8=32

- Итак, в полет мы отправимся на ракете.

3. Но в полете нужен командир экипажа.

- Мы поиграем в игру “Поднимись по лесенке”. Кто поднимется выше всех, тот и будет командиром.

(16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048, 4096, 8192, 16384, 32768)

- Вслед за командиром поднимаемся в салон корабля и займем свои места.

4. Бортинженеры! Проверьте готовность к полету, покажите ответы на блок-сигналах:

3, 2, 1 – Внимание! Старт!

5. Полет начался, а вместе с ним и космические перегрузки.

а) Математический диктант мы проведем, используя числовой координатный луч:

А – частное чисел 77 и 11 (7)

В – произведение чисел 48 и 0 (0)

С – число 6 увеличить само на себя (12)

Д – 1/3 часть о числа 15 (5)

Е – число 98 разделить на 98 (1)

М – число 16 уменьшить наполовину (8)

б) Определить время в полете

img4.gif (542 bytes)

- Что записано на доске? (система неравенств). Составьте двойное неравенство и найдите значение х.

44 < х < 46

х = 45 – время в полете.

6. Посмотрите в иллюминаторы. Справа по курсу – созвездие сложных выражений.

- Прочитайте выражения. Что общего? (действия I и II).

- Какое выражение отличается? (3)

- Почему? (в нем 3 действия)

- Каков порядок действий в этом выражении? Составьте программу действий для его решения. Если вы правильно решите выражения, то звезды укажут вам № следующего задания.

167 + 248 : 4 + 369 = 598

7. Решение №598.

- Прочитайте. Что это? (задача).

- Докажите (есть условие, вопрос).

- Прочитайте условие, вопрос.

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (да).

- Простая или составная? (простая).

- Что вы заметили в условии? (лишние данные).

- Почему они лишние? (не нужны для ответа на главный вопрос).

- Какие данные нужны?

На автомобиле – 146 км

Пешком - ? на 50 км <

- Какое действие вы выбрали для решения? Почему? Запишите решение и вопрос (ответ).

146 – 59 = 96 (км)

Ответ: 96 км проехал турист.

8. Внимание! Впереди по курсу Луна. Наш корабль совершает мягкую посадку.

Луна – шар, спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны 384 тыс. км.

- Приготовиться к логической разминке!

а) На Луне нет воды, воздуха, нет дождей, снега. t? днем +120?, t? ночью –150?. Может ли быть жизнь на Луне?

б) День на Луне равен ночи и равен двум земным неделям. Сколько это суток? (14).

в) На Луне звезды видны даже при свете солнца. Вега ярче Тельца, а Сириус ярче Веги. Какая звезда самая яркая? (Сириус).

г) Поверхность Луны испещрена кратарами – воронками от метеоритов – лунных камней. Сколько весит лунный камень, доставленный луноходом на Землю? (6 кг). Сколько он весил на Луне, если все предметы там в 6 раз легче? (1 кг).

д) Мы захватили с собой вымпелы: 2 красных и 3 синих. Сколько штук я должна достать из пакета, не глядя, чтобы среди них был хотя бы один красный? (4).

Оставил вымпел на памяти о пребывании на Луне.

9. Наденьте скафандры. Выходим на поверхность Луны.

Физкультминутка

10. Наша ракета отправляется в обратный путь на Землю.

- Впереди по курсу – неопознанные летающие объекты – НЛО.

- На какие геометрические фигуры они похожи?

- Начертите такие фигуры (похожие) в своих бортжурналах, № фигуры соответствует № ряда.

- Можно ли выполнить задание? (нет данных).

- Выбирайте необходимые данные:

- Можно ли теперь выполнить задание?

(нужен масштаб)

М 1 : 100

- Заштрихуйте:

прямоугольника

круга

квадрата

- Выберите фигуры, которые у вас получились?

 - Что обозначает в дроби числитель (знаменатель)?

-Дополните дроби до 1:

, ,

11. Осторожно! Начался звездный дождь. Это хвостатые кометы. Расположите дроби в порядке убывания:

, , ,

У Р А !

12. Наше путешествие подошло к концу. Мы возвратились на Землю.

III Итоги урока. Оценки.

- Сегодня на уроке мы повторили все, что изучали во 2 классе: решали примеры и задачи, повторяли сведения о дробях и неравенствах, работали с числовым координатным лучом. А еще мы узнали много нового о Луне, учились любить и беречь свою Родину, узнали, как нелегко быть космонавтом.

Спасибо вам, ребята, за труд, за внимание, за усердие.