Урок-игра в 5-м классе малокомплектной школы "Виртуальное путешествие по родному селу Азрапино"

Разделы: Математика, Информатика


«Предмет математики настолько
серьёзен, что надо не упускать случая
сделать его занимательным».

Б. Паскаль

Цели урока:

  1. Повторить, закрепить, расширить знания по теме «проценты», «единицы измерения».
  2. Отработать навыки работы с приложением «Калькулятор».
  3. Расширить кругозор учащихся при решении практических задач.
  4. Развивать интерес к изучению математики и информатики.
  5. Практическое применение математики и информатики.
  6. Дальняя перспектива – профориентация.

Оборудование:

  • компьютеры, мультимедийная доска, проектор;
  • карточки с заданиями;
  • маршрутные листы – 2 шт. (Приложение 1);
  • оценочные листы – 2 шт. (Приложение 2);
  • мультимедийная презентация (Приложение 3).

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы, не выходя из класса, совершим виртуальное путешествие по селу в котором мы живём. (см. Приложение 3, слайд №1)

Класс делится на две команды, каждой выдаётся оценочный и маршрутный лист, в котором указаны остановки. На остановках «контролёры» (ими могут быть родители или старшеклассники) дают задания и ставят баллы в оценочный лист.

Остановка «Поле».

(см. Приложение 3, слайд №2)

Задание.

1. Какова урожайность картофеля (в центнер с га) на участке, если с 30 соток было собрано 900 ведер картофеля (1 ведро – 8 кг).

2. Сколько рублей получит хозяин после её реализации по цене 5 рублей за 1 кг.

Решение:

1) 8 кг * 900 = 7200 (кг) – масса собранного картофеля

2) 7200 / 30 = 240 (кг) – собрано картофеля с 1 сотки

3) 240 кг * 100 = 24000 (кг) – собрано картофеля с 1 гектара

4) 24000 кг = 240 центнеров с 1 гектара

5) 5 * 720 = 36000 (руб.) – получит хозяин после реализации картофеля по цене 5 руб. за 1 кг

Ответ:

1. Урожайность 240 центнеров с 1 гектара.

2. 36000 рублей.

Остановка «Почта».

(см. Приложение 3, слайд №3)

Задание 1.

Сбербанк в конце года начисляет 12% годовых к сумме, находящейся на счету в начале года. Каким станет вклад в 10000 руб. через 2 года?

Решение:

1) 12% = 0,12

2) 10000 * 0,12 = 1200 (руб.)

3) 10000 + 1200 = 11200 (руб.) – на счету через 1 год

4) 11200 * 0,12 = 1344 (руб.)

5) 11200 + 1344 = 12544 (руб.) – на счету через 2 года

Ответ: 12544 рублей.

Задание 2.

За доставку газет, журналов и посылок почтальон берет 2% стоимости. Сколько рублей надо заплатить за доставку 3 журналов по 50 рублей за каждый и посылку стоимостью 250 рублей?

Решение:

1) 50 * 3 = 150 (руб.)

2) 2% = 0, 02

3) 150 * 0,02 = 3 (руб.)

4) 250 * 0,02 = 5 (руб.)

5) 3 + 5 = 8 (руб.)

Ответ: 8 рублей.

Остановка «Магазин».

(см. Приложение 3, слайд №4)

Задание 1.

Имеется мешок муки весом 3 пуда по цене 25 рублей за 1 кг. Сколько рублей стоит 1 мешок муки?

Решение:

1) 1 пуд = 16 (кг)

2) 16 * 3 = 48 (кг) – муки в 1 мешке

3) 25 * 48 = 1200 (руб.) – стоит 1 мешок муки

Ответ: 1200 рублей.

Задание 2.

Для ремонта дома надо купить фунт гвоздей, какую массу имеет один гвоздь, если в фунте 16 гвоздей.

Решение:

1) 1 фунт = 400 (г)

2) 400 / 16 = 25 (г) – масса 1 гвоздя

Ответ: 25 грамм.

Задание 3.

Сырок стоит 5 руб. 70 коп. Какое наибольшее число сырков можно купить на 50 рублей.

Решение:

5000 / 570 = 8 (остаток 440)

Ответ: 8 сырков.

Остановка «Ферма».

(см. Приложение 3, слайд №5)

Задание.

1. Вычислите живой вес коровы в килограммах по формуле m = PL / 50, где:

  • Р – обхват туловища за лопатками в сантиметрах.
  • L – расстояние от передней лопатки до хвоста.

(L = 2 м, Р = 1м 25 см)

2. Объяснить, что означает выражение «Жирность молока составляет 3%».

3. Подсчитайте, сколько литров молока даёт корова за 1 день, если надой за год 5000 кг.

4. Корове дают в день 5 кг сена, всего же разных кормов 20 кг. Какой % составляет сено?

Решение:

1) 200 * 125 / 50 = 500 (кг) – живой вес коровы

2) 0,03 * 10000 = 300 (г) – жира в 10 литрах молока

3) 3000 / 365 = 8,2 (кг) – литров молока даёт корова за 1 день

4) 5 / 20 * 100 = 25% – составляет сено в ежедневном рационе коровы

Ответ:

1) 500 кг

2) 300 г

3) 8,2 кг

4) 25%

Остановка «Школьная».

(см. Приложение 3, слайд №6)

Задание 1.

В нашей школе 45 учащихся, из них 18 девочек. Сколько процентов учащихся школы составляют мальчики?

Решение:

1) 18 / 45 * 100 = 40% – девочек

2) 100 – 40% = 60% – составляют мальчики

Ответ: 60%

Задание 2.

В школьном коридоре длиной 30м. и шириной 3м, нужно покрыть пол линолеумом шириной 1 м 50 см. Сколько денег нужно заплатить, если 1 метр линолеума стоит 700 рублей.

Решение:

1) 3083 = 90 (м2 )

2) 90 / 1,5 = 60 (м)

3) 60 * 700 = 42000 (руб.)

Ответ: 42000 рублей.

Остановка «Минута памяти».

(см. Приложение 3, слайд №7)

Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года.

А сколько дней она длилась?

Вы узнаете ответ на этот вопрос, если выполните следующее задание: нужно выбрать по одному числу из каждой строчки и по одному числу из каждого столбца приведённой ниже таблицы и найти их сумму:

413 218 474 567
569 374 630 979
195 0 256 349
221 26 282 375

Решение (один из вариантов):

218 + 269 + 349 + 282 = 1418

Ответ: 1418 дней.

Остановка «Вкусная».

(см. Приложение 3, слайд №8)

Задание 1.

Длина рулета 5 вершков в одну секунду от него отрезают по 1 вершку, за сколько секунд будет разрезан весь рулет?

Ответ: 4 секунды.

Задание 2.

Торт «Медовик» стоит 60 рублей и ещё полторта. Сколько рублей стоит торт?

Ответ: 120 рублей.

Задание 3.

Как разлить 3 литра компота на 8 человек?

Решение:

3000 / 8 = 375 грамм

Ответ: 375 грамм.

Подведение итогов урока.

Учитель: Путешествие заканчивается в столовой. По итогам выполнения заданий во время путешествия, по результатам оценочного листа выставляется оценка.