Занятие по ориентировке в пространстве для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Развитие пространственных представлений в процессе прочтения плана группы.
  2. Нахождение предметов в группе с помощью плана.
  3. Закреплять у детей правильное употребление предлогов: на, в, под, перед, за, из-под.
  4. Повторить ориентирование на листе бумаги.
  5. Продолжать развивать умение выкладывать узор из геометрических фигур, ориентируясь на образец.
  6. Закреплять понятия “дальше – ближе”
  7. Воспитывать нравственные качества: доброжелательность, терпение.

Ход занятия

Воспитатель (В) подзывает к себе детей: Посмотрите, какой интересный конверт пришел к нам сегодня в детский сад. Что же в нем? Письмо. Давайте его прочитаем.

“Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Элли. У нас в волшебной стране произошло ужасное событие: Гингема напустила страшный ураган на нашу страну. И все жители волшебной страны разлетелись в неизвестных направлениях и потерялись. Пожалуйста, помогите выручить жителей из беды. Где их искать, знает Гудвин. Я посылаю вам карту, которая поможет добраться до Изумрудного города.”

– Ребята, мы поможем жителям волшебной страны? Для этого нам надо будет совершить путешествие в Изумрудный город к Гудвину. А поможет нам в этом карта.

Педагог показывает детям карту, с указанием пути. Приложение № 1

Дети, ориентируясь по карте, приходят в разные пункты, где выполняют различные задания.

Розовая страна Стеллы. (Столы, за которыми могут разместиться дети, покрыты розовой тканью, на стульчиках розовые цветы). За столами на каждого ребенка лист бумаги в крупную клетку, карандаш. Инструкция для воспитателя. Приложение № 2

– Посмотрите, как вы думаете, что мы должны сделать? Наверное выполнить какое-то задание.

Дети выполняют графический диктант под диктовку педагога, в результате чего у каждого получается буква “С”.

– Что у вас получилось? Имя какой волшебницы начиналось на С? Правильно, Стелла.

Под музыку появляется волшебница розовой страны Стелла.

Стелла: Здравствуйте, ребята! Как я рада, что вы оказались здесь, у меня! Куда путь держите?

Дети рассказывают о цели путешествия.

Стелла: Какие вы молодцы, что решили помочь жителям волшебной страны. Мне тоже хочется что-то сделать для вас. Я дам вам золотую шапку. Если вы попадете в беду, стоит только сказать волшебные слова: “Бамбара, Чуфара, Лорики, Ерики, Пикапу, Трикапу, Скорики, Морики” – перед вами появятся летучие обезьяны, которые обязательно вам помогут.

Дети благодарят Стеллу, прощаются, идут по карте дальше.

1. Воспитатель: Перед нами лес.(На одной из полок макет леса – игрушечные деревья). Там водятся саблезубые тигры. (Игрушки или картинки с изображениями тигров). Но сейчас они притаились и могут напасть на нас в любой момент. Мы сможем их победить только если первыми найдем их, и спрячем в ловушки. Но брать в руки тигра можно только после того, как вы скажете где его нашли и выслушаете где для него находится ловушка например: Р – Я нашел тигра под елкой. В – ловушка для него находится перед синей клеткой.

(На полке расставлены “клетки” разного цвета в несколько рядов).

Мы молодцы! Спрятали всех тигров и можем смело отправляться через лес.

2. Воспитатель: Следующее препятствие – река. Как же нам через нее перейти? Может быть, настало время попросить о помощи летучих обезьян? Кто вспомнит, какие слова надо сказать?

Прилетели летучие обезьяны и принесли волшебные дощечки, из которых можно будет построить мост. Но, чтобы дощечки обрели волшебную силу, нужно заполнить пустые клетки волшебными знаками. Приложение № 3

(Волшебные знаки – геометрические фигуры. Находятся в емкостях с горохом. Задача детей сначала эти фигуры найти на ощупь, а затем разложить по образцу).

Когда дощечки готовы, обезьяны помогают составить мост, по которому могут пройти дети.

3. Перейдя мост, мы оказываемся на Маковом поле. Там очень легко заснуть. Чтобы этого не случилось, поле мы будем перебегать. Но иногда нам придется делать остановки. Когда мы остановимся, я буду называть одного из вас. Тот, кого я называю, должен быстро-быстро оглядеться, и сказать, кто ближе всех к нему, и дальше всех от него. После этого мы сможем продолжить путешествие через маковое поле.

4. Пройдя маковое поле, мы оказываемся в Изумрудном городе. (зеленые домики, другие аксессуары зеленого цвета).

Детей встречает Гудвин. Он уже знает, зачем пришли дети. Готов помочь. Дает каждому план (зала, группы, площадки), на котором крестиком указано место, куда попал житель волшебной страны. Приложение № 4. Дети, пользуясь планом, находят жителей (игрушечных человечков), возвращают в Изумрудный город. Гудвин благодарит детей, вручает им призы, прощается.

Дети закрывают глаза, Гудвин произносит заклинание, дети оказываются в детском саду.