Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

  1. Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля.
  2. По блочно – модульной системе.
  3. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: “Экономические реформы первой трети XX века” и уроки обществознания по блоку: “Современная экономка”.

Цель: обобщить и систематизировать знания полученные на уроках истории и обществознания по блокам : “Экономические реформы в России первой трети XX века” и “Современная экономика ”. Активизировать мышление, развивать умения применять теоретические знания на практике.

Методы: мозговой штурм, практикум, диспут, деловая игра.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, лист с не заполненной таблицей, листочки с графиком оси координат.

План.

  1. Заполнение таблицы – сравнение (инд. работа).
  2. Заполнение графика – сравнения (инд. работа).
  3. Дискуссия.
  4. Деловая игра: “ Экономист ”.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Объяснение цели, задачи и порядок работы.

Учитель. Мы закончили изучать блоки: “Экономические реформы” на уроках истории и блока “Современная экономика”, на уроках обществознания. Сегодня вам предстоит, используя свои знания, полученные на уроках заполнить таблицу, которая перед вами. Необходимо вспомнить все реформы: содержание, методы проведения, и кратко, тезисами записать в нужную графу.

Во второй части работы вы на другом листке ставите на оси “y” столько баллов (по 4х бальной шкале) на сколько, по вашему мнению, была эффективна экономическая программа, и на обратной стороне листка аргументируйте свой выбор.

На следующем этапе мы обсудим ключевой вопрос нашего урока “ Цель оправдывает средства!”. Так ли это? (дискуссия).

На последнем этапе мы с вами поиграем в и игру “экономист”. Вы представите, что вы экономисты, и от вас зависят экономические реформы в России .Используя знания полученные на уроках истории и обществознания вы разработаете свою собственную программу, и объясните , почему видите ее именно так. Что бы вам было легче, на экране вы увидите некоторые экономические реформы проводимые в стране.

Ребята начинают работать.

I. 1. Заполнение таблицы. – 20 минут

2. Комментарии – (5 минут.)

Таблица должна быть заполнена примерно так:

Столыпин П.А.

Военный коммунизм.

НЭП.

Большой скачок.

Годы

1906–1912

1917–1921

1921–1927

1927–1939

Отношение к собственности Неприкосновенность частной собственности. Полная ликвидация частной собственности. Возвращение мелкой частной собственности. Государственная собственность.
Отношение к рынку Развитие и поощрение свободного рынка. Отсутствие свободного рынка. Разрешение мелкооптовой торговли. Монополизация рынка государством.
Реформы в с/х Ломка общинного землевладения, передача земли в собственность крестьянам. Продразверстка. Продналог (остальное на рынок). Коллективизация.
Реформы в промышленности Свободная конкуренция. Предпринимательская деятельность. Национализация промышленности, госконтроль. Хозрасчет, развитие мелкочастного предпринимательства. Госконтроль, 5-летний план развития тяжелой индустрии и оборонной промышленности.
Методы проведения Утверждение крестьянских банков для выдачи кредитов крестьянам. Переселение. Красный террор. Частичные уступки рынку и частному предпринимательству. Ограбление деревни, продажа ценностей за границу. Работа заключенных ГУЛАГа.
Итоги реформ Выход из общины 2 млн. крестьянских дворов. Увеличение на 35% хлебного экспорта. Увеличение на 10% посевных площадей. В 3,5 раза возросли закупки сельхозмашин. Ежегодные темпы роста промышленности и с/х самые высокие в мире (8,8%). Резкий спад с/х и промышленности. Осуществление товарно-денежных отношений. Голод, карточки. Социальный протест населения. Оживление товарно-денежных отношений. Возрождение рынка. Увеличение среднегодового валового сбора зерна на 20,7%. Рост промышленных предприятий к 1940г. (6000). СССР вышел на II место по производству важнейших видов пром. продукции. На I место – по производству стали и чугуна.

II . 1 Работа с графиком – 5 минут.

Ребята расставляют точки по оси координат. На обратной стороне поясняют, какой экономической программе и почему они поставили высший бал – 4, и низший – 1.

(.Критериями могут быть: итоги программы, методы проведения, влияние реформ на дальнейшее социально экономическое развитие страны).

2 (Комментарии – 5 минут.)

  1. Реформы Столыпина.
  2. Военный коммунизм.
  3. НЭП.
  4. “Большой скачок”

2 урок (продолжение).

III. Учитель. Ребята, обратите внимание на экран.

На экране высвечивается запись. “ Цель оправдывает средства! ”.

Учитель. Как вы думаете, проводя реформы, допустимо ли проводить их ценой лишений, страданий, крови?

Можно ли делая благо для страны уничтожить часть народа? Всегда ли оправдан этот лозунг?

(дискуссия) – 10 минут.

IV. “ Экономист” – деловая игра.

(Учащиеся в группах по 4–5 человек разрабатывают собственную экономическую программу). В помощь ученикам на экране высвечиваются некоторые экономические реформы – 15 минут.

Экономические реформы

  1. Национализация
  2. Приватизация.
  3. Расширение свободного рынка
  4. Государственное регулирование
  5. Развитие малого и среднего бизнеса.
  6. Расширение государственной помощи сельскому хозяйству.
  7. Приватизация земельного фонда
  8. Развитие кредитно – денежной системы.
  9. Снижение банковского процента на развитие предпринимательской деятельности.

(1 человек из группы защищает свою экономическую программу ) – 10 минут.

V. Подведение итогов урока. Комментарии учителя, выставление оценок.

Критерии выставления оценок.

На уроке ученики могут получить максимально 4 оценки.

  1. Заполнение таблицы. (Оцениваются точные знания экономических программ, лаконичность). Оценки получают все ученики.
  2. Графики– сравнения. (Оценки выставляются за убедительную аргументацию своего выбора). Оценки получают все ученики.
  3. Оценки получают наиболее активные участники дискуссии. (Оценивается аргументированность, компетентность, культура речи).
  4. Деловая игра “Экономист”. (Оценивается группа разработавшая наиболее убедительную и реальную программу.)