Интегрированный урок (литературное чтение + английский язык) по теме "Народные и литературные колыбельные песни"

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов ее получения средствами разнообразных заданий.

Цели по содержанию:

1. Образовательный аспект.

Создать условия для осмысления представлений о значении колыбельной песни, через решение проблемных вопросов:

– наблюдение,
– сравнение,
– обобщение.

Учить сравнивать народные и авторские колыбельные песни.

2. Развивающий аспект.

Способствовать обучению школьников выразительно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, определять основные закономерности.

3. Воспитательный аспект.

Прививать любовь к окружающим, воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи через работу с текстами, пословицами, видеозаписями.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Структура урока: оргмомент, целеполагание и мотивация, актуализация знаний и умений, первичное усвоение материала, осознание и осмысление учебного материала, первичное закрепление учебного материала, рефлексия.

Оборудование: видеозапись с колыбельными песнями, раздаточный материал, мультимедийная приставка, рисунок колыбельки.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Учитель английского языка. (УАЯ) Hello, boys and girls! Good morning, dear guests!

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем одновременно урок литературного чтения и английского языка.

Установка на работу.

Дети:

Я в школе, на уроке.
Я ученик.
Я готов к работе.

Речевая разминка по таблице слогов:

1-ю строчку читаем с медленного темпа до быстрого;

2-ю строчку – с быстрого до медленного;

3-ю строчку – с шепота до крика;

4-ю строчку – с крика до шепота.

Разминка для глаз (бабочка), таблица Шульце.

Упражнения на дыхание “пушинка”, “разгони тучку”.

II. Целеполагание и мотивация

  1. Прослушивание песни “Колыбельная”.
  2. Беседа.

Учитель.

– К какому жанру относится эта песня?

– Для кого поют колыбельные песни?

– Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? А взрослым зачем? Мы постараемся найти ответ на уроке.

– Чтобы узнать тему нашего урока, нужно вставить пропущенные буквы в предложение: Н...родные и л...тературные к...лыбельные песни.

III. Постановка учебной задачи

– Что бы вы хотели узнать о таком жанре как колыбельная песня?

(Как появились колыбельные песни?)

– С какой целью сочинялись?

– Какие особенности есть у колыбельных песен?

С вашей помощью я составила задачи урока:

  • выявить особенности жанра колыбельной песни;
  • сравнить литературную и народную колыбельную песню;
  • попробовать понять, как колыбельные песни влияют на душу людей.

IV. Изучение нового материала

Учитель. Чтобы выполнить первую задачу, проведем тестирование по теме “История появления колыбельных песен”. (Дети сидят в группах, выполняют тесты для каждой группы.)

– Поднимите руку, у кого отметка “5”?

Обобщим наши знания.

1. От каких слов произошло слово “колыбельная”?

– байка;

– игра;

– погремушка.

В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола “баить”. Значение этого слова – “шептать”, “заговаривать”. Эту информацию я нашла в толковом словаре.

2. Кто мог быть создателем колыбельных песен?

– животные;

– птицы;

– люди.

Колыбельные в древности создали матери, качая в колыбельках “люльках” (подвешенных к потолку) своих детей. (Показ рисунка колыбельки.)

3. С какой целью исполняли колыбельные песни?

– поиграть;

– побегать;

– убаюкать.

Сначала колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать.

4. Как исполнялись колыбельные песни?

– громко;

– грубо;

– певуче.

Пелись эти песни раньше без музыкального сопровождения “речитативом”. Слова – нежные, ласковые, без резких звуков.

– Прослушайте народную колыбельную, без музыкального сопровождения и скажите, к кому обращается мама, чтобы уберечь и защитить своего ребенка? (К коту.)

– Колыбельная песня несет в себе тепло и свет, является “оберегом”, защитой для малышей

УАЯ. Колыбельная песня, как мы узнали, исполняется с нежностью и лаской. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные. И Англия – не исключение. Вы, конечно, знаете, что в каждой стране свои нравы, традиции. У англичан, конечно же, тоже очень популярны колыбельные. А еще англичане, взрослые и дети, когда не могут уснуть, считают овечек... Давайте с вами познакомимся с английской колыбельной песенкой.

Stand up, please! Let’s sing a song!

Песня про овечек (Counting Sheep – Paige Morehead

http://detkam.c-papa.ru/mp/39/319.html).

Мы с вами немного прониклись английскими традициями. Колыбельных песен в Англии много, как и во всех странах, но все из них отражают культуру народа. Народная кол песня “Березонька”.

V. Знакомство с народной колыбельной песней.

– Мы познакомимся с новой русской народной колыбельной песней. Работать будем по предписаниям (на слайде).

Цель: научиться читать выразительно.

1. Прочитайте про себя колыбельную и ответьте на вопросы, работая в паре.

– Какие чувства вызывает песня?

– Как ее надо читать? (Нежно, с теплотой и любовью, заботой и нежностью.)

– Какие слова повторяются и почему?

2. Прочитайте колыбельную соседу по парте вполголоса, работая по памятке.

– Правильно ставь ударение.

– Соблюдай паузы.

– Выбери силу голоса (тихо, громко).

– Определи темп (быстро, медленно).

– Читай эмоционально.

3. Оцени свое выразительное чтение и соседа.

4. Поставь оценку себе и соседу в карту успеха.

Все ли пункты памятки ты выполнил?

Выполнил все – “5”.

1–2 не выполнил – “4”.

3–4 не выполнил – “3”.

5. Ответь на вопрос: Достиг ли ты поставленной цели? (Прослушивание двух пар.)

– Простой или сложный текст колыбельной песне? (Текст простой и понятный.)

УАЯ. Ребята, наш старый знакомый клоун Том прислал нам письма. В них он простыми, понятными для вас словами рассказывает по-английски о том, что ему приснилось.

У вас на столах конверты, в конверте задание для каждого из вас. Прочитайте, пожалуйста, письма и подберите правильную фразу к картинке. Чтение по карточкам.

  1. a fat cat, a big duck, a funny dog, an ugly frog.
  2. I can see a black cat. I can see a pig with a stick. I can see a fox with a cockerel.
  3. I see a dog. It is nice. I see a parrot. It is bad.

Вот мы с вами узнали, что же приснилось Тому.

Всех этих героев может встретить в своих снах; и младенец – из колыбельной М.Ю. Лермонтова “Спи, младенец мой прекрасный”.

VI. Знакомство с колыбельной песней М.Лермонтова “Спи, младенец мой прекрасный...”

Учитель. Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни пели бабушки, а теперь поют ваши мамы. Колыбельные сочиняли и поэты. Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал великий русский поэт М.Ю. Лермонтов (портрет).

– Закройте глаза, прослушайте чтение колыбельной и расскажите, какие картины вы себе представили? (Читает ученик или учитель.)

– Какие слова говорят о любви матери к ребенку?

– Выразительное чтение от каждой группы по 1 человеку.

– Какие чувства вспыхнули в вашей душе? (Задушевность, сердечность.)

– Что захотелось сделать? (А мне захотелось послушать еще авторские колыбельные песни.)

– Какие вы еще знаете авторские колыбельные песни? (Наизусть две песни.)

– Какие сложные слова есть в литературной песне?

VII. Сравнение авторской и народной песен (в группах)

А) В страничке ученика отметьте, сравните свои надписи.

Что объединяет? Чем отличаются?

(Ласковый тон, замедленный темп, напевность речи матери, текст простой, сложные слова.)

Б) Представьте себе, что вы поэты, вам надо сочинить колыбельную.

– У вас есть рифмы, попробуйте составить колыбельную песню (слова из разрезного материала), добавив свои слова. Это называется буриме.

Ночь пришла, темноту принесла, уснул петушок, запел сверчок.

УАЯ. Ночь пришла, темноту принесла... Но ведь ночь приносит не только темноту, но и много различных красок! Когда мы пытаемся уснуть, мы очень часто представляем себе что-то хорошее. Мы закрываем глаза и рисуем образы животных, цветов...

Наше воображение радуют различные цвета радуги.

Давайте с вами представим эти цвета и вспомним, как они называются по-английски. (Узнавание и перечисление цветов на английском языке.)

Мамы всегда стараются окружить ребенка нежностью, красотой. Они все вокруг украшают, чтобы их малышу было уютно... Давайте украсим нашу колыбель цветочками...

VIII. Рефлексия

– Украсьте колыбельку, прикрепленную к доске цветочками, и скажите, как колыбельные песни влияют на душу людей? (Успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека.)

– А почему это происходит? (Их поет мама с теплотой и любовью, заботой и нежностью.)

– Через колыбельные песни мама передает детям ласку и доброту, любовь и нежность и в ответ на это дети сочинили колыбельную для мамы.

– Выберете из предложенных пословицу, которая подходит к нашему уроку, посоветовавшись в группах.

Птица рада весне, а младенец матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Хлеб питает тело человека – а колыбель душу.

(На востоке про плохого человека говорят, что ему мать не пела колыбельных песен.)

IX. Итог урока

– Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? (Всем людям, независимо от возраста, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром.)

– Чему вы учились сегодня на уроке?

– Что мы с вами узнали об английских традициях сегодня на уроке?

Поставьте самооценку в дневник, обоснуйте.

Домашнее задание:

  1. нарисовать рисунок к колыбельной песни и подписать словами из песни;
  2. придумать свою колыбельную песню;
  3. спеть колыбельную песенку на английском языке своим близким.

Итак, мы решили, что колыбельные нужны и взрослым и детям, давайте все вместе и исполним ее. Пусть в вашем доме звучат колыбельные песни и приносят уют и лад в вашу семью. Помните, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Спасибо за урок.

– Thank you for the lesson.

Приложение

Колыбельная песенка

Народная

Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит...
Моя доченька уснет –
Ее сон унесет,
Унесет ее в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадет,
Дочке в рот попадет.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит...

Спи, младенец, мой прекрасный

М.Лермонтов

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою.
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю!

1-е задание. Сравните текст авторской и народной литературной песни.

Что объединяет?  (Ласковый тон,
  замедленный темп,
 напевность речи,
 текст простой,
 сложные слова
.)
Чем отличаются?

2-е задание.

...пришла,
...принесла,
...петушок,
...сверчок.

Мама.

Ночь спустилась и давно заснули все,
Снятся сны прекрасные тебе и мне.

Дети.

Только мама почему-то не уснет,
Подойдет и одеялом обернет.

Припев.

Мама.

Время бежит, ты подрастаешь,
Что впереди не угадаешь.

Все вместе. Но по-прежнему вдвоем будем мы с тобой.

Дети. Ты мне мама песню спой, посиди со мной.

Мама.

Тихо в доме, лишь часы стучат во тьме.
Спит малыш мой, улыбаясь в сладком сне.
Пусть тебе приснятся все твои мечты,
Самый мой родной на свете – это ты.

Припев.

Мама.

Время бежит, ты подрастаешь,
Что впереди не угадаешь.

Все вместе. Но по-прежнему вдвоем будем мы с тобой.

Дети. Ты мне, мама, песню спой, посиди со мной.